Авторский блог Игорь Калашников 21:02 30 ноября 2016

Наследники Фомы

Размышления негодного христианина.

НАСЛЕДНИКИ ФОМЫ

Так сложилось, что прошедшим летом на мои грешные глаза попалось и через мои ещё более грешные руки прошло достаточно много примечательной информации о российской церковной, а ещё более — околоцерковной жизни. И, как мозаичное изображение складывается из отдельных фрагментов, так и здесь, разрозненные кусочки, соединившись, как-то сами собой натолкнули на размышления о причинах той патовой ситуации, в которой оказалось христианство на Руси после четверти века его «официального возрождения».

Начну с простого. В глазах людей, сочувствующих Православию, но далёких от РПЦ, сей институт представляется как место, где просто обязана почивать благодать Божия и, соответственно, все человеческие добродетели. По мнению НЕ сочувствующих — напротив, здесь вековое гнездовье обмана, порока и мракобесия. Самое главное, что и те и другие по-своему правы. Отчасти. Ведь любая структура состоит из людей, а люди не рождаются в ней, но приходят из мира. Который, в свою очередь формируется всеми нами. А в нас — чего только нет! И каждый несёт в Церковь (а также на работу, в семью, в компанию...) то корысть, злобу и обиду на весь белый свет, то творческий порыв, добро и ласку.

Никаких фильтров на входе не предусмотрено. Только пресловутый «дресс-код»: мужчины в брюках, женщины в юбках и платках, а что там, под платком... Не говоря уж о том, что по словам Спасителя, не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Так что не стоит удивляться повышенной концентрации «людей с проблемами» в оградах храмов-лечебниц душ.

А ещё наше глубоко больное общество неизбежно транслирует все свои язвы и хвори в церковный организм точно так же, как и в школу, в систему здравоохранения, в правоохранительные органы... Не удивляемся же мы бесчеловечному равнодушию чинуш от образования или медицины, мздоимству полиции, губернаторам-коррупционерам! И тому, что эти многомиллионные (а то и миллиардные) расхитители буквально ещё вчера лобызались перед камерами с православными иерархами, а сегодня их ждут-не дождутся совсем другие камеры.

Под многолетние заклинания о «стабильности» мы видим одно: практически всё население страны уже четверть века не живёт, а «крутится». Каждый непрерывно выкручивается, как может, кто ради хлеба насущного, кто — ради прибыли своего «бизнеса», кто — между хитросплетениями российских законов... И вот этот крученый-перекрученный народ теперь и составляет, собственно, живое тело Церкви Христовой... А самые «выкрученно-крутые» - её земную верхушку. Думается, все материальные, организационные и финансовые преференции, доставшиеся РПЦ (да и другим традиционным конфессиям) за эти самые последние четверть века, ни в какой степени не компенсируют ту хроническую душевную травму, которую получили и продолжают получать прихожане и клир от рыночного типа экономики.

* * *

Что бы сейчас ни говорили, а во времена социализма (по крайней мере в знакомые мне 70-80-е годы), церковь воспринималась как часть советской системы. Пусть не самая важная и не обласканная вниманием, но и не запрещённая, в отличие от большинства сект.

Складывалось впечатление, что правящая компартия держала религию как бы «про запас», на всякий случай, по типу одной из важных страховочных нитей, связывающей её с массами. Как норма смотрелись белые клобуки иерархов, возвышающиеся над рядами депутатов «блока коммунистов и беспартийных» в Верховном Совете. Не вызывали раздражения немногие открытые тогда храмы, напротив, скорбный вид дырявых куполов заброшенных обителей будил покаянные чувства... Но так как та система в целом (и, в общем-то, заслуженно) считалась справедливой и прогрессивной, то и на церковь падали лучи этой славы.

Старинные храмы, признанные памятниками архитектуры, берегли и реставрировали, иконы и утварь — опять же памятники культуры и искусства — охраняли от вывоза за рубеж и демонстрировали в музеях. Немногочисленные батюшки были вполне уважаемыми людьми, наряду со всеми остальными трудящимися. Церковь была по-настоящему с народом в его скромном быту, в его радостях и горестях, ведь её прихожане — наши бабушки — и являли собою самый настоящий народ.

А народное мировоззрение удивительно точно однажды выразила мать моего отца, которая в 1970-х годах на вопрос одного из внуков «А кто такой Христос?», ответила: «Это давно был человек... за людей, навроде как Ленин... убили его за это...».

Рубеж девяностых годов всё круто изменил. Ни народ в целом, ни его православная (о других говорить не берусь) часть не выдержали искушения материальными благами «новой (а на поверку — очень старой) экономики». Церковь, как и подавляющее большинство организаций и учреждений всё более и более стала превращаться в машину социальной сегрегации, «заточенную» на карьерное продвижение и зарабатывание денег. Если до этого активное участие в церковных делах, а тем подавно — принятие сана не только не гарантировали финансового процветания и служебного роста, а зачастую, препятствовали и тому и другому, то после «перестройки» ситуация стала иной. Стремительно сформировался слой «новых русских попов» и примкнувших к ним околоцерковных деятелей, освоивших нивы строительства и реконструкции культовых и подсобных зданий, производства и торговли иконами, литературой, всевозможной утварью... Немедленно возникла целая отрасль «православных услуг» от постройки гостиниц и организации паломнических поездок до медийного вещания и похоронного дела.

Ну и люди сюда пришли соответствующие. Ведь если раньше церковную ограду переступали в основном, самые смелые, любопытные и не зацикленные на мирских благах, то теперь оказались востребованными «крепкие хозяйственники» с тягой не столько к буквам святоотеческих писаний, сколько к цифрам бухгалтерских ведомостей.

Как я уже однажды писал, негласным лозунгом этой публики, много лет назад озвученным одним из её ярких представителей, является: «Сначала мы построим стены, а духовной жизнью займёмся потом». Итог мы все можем наблюдать последнюю четверть века — стены строятся и строятся, а до духовной жизни скорее всего очередь так и не дойдёт. Высшее руководство РПЦ, без сомнения, видит этот процесс и прекрасно понимает его пагубность, но, похоже, сделать ничего не может. Для иллюстрации приведу слова Патриарха, который не устаёт напоминать:

·«Мы восстанавливаем внешнее благолепие для того, чтобы поднять планку нашей внутренней духовной работы. ...Всё это величие внешнее и красота являются видимыми знаками, отображающими духовную силу наших благочестивых предков. ...Задача заключается в том, чтобы соединить умело и правильно одно с другим, чтобы забота о внешнем благочестии и красоте сопровождалась повышенным вниманием к своему духовному состоянию.»

Его устами бы да мёд пить, но...

Бюрократический аппарат огромной структуры живёт по своим специфическим законам. Священников обязуют заполнять всё больше отчётных бумаг для вышестоящих инстанций, участвовать в различных мероприятиях, обставлять свою деятельность всяческими дополнительными процедурами. Всё это требует сил и времени, отрываемых (естественно!) от СЛУЖБЫ ГОСПОДУ, ради, коей, собственно, и существует Святая Церковь.

Сверху батюшкам спускают также изрядное количество руководящих указаний. Иногда — по вполне осязаемым, мирским темам. К примеру, не так давно вышло информационное письмо патриархии, под названием: «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд». Документ столь примечателен, что не удержусь от цитирования:

"...Если бы сутью глобализации являлось только преодоление разделения между людьми, то содержанием её экономических процессов должно было стать преодоление неравенства, рачительное использование земных богатств, равноправное международное сотрудничество. Но в современной жизни глобализация не только устраняет препятствия для общения и познания истины, но также снимает преграды на пути для распространения греха и порока. Сближение людей в пространстве сопровождается их духовным удалением друг от друга и от Бога, усугублением имущественного неравенства, обострением конкуренции, нарастающим взаимным непониманием. Процесс, призванный объединять, ведёт к ещё большему разделению.

Важнейшим социально-психологическим явлением, сопутствующим глобализации, стало повсеместное распространение культа потребления. Благодаря современным средствам коммуникации чрезмерно высокий жизненный стандарт, присущий только узкому элитарному кругу лиц и недосягаемый для подавляющего большинства, рекламируется как социальный ориентир для всего общества..."

Такое впечатление, что сочинивший это живёт на облаке. Затеянная акулами империализма «глобальная экономика» вообще не имела тех благих целей, о которых тут говорится. Единственное её назначение — тотальное подчинение всего мира интересам «золотого миллиарда», далее - «платинового миллиона» и в конечном итоге - «бриллиантовой тысячи». Какое, к хренам, равенство!!! …Да, и с какой стати «чрезмерно высокий жизненный стандарт» нагло присвоенный «узким элитарным кругом лиц», стал им якобы «присущ»???

Строго говоря, насквозь порочная философия «элитаризма», с которой, похоже, уже смирились церковные верхи, в корне противна учению Спасителя и с христианством не имеет ничего общего. Читаем далее. Вот вполне справедливая констатация:

« … наиболее богатые государства мира в погоне за вечно удаляющимися горизонтами потребления продолжают обогащаться за счёт всех остальных. Нельзя признать справедливым международное разделение труда, при котором одни страны являются поставщиками безусловных ценностей, прежде всего человеческого труда или невосполнимого сырья, а другие – поставщиками условных ценностей, в виде финансовых ресурсов...Увеличение имущественного расслоения содействует умножению грехов, поскольку провоцирует похоть плоти на одном полюсе, зависть и гнев – на другом.

В контексте глобализации значительно окрепла транснациональная элита, способная уклоняться от социальной миссии, в частности, путём перевода средств за рубеж в оффшорные зоны, оказывать политическое давление на правительства, не подчиняться общественным требованиям.»

А за нею — опять маниловские мечтания:

«...Если человечеству необходимы денежные единицы, свободно обращающиеся по всей территории планеты и служащие универсальным мерилом при экономических расчётах, выпуск таких единиц должен находиться под справедливым международным контролем, в котором будут пропорционально участвовать все государства Земного шара... Сильные не имеют морального права пользоваться своими преимуществами за счёт слабых, но напротив – обязаны заботиться о тех, кто обездолен. Люди, работающие по найму, должны получать достойное вознаграждение. Поскольку они совместно с работодателями участвуют в создании общественных благ, то уровень жизни работодателя никак не может расти быстрее уровня жизни работников. Если эти простые и нравственно обоснованные принципы не могут быть реализованы в отдельно взятом государстве из-за его чрезмерной зависимости от условий мирового рынка, правительствам и народам надо совместно совершенствовать международные правила, ограничивающие аппетиты транснациональных элит...»

Ага, сейчас... Вы тигра сеном кормить не пробовали, часом? И вот, наконец, «вишенка на торте» бесконечных сетований и благих пожеланий:

«...Обилие материальных благ, находящихся в распоряжении наиболее обеспеченных стран, ведёт к идеализации их образа жизни со стороны менее богатых сообществ, к сотворению социального кумира. При этом зачастую игнорируется нравственность (вернее — безнравственность (И.К.)) методов, с помощью которого мировые экономические лидеры достигли своих вершин, и удерживают их...

...Остальные же считают свои страны и общества «отсталыми», «неполноценными», выбирают «догоняющую» модель модернизации, слепо копирующую своих кумиров или, ещё хуже, составленную в точном соответствии с их «милостивыми» рекомендациями... Данная модель, имеющая перед глазами некритически воспринимаемый внешний образец... разрушает социальную структуру и духовную жизнь «догоняющих» обществ...

Церковь призывает народы стран, не находящихся на вершине мировых экономических рейтингов, и прежде всего интеллектуальный класс этих наций, не впускать в своё сердце зависть и не предаваться кумиротворчеству...»

Занавес.

То бишь «Что дозволено Юпитеру - не дозволено быку». Смирись, стадо, и надейся, что там, «наверху», кто-то кого-то «ограничит» и позаботится о нас, сирых и убогих... Хотя тот самый миропорядок, при коем выполнялись «простые и нравственно обоснованные принципы», когда ЧЕЛОВЕК ТРУДА не просто получал «достойное вознаграждение», а чувствовал себя важной и неотъемлемой частью страны, вполне реален. И осуществлялся на памяти среднего и старшего поколений не в абстрактном «отдельно взятом государстве», а здесь, на нашей Родине, в СССР. И назывался он «социализм». Но произнести это простое и всем понятное слово высокочтимые иерархи не смеют. Иначе получается, что они вкупе с бандитами и перевёртышами из ЦК не столь давно радостно уничтожили тот самый строй, который ныне осторожно выдают за образец. Вот и остаётся только сетовать да воздыхать.

Справедливости ради замечу, что в не особо любимом мной католицизме уже много десятилетий существует направление, называемое «Теология Освобождения». Особенно популярно оно в странах Латинской Америки. Там ни социалистические, ни даже коммунистические убеждения не являются табу для верующих. Напротив, у таких ярчайших представителей политического Олимпа данного региона, как Уго Чавес, Даниэль Ортега или Фидель Кастро, их народно-освободительная борьба находилась и находится в полном согласии с глубокой верой в Христа. А идеология ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА во многих латиноамериканских странах, несмотря на жёсткий прессинг США и бешеную злобу местных «контрас», имеет важное ГОСУДАРСТВЕННОЕ значение и разделяется широкими массами, а не представляет собой интеллектуальную экзотику как у нас.

Ведь те немногочисленные ростки трудовых православных коммун, что начали создаваться в России с конца ХIХ века, упорно давились сначала царской и синодальной, а затем - (по глупому недомыслию) - и Советской властью. Та же судьба постигла и старообрядческие общины-предприятия, основные принципы организации которых были очень близки к социалистическим. Гонители так старались, что даже память о этих, некогда вполне успешных, начинаниях, практически стёрлась из общественного сознания.

Ну и самое главное — время. Появись данный циркуляр лет двадцать назад, когда глобальные процессы только разворачивались, он стал бы крайне своевременным предостережением. Но тогда в таком тоне осмеливались возвышать голос лишь приснопамятный владыка Иоанн Ладожский и его немногочисленные сподвижники, на которых официальные власти старались не обращать внимания. Сегодня это лишь грамотная констатация уже свершившихся фактов. Ирония заключается в том, что по мнению многих авторитетных учёных и политиков Запада (у нас таковых за годы реформ давно не осталось, но есть просто умные и дальновидные люди), эта самая «глобализация» близка к своему исчерпанию. А на её смену идёт откат с восстановлением жёстких государственных границ, самодостаточных национальных экономик, валют и традиционных культур. И пока суровые контуры этого «средневековья ХХI-го столетия» проступают всё яснее, наша церковная мысль, вместо попыток осмысления вероятных путей развития общества, плетётся (как уже не раз, к сожалению, бывало) в хвосте событий.

Осознание идейного тупика, в который попало «новое русское Православие», явным образом и разными гранями отражается в материалах СМИ, в том числе и церковных. Вот передо мной несколько отлично изданных глянцевых журналов, взятых из стоек бесплатной раздачи во время летних поездок по железной дороге. «Журнал для сомневающихся» со знаковым названием «ФОМА» и молодёжное издание «НАСЛЕДНИКЪ».

Уже много лет из их информационного фокуса не выпадает тема русской революции начала ХХ века. То ли не находится более актуальных вопросов, то ли за прошедшие сто лет никак не выработают здравую точку зрения. Вот «Фома» (главным редактором тут аж сам Легойда) приводит слова Патриарха Кирилла, сказанные 20 марта сего года:

·«Наша революция проходила под … девизом — разрушить до основания старый мир, в центре которого — Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий... мои дед и отец, прошедшие тюрьмы и лагеря...» и так далее. Здесь напрашиваются сразу несколько возражений:

·Во-первых, в центре «мира насилья», который разрушали большевики, был давно совсем не Бог, а ДЕНЬГИ. Жёлтый Дьявол, подчинивший себе уже тогда практически все стороны жизни и некогда христианской Европы, и капитализирующейся Российской Империи. Для отвода глаз, конечно, позванивали с колоколен кирх, костёлов и церквей, но верх повсеместно одержала машина лютого мироедства, под капотом которой ревели и вырывались наружу все тёмные страсти и смертные грехи.

·Во-вторых, представляется не совсем корректным лицам столь высокого ранга приводить в качестве аргументов оценки эпохальных явлений частные семейные случаи. В вихрях того великого катаклизма кто «прошёл тюрьмы и лагеря», кто вообще сгинул безвестно, а кто, напротив, счастливо оседлал колесо Фортуны... Что кому можно доказать отдельным фактом?

Моего деда Революция, например, спасла. Вовсе небедный человек из древнего купеческого рода, ветеран Русско-японской войны, он, насмотревшись на тогдашние безобразия, слыл, как тогда говорили, большим вольнодумцем (и в прямом и в переносном смысле — ростом он был за два метра, да и силой не был обделён). В очередной раз сцепившись с астраханским жандармом, он сгоряча взял того за гудки, сорвал нагрудный знак и швырнул в Ахтубу. Дело было в начале 1917 года: военное время, оскорбление «чина при исполнении»... тянуло на трибунал. Но грянула Февральская Революция, жандарм в мгновение ока из «чина» стал «никем и звать его никак...» и деду всё сошло с рук. Лишившись после Октября всех богатств, он ещё три десятилетия честно трудился в артелях и колхозах от Сахалина до Сталинграда и Кубани, вырастил одиннадцать детей... Я кого-то в чём-то убедил этим рассказом? Одна судьба из десятков миллионов...

Теперь заглянем на страницы «Наследника». Журнал также имеет гриф «Одобрено синодальным информационным отделом РПЦ». Пятый номер за этот год посвящён теме «развитие». Вопрос рассматривается и так и этак, но вот реплика выпускающего редактора Н.Асламова: «Если вы хотите развития, то извольте, пожалуйста, за это платить. Например, в русской истории — крепостным правом или ГУЛАГом. Либо ГУЛАГ и развитие, либо стагнация и смерть.» Стало быть альтернатива той «чаше страданий», которую испил наш народ обозначена предельно чётко — СМЕРТЬ. То есть выбора по-сути не было. К чему тогда пустопорожние стенания по жертвам большевизма?

Вовсе не я выдумал, а непосредственный свидетель в начале ХХ века описывал «обитые бархатом экипажи архиепископов», стоящие возле фондовой биржи в императорском Петербурге. Ничем хорошим это не кончилось тогда, и очень мало шансов, что добром выйдет нынче. Все эти посиделки с министрами и «бизнесменами», софринские заводы, банки «Пересвет» и иже с ними ставят церковную верхушку на одну доску с ненавистным народу загребущим чиновничеством и буржуинством.

Разумная часть клира пытается перебросить хоть какие-то мостки к простому люду, а прочая элементарно упивается своей близостью к сильным мира сего, вместе с ними свысока поплёвывая на безгласную чернь. Но даже перекинутые мостики часто выходят не очень: то устраивают благотворительные концерты прямо в храме, то на приходе откроют секцию йоги... Или возьмём рубрику «Глас народа» в том же «Наследнике»:

Из номера в номер половина опрошенных — студенты, что для молодёжного журнала ещё более-менее понятно. Род занятий оставшихся: музыкант, хореограф, дизайнер, тренер личностного роста(!), юрист, руководитель детского центра, экономист, редактор, опять музыкант, флорист, дирижёр, журналист... затесался даже солдат израильской(!) армии... Послушайте, господа хорошие! Какой, извиняюсь, процент в российском народе составляют представители вышеперечисленных профессий? Чей «глас» вы хотите выразить?

Отсутствие хрестоматийных для прессы времён СССР шахтёров, доярок, механизаторов и ткачих ожидаемо: в столице их днём с огнём не сыскать. Но где хоть один молодой инженер? Врач? Водитель? Военный? Нашей, Русской Армии, а не ЦАХАЛ?!! Создаётся устойчивое впечатление, что нашенская «православная общественность» замкнулась в некоем междусобойчике, и знать не желает ничего из выходящего за пределы своего круга «избранных»...

А вот печатный продукт попроще, местный. «Православный Саров» называется. Труба пониже, дым пожиже, но подход всё тот же. Поглядим отчёт о заседании Саровского «духовно-научного центра», посвящённом обсуждению путей развития российской экономики, состоявшемся в конце мая этого года. (Замечу в скобках, что российская, так сказать, экономика уже много лет не имеет ничего общего ни с наукой, ни тем паче с духовностью... ну это так, к слову...) Опять начну со списка присутствующих. Главы митрополии, Сарова, руководство ВНИИЭФ, зампред ВЭБа, начальник «Главгосэкспертизы», проректоры вузов, директор «Русполимета» и так далее. Никакого намёка на участие простонародья, для жизни которого и существует эта самая экономика. Собрались «большие люди», очень неплохо устроившиеся в теперешней, по их же словам — совершенно негодной, системе. Заклеймили недостатки, признали проложенный их же стараниями путь развития страны тупиковым, озвучили на 90 % несбыточные предложения... и разъехались, чтобы и дальше получать свои миллионы (а кто-то, пожалуй — миллиарды).

В такой тёплой компании владыкам можно сколько угодно сотрясать воздух сверхправильными словами о сбережении и умножении народа, государственном планировании и регулировании, о региональном производстве, о честной и сильной власти... Но при безбрежном господстве «рынка» эта самая власть давно превратилась в товар, который продаётся и покупается, и которому, по-определению нет ни малейшего дела ни до чего, кроме денег. Однако, назвать вещи своими именами в этой аудитории не получится. С такими словами надо не к хозяевам жизни, а к НАРОДУ выходить. Там будет и понимание, и поддержка. ...Только кто бы напомнил, когда последний раз наши высокопоставленные иерархи общались с обычным народом?...

Без сомнения, прав был наш приснопамятный митрополит Николай (Кутепов), человек высочайшей духовной жизни, что в ответ на упрёки в излишней строгости говорил:

·Вот придут после меня комсомольцы — узнаете что почём... Понятно, что под «комсомольцами» он понимал не тех молодых бойцов, что вместе с ним стояли насмерть в сталинградских окопах, а бездушных обкомовских функционеров поздней брежневской поры. Тех, что в то время топили в бумажной волоките любое живое дело, а сегодня способны родить лишь пустопорожние «основы социальной концепции РПЦ», от благих пожеланий которых правящему классу ни жарко ни холодно... Право дело, взяли бы пример хоть с Греческой церкви, где по решению тамошней патриархии каждой многодетной семье выплачивается по тысяче евро в квартал. То бишь на наши деньги около трёхсот тысяч в год. Согласитесь, неплохое подспорье, намного более действенное, нежели увещевания наших высокопреосвященств о благости чадородия...

* * *

Есть такое понятие «святотатство». Изначально оно обозначало хищение храмового имущества и считалось тягчайшим грехом. Украденное в церкви сравнивалось с огнём, который вор («тать») приносит в свой дом. Возьму на себя смелость предположить, что и обратное явление — когда жулик или грабитель «жертвует» часть наворованного монастырям и приходам, ничем хорошим не обернётся. Принимая из рук бандитов (или банкиров, или продажных чиновников — не велика разница) омытые чьими-то слезами (а то и кровью) деньги, священник вносит в храм язык адского пламени. Единственным исключением, как я понимаю, всегда было ПОЛНОЕ раскаяние разбойника в своём ремесле и ПОЛНЫЙ (до копейки) возврат всего неправедно нажитого. Но об этом в подавляющем большинстве случаев и речи нет. Отстегнув малую толику «на храм», махровые «спонсоры» с прежней энергией продолжают расхищать казну да обирать бедняков.

Вообще, попытка встроить Церковь в насквозь ржавую машину нынешней экономики и власти с обязательным присутствием на официальных мероприятиях, но без малейшего веса в принятии важных для народа решений, смахивает на продуманную диверсию. Заражаясь всеми «рыночными» и бюрократическими пороками, РПЦ, окромя грошей, не получает ничего взамен. Все её призывы, начиная от социальной защиты неимущих, кончая борьбой с абортами остаются гласом вопиющего в пустыне. При этом чиновный формализм и заорганизованность всё глубже въедается в приходской обиход.

Возьмём самый первый шаг человека к вере — крещение. Буквально за 10-15 последних лет свершение данного таинства обросло какими-то новыми правилами, лекциями, собеседованиями, бумажками... Чуть ли не целые курсы нужно пройти всем причастным. … Вспоминаю далёкую середину восьмидесятых годов прошлого века, самый разгар «безбожного советизма», когда крестился аз, многогрешный. Всё собеседование батюшки со мной, четырнадцатилетним подростком, заняло минуты четыре. Причём священник нашёл такие слова, что мои комсомольско-коммунистические убеждения ни тогда, ни позже ни разу не вступили в конфликт с вечными истинами.

Или вот такая вроде бы мелочь — в какую церковь на Нижегородчине не загляни — везде наткнёшься на объявление типа: со своими свечами в храм ни-ни. Добро бы речь шла о каких-нибудь вонючих самоделках из смеси свиного сала с лыжным парафином — нет! — под запрет попадают вполне промышленные свечи хоть из лавки через дорогу. Помилуйте! Свеча — это жертва Богу. Если кто-то купит тысячу штук и будет потом целую пятилетку возжигать их перед иконами во всех встреченных на жизненных путях храмах Божьих — что в этом предосудительного? Это его дело и его жертва. А подобные запреты лишь наводят на мысль, что здесь от тебя хотят только денег и ничего более.

Совершеннейшая неразборчивость в средствах пополнения епархиальных финансов за десятилетия привела к ситуации, когда церковной недвижимости (и движимости тоже) становится всё больше, а молитв в этих стенах звучит всё меньше. Ничего удивительного в том, когда порочные деньги пытаются вложить в некое дело, то вреда получается больше, чем пользы. Иной раз кажется, что нынешнее церковное начальство, забыв Евангелие, взяло в руководство Ветхий Завет с его нехитрым «око за око», поставив себе задачей отомстить обществу за все обиды ХХ столетия.

·Ваши прадеды сбрасывали колокола со звонниц? - Мы вам за это вырубим ваши скверы и перегородим весь центр железными заборами.

·Ваши деды сносили храмы? - Теперь мы вышвырнем ваших детей из бывших наших зданий со всеми их приютами, школами, библиотеками, поликлиниками, клубами...

·Ваши отцы томили наших предков в лагерях и ссылках? - За это вы будете париться и биться в пробках и объездах, пока мы не восстановим все свои владения... а деньги на это отожмём из вашего нищего бюджета, где ни на медицину, ни на образование ни на прочие мирские благоглупости днём с огнём копья не сыщешь...

… В самом деле, вряд ли взаправду кто-то так думает, но по-факту выходит очень похоже. Ущерб от деятельности ревнителей восстановить «усё як було» для городской культурной среды огромен, и пока не покрывается позитивными факторами этого возрождения.

Касательно Сарова пресловутое «воссоздание исторического облика» обернулось невосполнимой потерей других, ничуть не менее ценных культурных слоёв. Действительно, с какой стати некий период «максимального расцвета» Саровской обители (рубеж ХIХ -ХХ веков) вдруг объявлен единственно историческим, а все другие — нет?

Может найдутся авторитеты, что докажут необходимость сноса всей застройки монастырского холма и восстановления древнего мордовского городища, легендарного Сараклыча, со всеми его рвами, валами и капищами?

Или за точку опоры взять время подвигов Преподобного Серафима? То есть убрать с мыса между Сатисом и Саровкой добрую половину имеющихся зданий, как не существовавших в то время (и, соответственно, «не исторических»), а окрестности в радиусе километра засадить корабельным лесом?

А чем менее ценен и значим для Сарова великий период создания здесь первых атомных и водородных бомб? Лично для меня (и, думаю — для многих) окружённые лесом коттеджи наших великих учёных, сквер с памятником Горькому и живописно заросшие деревьями склоны вокруг монастырского каре и Октябрьского проспекта были ничуть не менее дороги и «историчны», чем кельи и башни обители. И когда для строительства бесполезного моста, никому не нужного расширения дороги или для других, столь же «актуальных» задач, уничтожается Зелёное Ожерелье Города — это выглядит той же дикостью, что и былой взрыв Пятиглавки. Плюс возникают резонные вопросы:

·По какому праву в жертву восстановлению одной исторической правде приносится другая, нисколько не менее славная и достойная всяческого сбережения? Кто вдруг наделил себя полномочиями решать, какие памятники прошлого достойны сохранения и воссоздания (даже в виде муляжей — новоделов), а каким (подлинным!) предстоит походя исчезнуть?

·И что за надобность именно сейчас закапывать сотни миллионов в объекты десятой очереди в ЗАКРЫТОМ от посещения городе, при состоянии экономики, когда средства на лечение больных детей собирают по телевизору СМС-ками?...

А ещё один вопрос надо бы задать уже себе:

·Не из-за нашего ли равнодушия, лени, трусости, нерадения повсюду взяли верх беспринципные стяжатели, что пытаются услужить, по словам Спасителя «двум господам сразу», а на поверку выходит уже по-Марксу — ради прибыли «попирают ногами все человеческие законы»... ну и нас с вами заодно. Увы нам, увы...

Бог, говорят, не в брёвнах, а в рёбрах... Можно сколько угодно выкладывать золотые мозаики ценой в полмиллиона за квадратный метр на стенах вновь возведённых церквей, но помощь от наших святых заступников от этого совершенно не зависит. Она подаётся (бывает — мгновенно) Батюшкой Серафимом или другими небесными покровителями как плод твоей искренней молитвы и по действительной нужде, а не исходя из толщины пачки купюр, кинутой от избытка в приходскую кассу.

Трагические примеры того, чем оборачивается фальшивое «возрождение веры» вкупе с реальным господством Золотого Тельца и забвением властителями элементарной справедливости, предстают перед нами повсеместно. Взорванные храмы Ближнего Востока, простоявшие века, пережившие множество войн, но стёртые с лица Земли неистовыми поборниками «правильного учения» - не где-то далеко. Это всё уже почти здесь. Орущие толпы нацистов с крестами, факелами и портретами гитлеровских душегубов на площадях Риги и Киева чем-то лучше чёрных знамён Халифата в Ракке и Мосуле? Сладко выспавшийся в увешанном иконами блиндаже украинский «нацгвардеец», что расстреливает из освящённого самостийным попом «Града» монастырь под Донецком как-то отличается от бородатого исламиста, заложившего тротил под древние святыни Пальмиры?

двойной клик - редактировать изображение

Ведь так радующие взор «новых русских попов» свежепостроенные церковные стены, с виду такие крепкие, - не более чем карточные домики, могущие быть сметёнными очередным историческим вихрем. Теми разнузданными толпами орков, в которые планомерно превращается дичающее от «рынка» человечество. И таковой исход становится всё более вероятным, пока в Русской Церкви и в русских душах будет царить пагубное разделение. Пока со всей серьёзностью и определённостью не будет заявлено и признано, что уничтоженный Советский Союз был не «богоборческой империей зла», а уникальным проектом, который в своём развитии лишь один давал десяткам (а может и сотням) миллионов людей надежду на спасение. И пока бесценный опыт Русского Коммунизма не будет деятельно взят на вооружение нашими прежде всего духовными, а затем и светскими властями.

двойной клик - редактировать изображение

* * *

Святой апостол Фома, не поверив рассказам своих товарищей о воскресшем Учителе, уверовал, лишь вложив персты в копейную рану на груди Спасителя. Какие ещё доказательства потребуются высокочтимым наследникам апостольским, дабы убедиться в очевидном? Что ещё должно произойти в стране, которая в своей Советской ипостаси сумела защитить весь Мир от чёрных легионов фашизма, а в антисоветской — едва не исчезла с географических карт? Уроки истории, что обычной, что священной — исчерпывающе наглядны, а вот времени на их усвоение остаётся всё меньше... Помоги нам, Господи!

Игорь Калашников, архитектор. Ноябрь 2016 г.

1.0x