Сообщество «Учебный космос России» 17:49 12 марта 2019

Научно-педагогические воззрения русских космистов. Н.Ф. Гагарин-Фёдоров.

"Бюллетень дистанционной кафедры истории развития гуманитарно-космических технологий" (Троицк-в-Москве)

Дмитрий Шахов

Василий Шахов

»

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССКИХ

КОСМИСТОВ. Н.Ф. ГАГАРИН-ФЁДОРОВ.

....................................................................................................................

"Учебный космос России" и "Дистанционная кафедра истории развития гуманитарно-космических технологий" продолжают публикацию (в помощь школам, вузам, библиотекам) просветительских материалов, раскрывающих творческие индивидуальности "открывателей путей", энтузиастов-пассионариев, пионеров-первопроходцев, прокладывавших "звёздные пути" человечества.

дистанционный научно-просветительский

форум

ВЕДУЩИЙ (НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ПРОФ. В.В.Ш А Х О В):

Наше сотоварищество осуществляет свою деятельность в русле «УЧЕБНОГО КОСМОСА РОССИИ»; «оцифрованы» уже десятки эссе, исследований, методических рекомендаций, относящихся к истории мирового космизма, «русского космизма»; подготовлены и ждут востребованности от подразделений Минпроса, Минвуза, Минкульта брошюры, буклеты,альманахи, учебные пособия для разных возрастных групп. Здесь – биографии, индивидуальности, дерзновенные прозрения «открывателей путей»: Фёдорова и Одоевского, Сухово-Кобылина и Умова, Циолковского и Чижевского, Соловьёва и Бердяева, Флоренского и Вернадского…

Особое место занимают феноменальная личность, гениальные открытия

НИКОЛАЯ ФЁДОРОВИЧА Г А Г А Р И Н А-ФЁДОРОВА…

http://zavtra.ru/upl/8965/alarge/pic_58244c2d.jpg

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

……………………………………………………………………………………………………….

Архивные «раскопки»… Библиографические «раскопки»… Источниковедческие разыскания… Раскрытие смысла того или иного псевдонима… Прояснение значения того или иного омонима, топонима, гидронима, астронима… «Земли родной минувшая судьба» в свете иных, принципиально новых обстоятельств, причинно-следственных коллизий…

Подобно доисторическим мамонтам, вымирает, сходит на-нет «краснокнижное» ныне племя краеведов, регионоведов, энциклопедистов. Донкихотствующими чудаками кажутся эти романтики-пассионарии, стемящиеся сохранить ускользающую, утрамбовываемую «смутным временем», легко ранимую память о минувшем.

Между тем, как говорится, пока ещё не вечер… Кое-что сохраняется, кое-что фиксируется… Даже к «космической теме» можно ещё нечто прибавить…

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

Модератор-распорядитель Дмитрий Шахов демонстрирует

в и д е о – р я д по материалам кафедры истории гуманитарно-космических технологий…

…………………………………………………………..

«Всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем… Жизнь, конечно, есть дар и напрасный, и случайный, нужно прибавить — и бесцельный, если только он не будет выкуплен трудом, объединённым в общей цели, — для человека дорого лишь то, что он сам выработал, приобрёл трудом…

…Дело заключается в том, чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица современной жизни...

…космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом…»

Н. Ф. Ф Ё Д О Р О В.

… К занимавшему скромную должность библиотекаря РУМЯНЦЕВСКОГО МУЗЕЯ (персонально именно к нему) время от времени наведывались лица наизнаменитейшие:

Достоевский, Соловьёв, Стасов, Толстой.

Вот и на этот раз великий старец из Ясной Поляны и Хамовников поджидал Николая Фёдоровича Фёдорова, чтобы совершить прогулку по набережной Москвы-реки.

Льва Николаевича интересовали годы фёдоровской жизни и работы в Липецке… В том же Липецке жил и работал в своё время Александр Михайлович Гренков (АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ)…

………………………………………………………………………………………….

ЭТАПЫ БИОГРАФИИ…

Сообщество «Учебный космос России» 15:13 15 марта 2017

Липецкие экспозиции Центрального музея Русского Космизма-3

Дистанционные экспозиции Московско-Троицкого общественного университета Знаний (модератор Д. Шахов)

0Оценить статью: 2

http://zavtra.ru/upl/8965/alarge/pic_53283caa.jpg

Модератор Дмитрий Ш а х о в представляет:

ЛИПЕЦКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО

МУЗЕЯ РУССКОГО КОСМИЗМА-3

«Ковчег под предводительством осла — Вот мир людей. Живите во Вселенной. Земля — вертеп обмана, лжи и зла. Живите красотою неизменной. Ты, мать-земля, душе моей близка — И далека. Люблю я смех и радость, Но в радости моей — всегда тоска, В тоске всегда — таинственная сладость!» И вот он посох странника берет: Простите, келий сумрачные своды! Его душа, всем чуждая, живет Теперь одним: дыханием свободы. «Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь: Я свергну трон слепой и мрачной веры. Вы в капище: я распахну вам дверь На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы Ни бездне бездн, ни жизни грани нет. Мы остановим солнце Птоломея — И вихрь миров, несметный сонм планет, Пред нами развернется, пламенея!» И он дерзнул на все — вплоть до небес. Но разрушенье — жажда созиданья, И, разрушая, жаждал он чудес — Божественной гармонии Созданья. Глаза сияют, дерзкая мечта В мир откровений радостных уносит. Лишь в истине — и цель и красота. Но тем сильнее сердце жизни просит. «Ты, девочка! ты, с ангельским лицом, Поющая над старой звонкой лютней! Я мог твоим быть другом и отцом... Но я один. Нет в мире бесприютней! Высоко нес я стяг своей любви. Но есть другие радости, другие: Оледенив желания свои, Я только твой, познание — софия!» И вот опять он странник. И опять Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго Его лицо. Враги, вам не понять, Что бог есть Свет. И он умрет за бога. «Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем Проникнут богом — жизнью, красотою. Живя и умирая, мы живем Единою, всемирною Душою. Ты, с лютнею! Мечты твоих очей Не эту ль Жизнь и Радость отражали? Ты, солнце! вы, созвездия ночей! Вы только этой Радостью дышали». И маленький тревожный человек С блестящим взглядом, ярким и холодным, Идет в огонь. «Умерший в рабский век Бессмертием венчается — в свободном! Я умираю — ибо так хочу. Развей, палач, развей мой прах, презренный! Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!— Он мысль мою развеет по Вселенной!»

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Б У Н И Н. «Джордано Бруно».



Профессор: Сегодня мы поговорим об экспонатах Липецкого Дистанционного Центра энциклопедизма и региогноведения, посвященных одному из современников Евграфа Васильевича Быханова (о биографии которого шла речь в предшествующей беседе), а именно о человеке, которого считают одним из основоположников русского космизма…

Студент: Это, конечно же, жизнеописание Николая Фёдоровича Фёдорова…

Фотографию Фёдоровской мемориальной доски в Липецке мы разместили

в одном из сюжетов «Живого Журнала»…

Профессор: Космист Фёдоров в Липецке… Фёдоров и Евграф Быханов… Фёдоров в переписке со Львом Николаевичем Толстым… Фёдоров и Циолковский… Константин Эдуардович называл Фёдорова своим учителем… Фёдоров, Толстой. Циолковский. Быхановы… Удивительное переплетение судеб… Жизнь замечательных людей… Где этот рисунок?..

Студент: Вот он: Лев Толстой, Николай Фёдоров, Владимир Соловьёв…

Профессор:

Соловьёвское стихотворение «Прометею»: «Когда душа твоя в одном увидит свете Ложь с правдой, с благом зло, И обоймет весь мир в одном любви привете, Что есть и что прошло; Когда узнаешь ты блаженство примиренья; Когда твой ум поймет, Что только в призраке ребяческого мненья И ложь, и зло живет,— Тогда наступит час — последний час творенья... Твой свет одним лучом Рассеет целый мир туманного виденья В тяжелом сне земном: Преграды рушатся, расплавлены оковы Божественным огнем, И утро вечное восходит к жизни новой Во всех, и все в Одном».

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЗЕМЛЯКОВ

"Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной

Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос,

Итака, Афины"

ИЗ ДРЕВНЕГО ТЕКСТА.

Профессор: …Иваны, не помнящие родства… Все не хотели бы именоваться этими самыми Иванами, родства не помнящими… Кое-кто, оправдываясь, цитирует самого Александра Сергеевича Пушкина: мол, ещё «солнце русской поэзии» глаголило о том, что мы ленивы и нелюбопытны.

Да и древние биографы часто спорили об этом самом «родстве». Полагали, к примеру, считали, что Гомер родился на ионийском побережье Малой Азии. В пользу такой версии говорит и ионийский диалект его поэм. Согласно же одной из греческих эпиграмм, за право считаться родиной великого Гомера спорят 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Звучала же та древняя эпиграмма так: «Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины» .Резонен и акцент: что самое интересное, в реальности число городов-претендентов было намного многочисленнее. Источники и энциклопедисты многомудро утверждают, что около 20 городов претендовали на имя родины великого поэта. «Разночтение», разнообразие мнений о месте рождения Гомера в эллинистические времена доходило до того, что его считали и вавилонянином, и сирийцем, и египтянином, и римлянином.

Что и говорить: споры о «землячестве», о времени и месте явления на свет Божий гениев не утихают…

Есть «земли» , края, регионы, которые по-особому отмечены щедростью Всевышнего…

Студент: Тем более, что Липецкий регион образовался из территорий Рязанских, Тамбовских, Воронежских, Тульских, Орловских, Курских…

Профессор: Целое созвездие великих имён, выдающихся биографий… На этой земле родились основоположники русского космизма НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ и КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ… О новых архивных и библиографических разысканиях, связанных с «малой родиной русского космизма», мы предполагаем затем рассказать обстоятельнее, подробнее… Тем более, в 2017 году – несколько важных «космических дат»…

«МАЛАЯ РОДИНА» РУССКОГО КОСМИЗМА

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:

Никола́й Фёдорович Фёдоров (26 мая [8 июня] 1829, Ключи, Тамбовская губерния — 15 [28] декабря 1903, Москва)— русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Его именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.



О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоём величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

Хао́са бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет исте́к.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Её содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.

Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой — как нощь пред днём.

Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, — и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой — ничто.

Г. Р. Д Е Р Ж А В И Н. «Б О Г».

………………………………………………………………………………………………………………………,

Родился 26 мая (7 июня) 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне — Сасовский район, Рязанская область, Россия). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина (1798—1872) он получил фамилию крёстного отца.

Известно, что у него были ещё старший родной брат Александр (с которым он был неразлучен вплоть до 1852 года) и три сестры.

В 1836 году он был определён в уездное училище, в 1842 году в Тамбовскую гимназию, после окончания которой в 1849 году, он поступил на камеральное отделение Ришельевского лицея в Одессе, где проучился два года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение[.

В 1854 году получил учительский аттестат в Тамбовской гимназии и был определён преподавателем истории и географии в Липецкое уездное училище.

………………………………………………………………………………………………………………

Профессор: Фёдоров – педагог… Педагогические воззрения Фёдорова… Круг чтения Фёдорова… Ломоносов, Державин…


Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и Ты!

Ты есть! — природы чин вещает.
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие́;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие Твое́.

Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слёзы лить.

Гавриил Романович Державин. «Б о г».

…………………………………………………………………………………………………………….

Студент (перелистывает «Родники Липецкие», рязанские, тамбовские, калужские издания):

«С октября 1858 года он преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии. Затем он переехал в Богородск Московской губернии и вскоре — в Углич Ярославской, откуда уехал в Одоев, затем — Богородицк Тульской губернии.

С ноября 1866 года по апрель 1869 года Н. Ф. Фёдоров преподавал в Боровском уездном училище. В это время он познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но через три недели освобождён.

С июля 1867 года по апрель 1869 года он давал частные уроки в Москве, — детям Михайловского…»

Профессор: Сложная, противоречивая жизнь незаурядной индивидуальности…

Студент:

«В 1869 году устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком.

Умер в 1903 году от воспаления лёгких.

Похоронен Николай Фёдорович Фёдоров был на кладбище Скорбященского монастыря»

………………………………………………………………………………………………………………..

. Ш Т Р И Х И К П О Р Т Р Е Т У

Фёдоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет[10] — единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайно Леонидом Пастернаком.

В 1870-х годах Фёдоров, работая библиотекарем, был знаком с К. Э. Циолковским. Циолковский вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим «пансионером», называл Фёдорова «изумительным философом». Он познакомился с Николаем Федоровым в Чертковской публичной библиотеке в Москве. Циолковский признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров.

В 1878 году с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский. Достоевский писал о Фёдорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои».

………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………..
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и Ты!

Ты есть! — природы чин вещает.
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твоё созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие́;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие Твое́.

Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слёзы лить.

Гавриил Романович Державин.

…………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………….

Достоевский и Федоров принадлежали к тому течению русской мысли — и были наиболее яркими его представителями, — которое, зародившись в лоне славянофильства, продолжившись затем в творчестве Соловьева и религиозно-философском ренессансе первой трети XX века (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, А. К. Горский, Н. А. Сетницкий, Г. П. Федотов и др.), было одушевлено задачей оправдания истории и оправдания человека. В лоне этого течения утверждалась идея христианского синергизма, выдвигалась идея истории как богочеловеческой «работы спасения». Христианство понималось активно, ставилась задача преодоления разрыва между храмовой и внехрамовой жизнью. Русские мыслители призывали к религионизации всех сфер личного и общественного бытия человека, что предполагало и устранение внутренней дисгармонии личности (идея цельного человека И. В. Киреевского и К. С. Аксакова), и созидание христианского социума («мировая гармония» Достоевского, «общество по типу Троицы» Федорова). Вершинное их чаяние — обожение мира: преодоление смертного порядка природы, всеобщее воскрешение (Федоров), достижение полноты «всеединства» (Соловьев), новый благой, «божеский тип хозяйствования»…

Г.А. Гачева.

………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

В 1880-х и 1890-х годах Вл. Соловьёв регулярно общался с Фёдоровым. Соловьев писал Фёдорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Фёдорова заметно в работе Соловьёва «Об упадке средневекового миросозерцания».


ОКО ВЕЧНОСТИ

"Да не будут тебе Бози инии, разве Мене".

Одна, одна над белою землею

Горит звезда

И тянет вдаль эфирною стезею

К себе – туда.

О нет, зачем? В одном недвижном взоре

Все чудеса,

И жизни всей таинственное море,

И небеса.

И этот взор так близок и так ясен,–

Глядись в него,

Ты станешь сам – безбрежен и прекрасен –

Царем всего.

Вл. СОЛОВЬЕВ. Январь 1897.

Фёдоров и Лев Толстой

В это же время регулярно общался с Фёдоровым и Л. Н. Толстой. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком».

Лев Толстой познакомился с Фёдоровым осенью 1878 года в Румянцевском музее, но более тесное общение последовало с октября 1881 года. По предложению Фёдорова Толстой передал свои рукописи на хранение в Румянцевский музей. Но позже, разрыв между двумя мыслителями стал неизбежным в связи с антиклерикальными мотивами в творчестве Толстого. Также Фёдоров считал Толстого непатриотичным.

Окончательный разрыв произошёл в 1892 году, когда Толстой передал корреспонденту английской газеты «Daily Telegraph» резкую статью «Почему голодают русские крестьяне?», обвинившую царскую администрацию в тяжёлом положении крестьян. С тех пор Фёдоров отказался встречаться с Толстым.

А. Фет также высоко ценил личность и идеи Фёдорова.


А. А. ФЕТ и Н.Ф. Фёдоров

Письмо Н. Ф. Федорову

Н.Ф.ФЕДОРОВ. PRO ET CONTRA

Антология. Книга первая

Издательство Русского Христианского гуманитарного института

Санкт-Петербург 2004

Москва. Плющиха, соб<ственный> дом.

No 481-й.

Декабря 6-го, 1887 года

Глубокоуважаемый Николай Федорович!

Все эти дни, как стал порошить снежок, я собирался поехать в Музей, чтобы лично поблагодарить Вас за двойную любезность Вашу: и по отношению к разрешению Екатерине Владимировне осмотреть Музей и за аккуратное уведомление по поводу моей справки. Но как нарочно, эти дни внезапно порывы хронического моего удушья мешали мне исполнить этот приятный долг, так что я вынужден исполнить его письменно, чтобы не остаться в глазах Ваших в нежелательном для меня свете. Я никогда не забуду слов Льва Николаевича, относящихся к Вам в те еще времена, когда мы так дружелюбно сходились с Вами и беседовали у него на квартире. Он говорил: "Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком". Много надо иметь духовного капитала, чтобы заслужить такие отзывы современников. Я говорю -- отзывы, ибо не знаю человека, знающего Вас, который не выражался бы о Вас в подобном же роде. Если бы я не считал того неловким, то смело включил бы себя в число таких людей. Прошу верить неизменному уважению и признательности Вашего покорнейшего слуги.

А. Шеншин.

Интеллектуальное и культурное наследие Фёдорова

(по энциклопедическим источникам)

Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Связь с космонавтикой

Мысль Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С. П. Королёв. Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.

Современность. Традиции русского космизма.

В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены[19]. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».

23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову[20][21].

Публикации сочинений

· Фёдоров Н. Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982.— 709 с.

· Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Ред. И. И. Блауберг, художник В. К. Кузнецов. Составление, комментарии и научная подготовка текста А. Г. Гачевой при участии С. Г. Семёновой. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995—2004.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Николай Федорович Федоров /Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. — М., 2014, с. 666—667.

2. Гиренок Ф. И. Космизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

3. Семёнова С. Г. Философия воскрешения Н. Ф. Фёдорова // Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Том 1.

4. ↑ Перейти к:1 2 3 Бердяев Н. А. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н. Ф. Федорова) // Грёзы о Земле и небе. — СПб., 1995. — С. 164.

5. Режабек Б. Г., Кузьминов А. А. Трансгуманизм: Фёдоров

6. Автор и ведущая Елена Ольшанская Философия общего дела

7. Ed Tandy N.F. Fedorov, Russian Come-Upist Originally published in Venturist Voice, Summer 1986. Revised by R. Michael Perry in 2003. (англ.)

8. Игорь Анатольевич Мусский 100 великих мыслителей. Вече; Москва; 2009 ISBN 978-5-9533-3976-6

9. В. В. Зеньковский ошибочно указал, что Фёдоров учился на юридическом факультете и в течение трёх лет. см. И. Г. Михневич. Сочинения. — С. 16.

10. Портрет Николая Фёдорова

11. Лекция о русском космизме прошла в университете гражданской авиации.

12. Толстой и Н. Ф. Федоров — на основе статьи В. Никитина («Прометей». М., 1980. Вып. 9)

13. Следы «московского Сократа» на Воронежской земле.

14. Регельсон Л. Л. Тринитарные основы проекта Н. Ф. Фёдорова

15. Ильин В. Н. Николай Федоров и Серафим Саровский.

16. Глушкина Ю. Э. Религиозно-философское направление космизма: Россия и Америка Философский факультет Уральского государственного университета «София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии» Выпуск 8, 2005

17. В. В. Удалова (Прайд). О преемственности идей космизма и трансгуманизма. Научные чтения памяти К. Э. Циолковского

18. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова в контексте современной нравственной философии

19. Музей-библиотека Н. Ф. Федорова

20. В Боровске откроют памятник основателю русского космизма

21. 23 октября Открытие памятника философу Николаю Фёдорову

Литература

· Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.

· Гачева А. Г. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Фёдоров: Встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2008

· Семёнова С. Г. Фёдоров Николай Фёдорович // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

· Семёнова С. Г. Философ будущего века. Николай Фёдоров. М.: Пашков дом, 2004

· Семёнова С. Г. Николай Фёдоров: Творчество жизни. М.: Советский писатель, 1990

1.0x