Дмитрий Шахов
Василий Шахов
»
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССКИХ
КОСМИСТОВ. Н.Ф. ГАГАРИН-ФЁДОРОВ.
....................................................................................................................
"Учебный космос России" и "Дистанционная кафедра истории развития гуманитарно-космических технологий" продолжают публикацию (в помощь школам, вузам, библиотекам) просветительских материалов, раскрывающих творческие индивидуальности "открывателей путей", энтузиастов-пассионариев, пионеров-первопроходцев, прокладывавших "звёздные пути" человечества.
дистанционный научно-просветительский
форум
ВЕДУЩИЙ (НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ПРОФ. В.В.Ш А Х О В):
Наше сотоварищество осуществляет свою деятельность в русле «УЧЕБНОГО КОСМОСА РОССИИ»; «оцифрованы» уже десятки эссе, исследований, методических рекомендаций, относящихся к истории мирового космизма, «русского космизма»; подготовлены и ждут востребованности от подразделений Минпроса, Минвуза, Минкульта брошюры, буклеты,альманахи, учебные пособия для разных возрастных групп. Здесь – биографии, индивидуальности, дерзновенные прозрения «открывателей путей»: Фёдорова и Одоевского, Сухово-Кобылина и Умова, Циолковского и Чижевского, Соловьёва и Бердяева, Флоренского и Вернадского…
Особое место занимают феноменальная личность, гениальные открытия
НИКОЛАЯ ФЁДОРОВИЧА Г А Г А Р И Н А-ФЁДОРОВА…
ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
……………………………………………………………………………………………………….
Архивные «раскопки»… Библиографические «раскопки»… Источниковедческие разыскания… Раскрытие смысла того или иного псевдонима… Прояснение значения того или иного омонима, топонима, гидронима, астронима… «Земли родной минувшая судьба» в свете иных, принципиально новых обстоятельств, причинно-следственных коллизий…
Подобно доисторическим мамонтам, вымирает, сходит на-нет «краснокнижное» ныне племя краеведов, регионоведов, энциклопедистов. Донкихотствующими чудаками кажутся эти романтики-пассионарии, стемящиеся сохранить ускользающую, утрамбовываемую «смутным временем», легко ранимую память о минувшем.
Между тем, как говорится, пока ещё не вечер… Кое-что сохраняется, кое-что фиксируется… Даже к «космической теме» можно ещё нечто прибавить…
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
Модератор-распорядитель Дмитрий Шахов демонстрирует
в и д е о – р я д по материалам кафедры истории гуманитарно-космических технологий…
…………………………………………………………..
«Всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем… Жизнь, конечно, есть дар и напрасный, и случайный, нужно прибавить — и бесцельный, если только он не будет выкуплен трудом, объединённым в общей цели, — для человека дорого лишь то, что он сам выработал, приобрёл трудом…
…Дело заключается в том, чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица современной жизни...
…космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом…»
Н. Ф. Ф Ё Д О Р О В.
… К занимавшему скромную должность библиотекаря РУМЯНЦЕВСКОГО МУЗЕЯ (персонально именно к нему) время от времени наведывались лица наизнаменитейшие:
Достоевский, Соловьёв, Стасов, Толстой.
Вот и на этот раз великий старец из Ясной Поляны и Хамовников поджидал Николая Фёдоровича Фёдорова, чтобы совершить прогулку по набережной Москвы-реки.
Льва Николаевича интересовали годы фёдоровской жизни и работы в Липецке… В том же Липецке жил и работал в своё время Александр Михайлович Гренков (АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ)…
………………………………………………………………………………………….
ЭТАПЫ БИОГРАФИИ…
Сообщество «Учебный космос России» 15:13 15 марта 2017
Липецкие экспозиции Центрального музея Русского Космизма-3
Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного университета Знаний (модератор Д. Шахов)
0Оценить статью: 2
Модератор Дмитрий Ш а х о в представляет:
ЛИПЕЦКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
МУЗЕЯ РУССКОГО КОСМИЗМА-3
«Ковчег под предводительством осла — Вот мир людей. Живите во Вселенной. Земля — вертеп обмана, лжи и зла. Живите красотою неизменной. Ты, мать-земля, душе моей близка — И далека. Люблю я смех и радость, Но в радости моей — всегда тоска, В тоске всегда — таинственная сладость!» И вот он посох странника берет: Простите, келий сумрачные своды! Его душа, всем чуждая, живет Теперь одним: дыханием свободы. «Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь: Я свергну трон слепой и мрачной веры. Вы в капище: я распахну вам дверь На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы Ни бездне бездн, ни жизни грани нет. Мы остановим солнце Птоломея — И вихрь миров, несметный сонм планет, Пред нами развернется, пламенея!» И он дерзнул на все — вплоть до небес. Но разрушенье — жажда созиданья, И, разрушая, жаждал он чудес — Божественной гармонии Созданья. Глаза сияют, дерзкая мечта В мир откровений радостных уносит. Лишь в истине — и цель и красота. Но тем сильнее сердце жизни просит. «Ты, девочка! ты, с ангельским лицом, Поющая над старой звонкой лютней! Я мог твоим быть другом и отцом... Но я один. Нет в мире бесприютней! Высоко нес я стяг своей любви. Но есть другие радости, другие: Оледенив желания свои, Я только твой, познание — софия!» И вот опять он странник. И опять Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго Его лицо. Враги, вам не понять, Что бог есть Свет. И он умрет за бога. «Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем Проникнут богом — жизнью, красотою. Живя и умирая, мы живем Единою, всемирною Душою. Ты, с лютнею! Мечты твоих очей Не эту ль Жизнь и Радость отражали? Ты, солнце! вы, созвездия ночей! Вы только этой Радостью дышали». И маленький тревожный человек С блестящим взглядом, ярким и холодным, Идет в огонь. «Умерший в рабский век Бессмертием венчается — в свободном! Я умираю — ибо так хочу. Развей, палач, развей мой прах, презренный! Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!— Он мысль мою развеет по Вселенной!»
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
Б У Н И Н. «Джордано Бруно».
Профессор: Сегодня мы поговорим об экспонатах Липецкого Дистанционного Центра энциклопедизма и региогноведения, посвященных одному из современников Евграфа Васильевича Быханова (о биографии которого шла речь в предшествующей беседе), а именно о человеке, которого считают одним из основоположников русского космизма…
Студент: Это, конечно же, жизнеописание Николая Фёдоровича Фёдорова…
Фотографию Фёдоровской мемориальной доски в Липецке мы разместили
в одном из сюжетов «Живого Журнала»…
Профессор: Космист Фёдоров в Липецке… Фёдоров и Евграф Быханов… Фёдоров в переписке со Львом Николаевичем Толстым… Фёдоров и Циолковский… Константин Эдуардович называл Фёдорова своим учителем… Фёдоров, Толстой. Циолковский. Быхановы… Удивительное переплетение судеб… Жизнь замечательных людей… Где этот рисунок?..
Студент: Вот он: Лев Толстой, Николай Фёдоров, Владимир Соловьёв…
Профессор:
Соловьёвское стихотворение «Прометею»: «Когда душа твоя в одном увидит свете Ложь с правдой, с благом зло, И обоймет весь мир в одном любви привете, Что есть и что прошло; Когда узнаешь ты блаженство примиренья; Когда твой ум поймет, Что только в призраке ребяческого мненья И ложь, и зло живет,— Тогда наступит час — последний час творенья... Твой свет одним лучом Рассеет целый мир туманного виденья В тяжелом сне земном: Преграды рушатся, расплавлены оковы Божественным огнем, И утро вечное восходит к жизни новой Во всех, и все в Одном».
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЗЕМЛЯКОВ
"Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной
Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос,
Итака, Афины"
ИЗ ДРЕВНЕГО ТЕКСТА.
Профессор: …Иваны, не помнящие родства… Все не хотели бы именоваться этими самыми Иванами, родства не помнящими… Кое-кто, оправдываясь, цитирует самого Александра Сергеевича Пушкина: мол, ещё «солнце русской поэзии» глаголило о том, что мы ленивы и нелюбопытны.
Да и древние биографы часто спорили об этом самом «родстве». Полагали, к примеру, считали, что Гомер родился на ионийском побережье Малой Азии. В пользу такой версии говорит и ионийский диалект его поэм. Согласно же одной из греческих эпиграмм, за право считаться родиной великого Гомера спорят 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Звучала же та древняя эпиграмма так: «Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины» .Резонен и акцент: что самое интересное, в реальности число городов-претендентов было намного многочисленнее. Источники и энциклопедисты многомудро утверждают, что около 20 городов претендовали на имя родины великого поэта. «Разночтение», разнообразие мнений о месте рождения Гомера в эллинистические времена доходило до того, что его считали и вавилонянином, и сирийцем, и египтянином, и римлянином.
Что и говорить: споры о «землячестве», о времени и месте явления на свет Божий гениев не утихают…
Есть «земли» , края, регионы, которые по-особому отмечены щедростью Всевышнего…
Студент: Тем более, что Липецкий регион образовался из территорий Рязанских, Тамбовских, Воронежских, Тульских, Орловских, Курских…
Профессор: Целое созвездие великих имён, выдающихся биографий… На этой земле родились основоположники русского космизма НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ и КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ… О новых архивных и библиографических разысканиях, связанных с «малой родиной русского космизма», мы предполагаем затем рассказать обстоятельнее, подробнее… Тем более, в 2017 году – несколько важных «космических дат»…
«МАЛАЯ РОДИНА» РУССКОГО КОСМИЗМА
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:
Никола́й Фёдорович Фёдоров (26 мая [8 июня] 1829, Ключи, Тамбовская губерния — 15 [28] декабря 1903, Москва)— русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.
Его именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».
Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоём величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хао́са бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет исте́к.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Её содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой — как нощь пред днём.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, — и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой — ничто.
Г. Р. Д Е Р Ж А В И Н. «Б О Г».
………………………………………………………………………………………………………………………,
Родился 26 мая (7 июня) 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне — Сасовский район, Рязанская область, Россия). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина (1798—1872) он получил фамилию крёстного отца.
Известно, что у него были ещё старший родной брат Александр (с которым он был неразлучен вплоть до 1852 года) и три сестры.
В 1836 году он был определён в уездное училище, в 1842 году в Тамбовскую гимназию, после окончания которой в 1849 году, он поступил на камеральное отделение Ришельевского лицея в Одессе, где проучился два года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение[.
В 1854 году получил учительский аттестат в Тамбовской гимназии и был определён преподавателем истории и географии в Липецкое уездное училище.
………………………………………………………………………………………………………………
Профессор: Фёдоров – педагог… Педагогические воззрения Фёдорова… Круг чтения Фёдорова… Ломоносов, Державин…
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и Ты!
Ты есть! — природы чин вещает.
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие́;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие Твое́.
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слёзы лить.
Гавриил Романович Державин. «Б о г».
…………………………………………………………………………………………………………….
Студент (перелистывает «Родники Липецкие», рязанские, тамбовские, калужские издания):
«С октября 1858 года он преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии. Затем он переехал в Богородск Московской губернии и вскоре — в Углич Ярославской, откуда уехал в Одоев, затем — Богородицк Тульской губернии.
С ноября 1866 года по апрель 1869 года Н. Ф. Фёдоров преподавал в Боровском уездном училище. В это время он познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но через три недели освобождён.
С июля 1867 года по апрель 1869 года он давал частные уроки в Москве, — детям Михайловского…»
Профессор: Сложная, противоречивая жизнь незаурядной индивидуальности…
Студент:
«В 1869 году устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.
Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком.
Умер в 1903 году от воспаления лёгких.
Похоронен Николай Фёдорович Фёдоров был на кладбище Скорбященского монастыря»
………………………………………………………………………………………………………………..
. Ш Т Р И Х И К П О Р Т Р Е Т У
Фёдоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет[10] — единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайно Леонидом Пастернаком.
В 1870-х годах Фёдоров, работая библиотекарем, был знаком с К. Э. Циолковским. Циолковский вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим «пансионером», называл Фёдорова «изумительным философом». Он познакомился с Николаем Федоровым в Чертковской публичной библиотеке в Москве. Циолковский признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров.
В 1878 году с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский. Достоевский писал о Фёдорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои».
………………………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………..
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и Ты!
Ты есть! — природы чин вещает.
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие́;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие Твое́.
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слёзы лить.
Гавриил Романович Державин.
…………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………….
Достоевский и Федоров принадлежали к тому течению русской мысли — и были наиболее яркими его представителями, — которое, зародившись в лоне славянофильства, продолжившись затем в творчестве Соловьева и религиозно-философском ренессансе первой трети XX века (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Г. П. Федотов и др.), было одушевлено задачей оправдания истории и оправдания человека. В лоне этого течения утверждалась идея христианского синергизма, выдвигалась идея истории как богочеловеческой «работы спасения». Христианство понималось активно, ставилась задача преодоления разрыва между храмовой и внехрамовой жизнью. Русские мыслители призывали к религионизации всех сфер личного и общественного бытия человека, что предполагало и устранение внутренней дисгармонии личности (идея цельного человека И. В. Киреевского и К. С. Аксакова), и созидание христианского социума («мировая гармония» Достоевского, «общество по типу Троицы» Федорова). Вершинное их чаяние — обожение мира: преодоление смертного порядка природы, всеобщее воскрешение (Федоров), достижение полноты «всеединства» (Соловьев), новый благой, «божеский тип хозяйствования»…
Г.А. Гачева.
………………………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
В 1880-х и 1890-х годах Вл. Соловьёв регулярно общался с Фёдоровым. Соловьев писал Фёдорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Фёдорова заметно в работе Соловьёва «Об упадке средневекового миросозерцания».
"Да не будут тебе Бози инии, разве Мене".
Одна, одна над белою землею
Горит звезда
И тянет вдаль эфирною стезею
К себе – туда.
О нет, зачем? В одном недвижном взоре
Все чудеса,
И жизни всей таинственное море,
И небеса.
И этот взор так близок и так ясен,–
Глядись в него,
Ты станешь сам – безбрежен и прекрасен –
Царем всего.
Вл. СОЛОВЬЕВ. Январь 1897.
Фёдоров и Лев Толстой
В это же время регулярно общался с Фёдоровым и Л. Н. Толстой. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».
Лев Толстой познакомился с Фёдоровым осенью 1878 года в Румянцевском музее, но более тесное общение последовало с октября 1881 года. По предложению Фёдорова Толстой передал свои рукописи на хранение в Румянцевский музей. Но позже, разрыв между двумя мыслителями стал неизбежным в связи с антиклерикальными мотивами в творчестве Толстого. Также Фёдоров считал Толстого непатриотичным.
Окончательный разрыв произошёл в 1892 году, когда Толстой передал корреспонденту английской газеты «Daily Telegraph» резкую статью «Почему голодают русские крестьяне?», обвинившую царскую администрацию в тяжёлом положении крестьян. С тех пор Фёдоров отказался встречаться с Толстым.
А. Фет также высоко ценил личность и идеи Фёдорова.
А. А. ФЕТ и Н.Ф. Фёдоров
Письмо Н. Ф. Федорову
Н.Ф.ФЕДОРОВ. PRO ET CONTRA
Антология. Книга первая
Издательство Русского Христианского гуманитарного института
Санкт-Петербург 2004
Москва. Плющиха, соб<ственный> дом.
No 481-й.
Декабря 6-го, 1887 года
Глубокоуважаемый Николай Федорович!
Все эти дни, как стал порошить снежок, я собирался поехать в Музей, чтобы лично поблагодарить Вас за двойную любезность Вашу: и по отношению к разрешению Екатерине Владимировне осмотреть Музей и за аккуратное уведомление по поводу моей справки. Но как нарочно, эти дни внезапно порывы хронического моего удушья мешали мне исполнить этот приятный долг, так что я вынужден исполнить его письменно, чтобы не остаться в глазах Ваших в нежелательном для меня свете. Я никогда не забуду слов Льва Николаевича, относящихся к Вам в те еще времена, когда мы так дружелюбно сходились с Вами и беседовали у него на квартире. Он говорил: "Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком". Много надо иметь духовного капитала, чтобы заслужить такие отзывы современников. Я говорю -- отзывы, ибо не знаю человека, знающего Вас, который не выражался бы о Вас в подобном же роде. Если бы я не считал того неловким, то смело включил бы себя в число таких людей. Прошу верить неизменному уважению и признательности Вашего покорнейшего слуги.
А. Шеншин.
Интеллектуальное и культурное наследие Фёдорова
(по энциклопедическим источникам)
Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.
Связь с космонавтикой
Мысль Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.
Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С. П. Королёв. Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.
Современность. Традиции русского космизма.
В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены[19]. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».
23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову[20][21].
Публикации сочинений
· Фёдоров Н. Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982.— 709 с.
· Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Ред. И. И. Блауберг, художник В. К. Кузнецов. Составление, комментарии и научная подготовка текста А. Г. Гачевой при участии С. Г. Семёновой. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995—2004.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. ↑ Николай Федорович Федоров /Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. — М., 2014, с. 666—667.
2. ↑ Гиренок Ф. И. Космизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
3. ↑ Семёнова С. Г. Философия воскрешения Н. Ф. Фёдорова // Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Том 1.
4. ↑ Перейти к:1 2 3 Бердяев Н. А. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н. Ф. Федорова) // Грёзы о Земле и небе. — СПб., 1995. — С. 164.
5. ↑ Режабек Б. Г., Кузьминов А. А. Трансгуманизм: Фёдоров
6. ↑ Автор и ведущая Елена Ольшанская Философия общего дела
7. ↑ Ed Tandy N.F. Fedorov, Russian Come-Upist Originally published in Venturist Voice, Summer 1986. Revised by R. Michael Perry in 2003. (англ.)
8. ↑ Игорь Анатольевич Мусский 100 великих мыслителей. Вече; Москва; 2009 ISBN 978-5-9533-3976-6
9. ↑ В. В. Зеньковский ошибочно указал, что Фёдоров учился на юридическом факультете и в течение трёх лет. см. И. Г. Михневич. Сочинения. — С. 16.
10. ↑ Портрет Николая Фёдорова
11. ↑ Лекция о русском космизме прошла в университете гражданской авиации.
12. ↑ Толстой и Н. Ф. Федоров — на основе статьи В. Никитина («Прометей». М., 1980. Вып. 9)
13. ↑ Следы «московского Сократа» на Воронежской земле.
14. ↑ Регельсон Л. Л. Тринитарные основы проекта Н. Ф. Фёдорова
15. ↑ Ильин В. Н. Николай Федоров и Серафим Саровский.
16. ↑ Глушкина Ю. Э. Религиозно-философское направление космизма: Россия и Америка Философский факультет Уральского государственного университета «София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии» Выпуск 8, 2005
17. ↑ В. В. Удалова (Прайд). О преемственности идей космизма и трансгуманизма. Научные чтения памяти К. Э. Циолковского
18. ↑ «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова в контексте современной нравственной философии
19. ↑ Музей-библиотека Н. Ф. Федорова
20. ↑ В Боровске откроют памятник основателю русского космизма
21. ↑ 23 октября Открытие памятника философу Николаю Фёдорову
Литература
· Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.
· Гачева А. Г. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Фёдоров: Встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2008
· Семёнова С. Г. Фёдоров Николай Фёдорович // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
· Семёнова С. Г. Философ будущего века. Николай Фёдоров. М.: Пашков дом, 2004
· Семёнова С. Г. Николай Фёдоров: Творчество жизни. М.: Советский писатель, 1990