Авторский блог Михаил Смышляев 12:49 22 ноября 2018

Не словом, а делом!

о гончарном ремесле

Семья гончаров из села Нижние Таволги негласно живёт под этим старинным девизом знаменитых уральских промышленников Демидовых.

Попасть в Нижние Таволги можно с экскурсией от Невьянского историко-архитектурного музея. Давние экскурсии, старый, проверенный, работающий маршрут. Оно и понятно: здесь можно посмотреть не только на музейные экспозиции, но и на живых людей — продолжателей старинного ремесла. Посмотреть, поучиться и урокам мастерства, и урокам жизни…

Сергей Масликов — гончар то ли в шестом, то ли в седьмом поколении. Почти три века назад пришли сюда на слияние речек Ключёвки, Таволги и Нейвы мастеровые люди — ремесленники-гончары. Нужда в них была, потому что замыслили государь Пётр Алексеевич и тульский кузнец Никита Демидов строить на Урале железоделательные заводы. Своё железо стране потребно было, чтобы не покупать его в Швеции и иных заморских землях. Да ещё с той же Швецией Россия войну вела. Пушки, ядра, ружья требовались. Ну а коли заводы ставить, значит и работных людей надо как-то содержать, кормить с чего-то… Ясное дело, не с фарфора, серебра, глиняная посуда тут нужна. Она и недорогая, и в обиходе нехитрая, и наделать можно сколько угодно, коли есть мастеровые гончары.

В 1701 году Невьянский железоделательный завод выдал свою первую продукцию. Позже он будет выпускать лучшее в мире железо, известное под маркой "Старый соболь". "Руда на Урале славная!" — восхищались Никита и Акинфий Демидовы. Знали ей цену и их мастера на заводах. Однако не только руда, но и глина оказалась самой лучшей у слияния трёх речек. Потому и селились гончары, мастерские росли как грибы. В начале двадцатого века только в Нижних Таволгах, не считая окрестных деревень, их насчитывалось шестьдесят. И бойким, ходким был товар. Традицию продолжили и в советские времена. Тогда здесь работала фабрика керамической посуды. Наследники демидовских мастеров с юных лет, как правило, шли на фабрику. Получали ту же профессию. Хоть и технологии стали другими — современными.

Сергей Масликов исключением в селе не был. На фабрику пошёл, где уже старший брат трудился. Был подмастерьем, овладел профессией. Но к середине 1990-х годов, в эпоху разгара рыночных реформ фабрика захирела. Надо стало своим умом думать, как на жизнь зарабатывать, искать в новых условиях своё место в жизни. Коренным мастеровым людям смекалки не занимать.

Сергей поработал и в частной мастерской, и в пожарной охране, пока не пришёл к тому заключению, что надо создавать своё дело… Сказать легко. Попробуй — сделай! Одни кредиты во что обойдутся! Но край здесь невьянский, край демидовский, и старый девиз промышленников-предпринимателей времён Петра Великого, наверное, до сих пор живёт у людей в крови, в генах: "Не словом, делом!" В частных предпринимателях Сергей и Светлана Масликовы ходят почти два десятка лет. Не разорились. Живут, трудятся, развиваются. Своё дело у них получилось многопрофильное: лесозаготовка и переработка древесины, грузоперевозки на автотранспорте, гончарное дело, туризм. Всем занимаются, чтобы дело шло вперёд.

Одна глина — производство малоприбыльное, хоть при мастерской есть и свой магазин. Лес, грузоперевозки дают доход. Но Масликовым ограничиваться этим неинтересно. Он-то — гончар по роду, по крови! Помогают брат, жена, двоюродные сёстры. Потому живёт мастерская! Там, где было пустое, дикое поле, построили дом, цех, трапезную, много дворовых построек. Да все — из могучего соснового леса. Можно подивиться тому, что в наших лесах есть ещё такие огромные неохватные деревья: диаметр брёвен — 60 сантиметров.

А наше знакомство произошло в трапезной. Вернее, вышел на её крыльцо достаточно сдержанный, строгий мужичок. Круглолицый, характерной славянской внешности. И за строгостью, как я понял, прячется улыбка, шутка, лукавинка. А человек-то достоин быть героем бажовских сказов! Он пригласил в трапезную. Там сияющие, будто только что вымытые бревна в стенах, нарядные столы с красивейшей глиняной посудой, лавки-скамьи. Улыбающиеся женщины накрывали эти столы — близилось время обеда. Ароматный чай с пахучей и целебной травой (таволгой), румяные блины на блюдце.

Впрочем, долго нам засиживаться за чаем не пришлось. Подъехал экскурсионный автобус. Суббота, воскресенье — у Масликова время проведения мастер-классов. Приезжают экскурсии, в основном дети, и он показывает, как работают гончары. Восторгам нет предела. Ну, конечно же, это очень интересно, как из глины рождается кувшин под молоко, ваза, горшочек, игрушка-сувенир. Рабочий процесс. Глину надо пропустить через две глиномешалки: вальцовочную и шнековую, — удалить из неё лишний воздух. А уж потом мастер садится за свой стол, за гончарный круг. В наш век всё решает электричество. С его помощью работают глиномешалки, гончарный круг. Рождается изделие… Правда, как и столетия назад, всё решает мастер. Его рукам послушен будущий кувшин, у него, как и раньше, помощники в работе: шкурка-лосинка, берёзовый нож — клепик, вилочка. Со стороны, кажется, он лишь поглаживает будущее изделие. Нет, он его центрует, придаёт нужную форму. Пока сидит за гончарным кругом, успевает и работать, и за словом в карман не лезет…Обжигаются готовые изделия теперь уже не в горне, а в электропечи. Покрываются особой глазурью, после расписываются узорами. Сергей на мастер-классах раскрывает секреты старых и новых технологий обработки глины. У него получается тысячи полторы изделий в месяц. Полки с товаром — разбегаются глаза: горшочки, вазы, кувшины, корчаги, тарелки, блюдца, игрушки. Стоит недорого, расходится быстро. Можно приобрести как сувенир, можно — как посуду, вполне пригодную и для двадцать первого века. В каждой вещи — своя особенная, непередаваемая прелесть. Хоть в той же глиняной свистульке в виде кошки или совы, в глиняном горшочке! И, кажется, чувствуешь, понимаешь глину, как волшебный материал.

После мастер-классов у нас ещё раз был чай с таволгой и блинами. "А знаешь, в Египте или на Канарах я ничего интересного по глине не нашёл, — сказал Сергей почти напоследок. — Отдыхать много раз ездили за границу, но на Урале столько всего интересного… Какие замечательные города: Ирбит, Невьянск, Верхотурье. Ну, пойдем, ещё что-то покажу". И мы пошли смотреть другие предпринимательские проекты Масликовых, тоже основанные на традиционной русской культуре. Это, например, Емеля на печи, что стоит в огороде: можно прицепить к мотоплугу, трактору — катать ребятишек по заснеженным пространствам. Это и избушка Бабы-Яги, там проводятся праздники, там, конечно, есть печь, склянки с "приворотными" и "отворотными" зельями, сушёными пауками, и весь иной сказочный маскарад. У Масликовых несколько гостевых домиков для горожан, что пожелают приехать пожить в деревню. Есть и дом семьи уральских старообрядцев, можно там прочувствовать, как жила в конце девятнадцатого, начале двадцатого века старообрядческая семья. Невьянск, Верхний Тагил — это коренной, мастеровой, старообрядческий Урал. Село Быньги — рядом… Какой стариной, историей веет от Свято-Никольского храма! Древнее благолепие, особенная духовная благодать — храм в числе немногих на Урале никогда не закрывался и в годы советской власти. Туризм по всему Уралу — один из перспективных предпринимательских проектов у Сергея и Светланы Масликовых.

Но мы снова в мастерской. Первозданность и древность гончарного круга, рождение кувшина на нём — как рождение жизни из глины. Здесь живёт старый девиз: "Не словом, делом!"

На фото: Сергей Масликов за работой

1.0x