Авторский блог Виктор  Власов 20:46 13 декабря 2017

Нас манят, а мы идём или Вооружайтесь ОРКСЭ!

Трудно сказать, что происходит вокруг: ориентиры общества меняют направление или люди обыкновенно переосмысляют ценности?

Трудно сказать, что происходит вокруг: ориентиры общества меняют направление или люди обыкновенно переосмысляют ценности? Но легко догадаться: с ног на голову долго не попрыгать. И ещё один знакомый писатель, взявшийся за издание своего литературного журнала, часто упоминает при встрече со мной, что значение многих слов или фраз будто вывернуто наизнанку, а вместе с этим искажены и понятия.

На афишу я смотрю каждый раз – хоть на улице или в интернете. Часто удивляюсь изобретательности владельца, его задача любой ценой и максимально приковать внимание потребителя, создавая хитрую рекламу. Что ж, неплохо! Однако осадок остаётся иногда неприятный. Эти «финты» почти на каждом шагу и возможно многие их не замечают по привычки.

Какой мы баннер помним последний, когда возвращаемся домой на общественном транспорте? На котором чудная реклама и описано «выгодное» предложение? Неужели некоторые наши мысли и поступки нам не принадлежат, а рефлексы способны подвести? По-моему, размышлять надо больше, читая душеполезную литературу. И посещать – заведения приличные. На мероприятиях надо появляться и участвовать для просвещения – как, например, прошли в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского «Семнадцатые Городские Этические Чтения», где замечательный доклад прочитала Наталья Ивановна Носкова – заслуженный учитель РФ из БОУ г. Омска «Гимназия № 43». Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры и ОРКСЭ, Наталья Ивановна давно выступает на широкую аудиторию, призывая слушателей и читателей задумываться над словом и делом.

Тему «Роль «Слова» в духовно-нравственном воспитании обучающихся и воспитанников» говорит о многом, не правда ли? Работая со словом на уроках ОРКСЭ, она делится опытом методики и формы за кафедрой – перед школьниками и педагогами, перед студентами и учёными. Слушая её и наблюдая презентацию, мысленно составляю выступление в привычную публикацию. Материал прочитают и обязательно подумают разные и грамотные люди.

Не все знают, что такое курс ОРКСЭ в школах. Как-то я спрашиваю нескольких встречных на улице об этом школьном предмете, и они пожимают плечами. Ответил лишь пятый человек так:

Культурные и религиозные ценности вроде изучают.

Правильно. А вы, дорогие читатели, знаете, что это за курс?

Целью курса ОРКСЭ является формирование у школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, рассказывает Наталья Ивановна. Данный курс для меня новый. Возникает много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания, помочь проникнуть в смысл многих привычных понятий, слов, на которые опираются духовно-нравственные традиции российского народа.

Открываю новое? Вряд ли. Но говорит заслуженный учитель достойно.

Важным для меня в преподавании курса ОРКСЭ стала работа со словом, которое включает в себя не только работу по определению смысла, но и умение слушать и слышать друг друга, объясняет она. – Словесные методы обучения наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности. С четвероклассниками работаем над составлением словаря терминов и понятий. Это способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарём совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

двойной клик - редактировать изображение


Так бы доходчиво выражался каждый человек – представляете, насколько бы точно люди понимали друг друга!?

Уроки ОРКСЭ в форме бесед необычайно интересны и содержательны, продолжает Наталья Ивановна. – Важно, чтобы она не перерастала в лекцию, поскольку в этом случае роль ученика сводится преимущественно к пассивному восприятию информации, а это не способствует повышению мотивации к обучению и снижает его эффективность, особенно с учётом возраста обучающихся. Для организации беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Репродуктивная беседа предполагает сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование учебной деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций.

Какие методы использует учитель?

Метод моральных дилемм и дискуссий для создания доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод даёт возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Наталья Ивановна приводит пример из своей педагогической практики.

На уроке ОРКСЭ столкнулась с суждением ребёнка, прозвучавшим в форме вопроса: «А хитрость это хорошо или плохо, добро или зло, ведь она бывает во благо, во спасение?» Начали разбираться, спорить, вспоминать примеры из литературы, анализировать поступки героев. Но внутренне учитель была обескуражена ситуацией, когда сам вопрос вызывает в детской душе сомнения.

А ведь виноваты мы – взрослые, с раннего детства подменяя понятия, искажая смысл, ведём к формированию искаженных ценностей, вставая на путь коррупционных проявлений, которые начинаются с малого, размышляет Наталья Ивановна. По-моему, это и происходит от корректировки и смыслового отношения ко многим понятиям, одно из которых – хитрость. Для меня качество умение хитрить плохое однозначно. Самое гадкое, что не можешь понять, зачем, ведь хитрость зачастую видна, потому как шита белыми нитками. Может, не сразу, но чуть позже все вылезет на свет. Постоянно лгать и хитрить это мерзко.

Учитель вскоре разбирается, что значение прилагательного «хитрый» в словарях подается как притворство, лукавая изворотливость. Происходит из православного слова хуtrъ, от которого в числе прочего произошли: древне-русское хытръ «ловкий, сведущий». Но в общении с детьми ведь надо осторожнее использовать слово и его силу, чтобы правильно задать жизненные ориентиры. И здесь надо бы сказать о смысле глагола «смекать», далее от русского слова «мекать» (намекать, кумекать, невдомёк). Сравнивают с греческого μέδομαι «имею в виду», «придумываю», с латинского meditor «размышляю», с ирландского midiur «думаю», кимр. meddwl «дух, ум, мысль», готск. mito^n «обдумывать»*. Очень близки разные народы в определении смысла данного слова.

То есть способность быстро понять, сообразить что-либо, поясняет учитель. – Сообразительность, догадливость, сметливость гораздо ярче характеризует героев и в русских народных сказках, что для детей нагляднее и иначе смыслово обозначено. Для меня хитрец лжец и манипулятор, интриган. Но в современном обществе подмена понятий ведёт к дезориентации жизненных ценностей с раннего детства. Это своеобразная политика нулевой терпимости к первоначальным её проявлениям, которое формирует отсутствие порядочности и честности.

двойной клик - редактировать изображение


Далее – самое интересное. И ключевое. Не уходим и читаем дальше!

Давайте подойдём к книжной полке в магазине, улыбается Наталья Ивановна, поднимая глаза на презентацию, где изображены эти «хитрости». – Перед нами книги для взрослых: «Уловки и хитрости ДПС. Исповедь инспектора ГИБДД». Бранихин Георгий. «Справочник юридических хитростей для начинающих юристов и профессионалов». Чурилов Юрий Юрьевич; «Ученье без мученья, или Маленькие методические хитрости». «В помощь учителю-словеснику». Пастухова Лидия Сергеевна; «Насмешницы Валле или «Женская хитрость». Эмеральд Мария; «Три мешка хитростей». Донцова Дарья Аркадьевна.

Потом я, конечно, перечитал доклад заслуженного учителя РФ на всякий случай. Хитрости не обнаружил. Человек искренен и обеспокоен «пороками» нашего общества.

А вот полка детской литературы нашего времени: «Военная хитрость», ещё приводит Наталья Ивановна. – «Чтение и развлечение». Контио Томи; «Король хитрости». Емец Дмитрий Александрович. Эксмо: «Веселые каникулы. Повести для школьников»; Новая энциклопедия Юных Сурков-2. «Хитрости и трюки». Эгмонт: Новая энциклопедия; «Три мешка хитрости»: раскраска. Конечно, можно найти много примеров в произведениях народного фольклора и детской литературе советского периода, где встречается слово хитрость («Хитрая лиса»), но смысловая окраска слова вела к другому пониманию содержания прочитанного. На мой взгляд – это яркий пример подмены понятий, когда искажается мера ценностей, необратимо ведет по пути примирения с проявлениями лжи в жизни.

Как подчеркивал Святейший Патриарх Кирилл: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом», Я помню (моё примечание), что эти слова Патриарха взял для своей книги Митрополит Омский и Таврический Владимир. В одной из своих статей я сам также взял на заметку это высказывание. – Человеческие страсти любостяжания, сребролюбия и неправедного обогащения постепенно захватывают человека, заглушают голос его совести, уподобляя его ненасытному хищному зверю, жаждущему все большей добычи. Ложь и хитрость этому способствуют. А если мы закладываем такие ориентиры с детства, то основы правомерного поведения искажаются, подлинные ценности отодвигаются, подменяясь иными – порочными.

Если общество, воспитывающее детей, не опирается на нормы общественной морали, которые соответствует нравственным представлениям, его культурным и духовным ценностям, то оно идет по пути уничтожения честности и порядочности, подменяя общепринятые ценности новыми, искажающими истинный смысл. Уроки ОРКСЭ противостоят этому. Подменяя смыслы, подменяем ценности.

Работая со словом на уроках ОРКСЭ, используя различные методы и формы обучения и воспитания, считая её приоритетной. Работая над смысловым значением, сохраняем не только родной язык, но препятствуем искажению ценностных ориентиров, развивая духовно-нравственные качества.

Наталья Ивановна Носкова рассказывала о курсе ОРКСЭ в школе, а я думал о людях, афишах и многих смыслах!

Приглашаю в Родное Православное Прииртышье



* Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573 c.


1.0x