Авторский блог Алексей Анпилогов 13:01 14 августа 2018

Наш ответ Вашингтону

прорыв новой американской блокады для России не только важен, но и абсолютно реален

8 августа США анонсировали введение нового пакета санкций против России.

Вашингтон формально мотивировал инициативу инцидентом с применением химического оружия в британском Солсбери, в причастности к которому западные страны обвиняют Россию. Ожидается, что новые санкции затронут экспорт американской электроники и ряда компонентов и технологий из нефтегазовой отрасли. Первая группа санкций должна вступить в силу уже 22 августа, а введение второй группы санкций запланировано на осень.

Чем может ответить Россия на очередные недружественные шаги?

Для начала стоит понять, какие цели преследуют наши американские «партнёры», раз за разом ужесточая санкции. Тогда ответ Москвы, который максимально отдалит Вашингтон от осуществления его цели, будет наиболее адекватным очередным ограничительным мерам.

В новейшей истории Америка много раз прибегала к санкционному давлению на противников, используя обстоятельство, что на протяжении всего ХХ и начала XXI века её экономика была крупнейшей на планете. Милитаристскую Японию, коммунистические Советский Союз и Кубу, исламский Иран побуждали сражаться на экономическом поле, где их позиции были изначально слабее. Итогом для Японии стала ставка на неудавшийся тихоокеанский блицкриг, а СССР, ввязавшись в изнуряющую гонку вооружений и приняв правила игры «жить (а точнее — потреблять) не хуже, чем на Западе», угодил в кризис и распался.

С другой стороны, пример Кубы и Ирана показывает: выигрышная стратегия противодействия американскому давлению заключается в том, чтобы не ввязываться в прямое военное противостояние с США — и при этом максимально перестраивать собственную экономику на рельсы автаркии (экономической самодостаточности), что практически полностью обесценивает финансово-экономическое оружие Вашингтона.

Первую часть задачи в российских условиях реализовать достаточно просто: в отличие от Кубы прямое военное нападение США на Россию можно смело проводить по ведомству ненаучной фантастики. Скорее всего, невыполним для США и сценарий открытой войны против России чужими руками. Украина, Грузия, Прибалтика — вот, пожалуй, и весь нехитрый набор «бойцов первой линии», из которых не то, что анекдотическую пулю нельзя слепить, но проблемой является даже обеспечение выживания этих новообразований под боком России. Эти страны-лимитрофы находятся на внешней подпитке, без которой их государственность коллапсирует в считанные годы.

Вопрос экономики — более неприятен. За 1990—2000-е годы в России во многом был утрачен советский научный и технологический потенциал: российская «элита» в то время с радостью примеряла статус «колониальной администрации», в котором её задачи сводились к поддержанию стабильности потоков сырья и материалов взамен на ответный ручеёк западных денег в их личные и корпоративные бездонные «глотки». Как следствие, сегодняшние позиции России в плане импортозамещения достаточно скромны: по многим критическим технологиям российская экономика попала в неприятную зависимость если не от американских, то в целом от иностранных разработчиков и поставщиков.

Впрочем, пока что данная зависимость носит отнюдь не смертельный характер. Более того, если поздний СССР ввозил зерно, продовольствие, импортные шмотки и обувь, сегодня проблемы импортозамещения для РФ сосредоточены в достаточно узких, высокотехнологичных отраслях. Более того, современная Россия отнюдь не пребывает в состоянии безнадёжной изоляции, как Советский Союз в конце своего существования: на стороне США выступают лишь страны условного «Запада», в то время как Китай, Индия, страны Ближнего Востока и Латинской Америки в американо-российском конфликте скорее поддерживают Россию, имея к США как минимум настороженно-враждебное отношение.

Таким образом, прорыв новой американской блокады для России не только важен, но и абсолютно реален. Речь идёт о том, чтобы не только сидеть в «глухой обороне», но и максимально быстро переходить в наступление. У России сегодня есть сразу несколько ключевых отраслей, продукция которых уже востребована на мировом рынке, а задача будущего состоит в том, чтобы максимально расширить список такого экспорта. Причём в борьбе за собственный и внешний рынки у России теперь развязаны руки: против США и американской продукции можно вводить любые ограничительные меры, так как принципы столь лелеемой Западом свободной торговли и честной конкуренции уже нарушены самим Вашингтоном.

Конечно, формально нужно говорить о «зеркальных мерах». Но степень кривизны данного «зеркала» должна теперь задавать Россия — для того, чтобы американская экономическая война уже в среднесрочной перспективе наносила США не меньший ущерб, нежели тот, который пока, в начальном периоде этого конфликта, неизбежно будет получать российская экономика.

1.0x