Сообщество «Искусство и политика» 02:40 20 октября 2017

НАШ МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Классовая борьба в литературоведении. Эссе З-е

150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга и общественного деятеля А.М. Горького.
3

На Первом съезде советских писателей

 

Бифуркационный взрыв (раздвоение системы) в науке о литературе произошел в начале ХХ века. Когда российский пролетариат выступил против буржуазно-дворянской власти. Когда молодой русский пролетарский писатель Максим Горький опубликовал серию статей, в которых он выступил с критикой и царизма, и дворянской литературы. Именно он заложил основы той теории литературы и той теории истории всемирной литературы, которые были позднее развиты советскими писателями, поэтами, критиками, литературоведами, искусствоведами. 

Если попробовать восстановить историю рождения пролетарского литературоведения, оно произошло в начале 1930-х годов. Именно накануне и на Первом съезде советских писателей рождалось советская наука о новой ветви мировой художественной культуры человечества - пролетарской, социалистической, советской. Она подрывала монополию буржуазного литературоведения. Огромные силы были сформированы в западных университетах для борьбы с материалистической гуманитарной наукой на всех фронтах холодной войны. 

Первым принципом пролетарского литературоведения стало утверждение нового классового подхода к изображению революционной действительности. Его назвали методом социалистического реализма. 

Другие принципы советского литературоведения: 

  1. Социалистическая художественная литература - оружие пролетариата в классовой борьбе с буржуазией. 
  2. В центре ее стоит главный герой - человек труда, коллективист, революционер. Он осуждает мещанство, традиции частной собственности, понимает необходимость борьбы с мелкобуржуазной психологией. Он поддерживает социалистическую революцию, рабочее и коммунистическое движение. 
  3. У пролетарского писателя два источники знаний и опыта: всемирная и русская классическая литература. Они позволяют творческой молодёжи, выходцам из пролетариев и крестьянства в сжатые сроки овладевать литературным мастерством. 

 

Социалистический реализм

В чем состоит метод социалистического реализма?

"Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма". - Такое определение социалистического реализма было закреплено в Уставе Союза Писателей СССР, принятом на Первом съезде советских писателей.  

Его основные положения общеизвестны:

  1. Литература социалистического реализма есть литература мировых масштабов. Она дает картину всего мира. Она зовет человека стать участником великой борьбы за новый ренессанс человечества, за возрождение человечества.
  2. Литература социалистического реализма есть литература ненависти к гниющему капитализму, который топит человечество в мерзостях и который готовит планетарную катастрофу.
  3. Литература социалистического реализма есть литература великой любви к страдающему, к борющемуся человечеству, к тем, чьи кости являются сваями нового мировоззрения. 

В своем заключительном слове на съезде М. Горький говорил: "Мы сделаем это, если не забудем ..., как огромно значение литературы в нашей стране, какие разнообразно высокие требования предъявлены нам. Мы не забудем этого, если немедля истребим в своей среде все остатки ГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (выделено мною - ЮГ.), — отношений, которые смешно и противно похожи на борьбу московских бояр за местничество — за места в боярской думе и на пирах царя ближе к нему". (Том 27)

Борьба против и за сохранение ГРУППОВЫХ отношений в литературе, истории литературы и литературоведении ведётся до настоящего времени. Раньше троцкисты, ныне троцкисты-либералы претендуют на руководящие должности в союзах и советах. Почитайте книги Ивана Дроздова. Он был свидетелем и участником этой борьбы. 

 

Российское литературоведение сегодня 

Что мы имеем сегодня? 

Две параллельно развивающихся ветви всемирного литературоведения: буржуазное и пролетарское (социалистическое) литературоведение.

Обе ветви литературоведения корнями уходят в недра древней философии и эстетики. Корни русского и советского литературоведения прошли пропитаны идеями Пушкина и Белинского, Чернышевского и Л.Н. Толстого, Герцена и Горького. 

Революционная русская интеллигенция, начиная с Радищева и Белинского, создала совершенно новую теорию гуманитарных наук, объясняющих, как эти науки могут и должны помочь трудящимися массами усвоить всю культуру, имеющуюся сегодня, и как использовать ее в борьбе трудящихся за власть, за светлое будущее всего человечества.   

В российском буржуазном литературоведении, внедрённом на подачки Сороса, в России на место марксистского литературоведения поставлено русскоязычное буржуазное литературоведение, которое Мировой валютный фонд и Сорос приказали объявить единственно правильным и научным ещё при нетрезвом Ельцине. Чтобы замаскировать антикоммунистический характер этой формы "научного" литературоведения, верные соровцы объявили его модернистским, затем постмодернистским. 

Как бы они не называли его, оно является составной частью той массовой буржуазной культуры, теорию которой была создана в ХХ веке в западных буржуазных университетах по разнарядке спецслужб. 

Как бы не упражнялись соровские грантополучатели, древо мирового литературоведения сегодня поднимает ввысь две крупные ветви. Одна ветвь покрывшаяся наростами от старости - буржуазная наука о литературе. Другая ветвь - социалистическое (пролетарское) литературоведение - поражает молодой зеленью и цветами. 

Писатель, историк литературы и литературовед всегда выражает идеологию определенного класса. В буржуазном  государстве - буржуазную, в социалистическом - социалистическую. Однако в том и другом государстве существуют наемные отряды ревизионистов, троцкистов, создающие видимость бесклассовой борьбы за правду и демократию. 

И это естественно, потому что литературоведение как и искусство есть мощное орудие пропаганды и агитации. Естественно, что и буржуазная революция и социалистическая революция стремились использовать обе надстройки в агитационных целях. 

 

Пиррова победа

Весь ХХ век и в настоящее время продолжается классовая борьба в художественной литературе и в науке о литературе.  

Пиррова победа школы буржуазного литературоведения в 90-е не означает ни отмены классовой борьбы в идеологии, ни утраты теории и практики пролетарской литературы. Убить ее не хватит сил ни у какой, даже самой реакционной части буржуазной интеллигенции, включая российскую. 

Буржуазное КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ (американское, европейское, троцкистское, российское и т.д.) литературоведение является частью массовой англо-американской культуры.

Социалистическое ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ  литературоведение (советское, русское, еврейское, украинское, китайское, кубинское и т.д.) включает различные националные культурные традиции. Сохранились почти все книги и теоретические труды советских ученых. Они выложены в интернете. Сохранились они в публичных академических и личных библиотеках. Не только в России, но и за ее границами. 

Классовая борьба в литературе и литературоведении будет продолжаться длительное время. 

 

(Продолжение следует)

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
20 октября 2017 в 05:05

Расцвет получила публицистика,но это не художественная классическая литература. Центральные и областные газеты публиковали статьи на высочайшем художественном языке, на языке Пушкина,Толстого и всех классиков русской художественной литературы. К примеру, что осталось после знаменитого писателя, получившего две Сталинских премии за художественные произведения? Для потомков значительным осталась только публицистика,как образец художественного слова для журналистов. В настоящее время и это утрачено с развитием сайтов в интернете.

21 октября 2017 в 05:12

Уважаемый Юрий!
В этой статье вы увели разговор в сторону. В начале 1970-х годов я попал в Литературный институт имени товарища Горького и убедился,что в советской литературе царствует одна "группа" -скрытых и явных космополитов,которые постепенно "догрызают" пролетарских писателей,ставших известными в первые десятилетия революции.
Горький наводил тень на плетень,говоря о классовой борьбе в литературе. На самом деле, в этой самой литературе победил троцкизм космополитического толка,который Горький не распознал. Он очень верил еврейской интеллигенции,которая отзывчива к переменам,но не хотел или не мог видеть,что она будет делать дальше, как консолидируется,какие идеи будет продвигать в жизнь.
Как бы застонал Алексей Максимович, если бы воскрес и почитал опусы шестидесятников, диссидентов типа Синявского и прочая,прочая... Среди этой агрессивной "толпы" как-то одиноко смотрелись И Леонид Леонов и даже Шолохов.
Этого ли хотел Горький?

21 октября 2017 в 05:33

Какой наивный товарищ Горький!
Вы приводите его мысли:
"Мы не забудем этого, если немедля истребим в своей среде все остатки ГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (выделено мною - ЮГ.), — отношений, которые смешно и противно похожи на борьбу московских бояр за местничество — за места в боярской думе и на пирах царя ближе к нему". (Том 27)
Слушая такое, космополиты похихикивали в ладошку.
Совсем скоро они начнут осмеивать "человека труда" -героев "Поднятой целины",скрежетать зубами против Леонида Леонова.
"Официальная советская литература" будет осмеяна на кухнях в мещанских квартирах.Те самые,которых Горький видел певцами социализма, будут писать о нём только для карьеры, держа фигу в кармане. Лицемерие в литературе приобретёт огромные масштабы.
"Неформалы" начнут разлагать среду новой интеллигенции.
Не на тех поставил Горький!