Авторский блог Василий Бойко-Великий 00:00 11 августа 2016

Народное сердце - не обмануть!

Во время своего правления царь Иоанн Васильевич как глава государства, естественно, должен был порой принимать жёсткие законные меры для поддержания порядка и соблюдению законов в стране. Изменников и предателей должен был не только по-христиански милосердно прощать при раскаянии, как это и происходило в большинстве случаев, но и, при отсутствии покаяния и повторном преступлении, подвергать законной казни. Точно так же исполняли свои государственные обязанности и другие святые цари: и равноапостольный царь Константин, и равноапостольный великий князь Владимир, и благоверный великий князь и царь Владимир Мономах, и святой благоверный великий князь Ярослав Мудрый, и многие другие императоры, цари и князья. Такова уж их царская доля — следить за соблюдением закона в государстве, за его целостностью и сохранностью, и малой кровью не допускать большую кровь.

"10 июня… в той же день обретение святого телеси великомученика Царя Ивана"

Из Святцев Николо-Коряжемского монастыря

1621 года от Рождества Христова

Знаете ли вы, когда состоялась канонизация преподобного Сергия Радонежского, чудотворца? Вы удивитесь: официальная канонизация преподобного Сергия Радонежского не проводилась, просто потому, что мы не католики. Это у них всё регламентировано, задокументировано, прописан чёткий бюрократический порядок, как именно в "табели о рангах" продвигаются святые в их католической лжецеркви. От начала времён святость перед Богом его угодников свидетельствовала Божиему народу Благодать, исходящая от их святых мощей, свидетельствовали чудеса, свершавшиеся по молитвам к ним. И простому православному человеку не нужен никакой "официальный акт канонизации", если, молясь преподобной Анне Кашинской, он получает духовное и душевное утешение, а Господь Бог, внимая молитвам преподобной Анны Кашинской, если на то есть Его Благая Воля, даёт молящему просимое.

Поэтому, сколько бы историки Церкви ни искали официальных актов о канонизации преподобного Сергия Радонежского, Киево-Печерских святых, святых благоверных князей Бориса и Глеба и многих других русских святых, такие акты найдены не будут. Святость преподобного Сергия Радонежского была очевидна и известна всем русским людям ещё при его жизни. Сразу после своей кончины он стал почитаться как святой угодник Божий, приходящий на помощь тем, кто обращался к нему с молитвой и верой. Многим до сих пор не вполне понятен великий подвиг страстотерпцев Бориса и Глеба, но этот подвиг был засвидетельствован посмертными чудесами, свершившимися при их погребении. Народные чувства не обманешь, и князья Борис и Глеб стали почитаться как святые страстотерпцы.

Конечно, в последние века, а тем более в наше сложное и многотрудное время, для того, чтобы всё твёрдо было удостоверено и не было какой-либо ошибки, и в Православной Церкви проходит определённая процедура общецерковного признания святости угодников Божиих, но начинается она, как правило, только в отношении тех святых, которые уже и так известны народу и уже почитаются местно, как правило, на протяжении десятилетий, а иногда и столетий.

Великая святая, блаженная Ксения Петербуржская не была каким-то государственным деятелем, её богословские труды неизвестны, но, несмотря на это, на протяжении двух веков после её блаженной кончины народ шёл на Смоленское кладбище Санкт-Петербурга и в горе, и в радости, и обращался к блаженной Ксении с мольбой о помощи в житейских нуждах, о прощении грехов, об укреплении духовном и телесном. И помощь сия приходила. Именно поэтому уже в конце XX века состоялось всероссийское прославление святой блаженной Ксении Петербуржской.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, другой великий угодник Божий, иконы которого сейчас можно увидеть почти во всех храмах не только Русской православной церкви, но в поместных Православных Церквях: и в Элладской, и в Иерусалимской, и во многих других по всему миру, в течение XIX века был почитаем лишь местно и келейно. Только решительное слово императора Николая II подвигло Священный Синод к всероссийскому прославлению Саровского чудотворца в 1903 году. Однако почитание преподобного Серафима началось сразу после его кончины в 1833 году, и на протяжении десятилетий до всероссийского прославления к преподобному Серафиму Саровскому обращались с молитвой русские люди. В 1863 году, несмотря на отсутствие официального прославления, церковная цензура допускает к печати "Житие старца Серафима Саровского".

Всё это — нормальная наша православная жизнь. Отсутствие соборного решения о всероссийском прославлении отнюдь не является основанием запрета местного почитания, запрета келейной молитвы. Напротив, именно такое местное, келейное почитание и является основанием для рассмотрения Собором Архиерейским или Поместным вопроса об общецерковном прославлении.

Вот и сегодня, вспоминая дискуссии о всероссийском прославлении первого русского царя, великомученика Иоанна Васильевича Грозного, мы можем спокойно сказать: "Да, увы, клевета, которая распространялась в отношении Царя преступником и изменником Андреем Курбским, иностранными агентами папским легатом Антонио Поссевино, англичанином Джеромом Горсеем и многими другими врагами России, действует до сих пор". Особенно красочно эту клевету пересказал масон Карамзин, а вслед за ним и многие большевистские историки. Но современная историческая наука даёт твёрдый ответ — царь Иоанн Васильевич Грозный не виновен ни в смерти своего сына, ни в смерти митрополита Филиппа, которого он сам поставил на Всероссийскую митрополию, ни в смерти преподобного Корнилия Псково-Печерского.

Во время своего правления царь Иоанн Васильевич как глава государства, естественно, должен был порой принимать жёсткие законные меры для поддержания порядка и соблюдению законов в стране. Изменников и предателей должен был не только по-христиански милосердно прощать при раскаянии, как это и происходило в большинстве случаев, но и, при отсутствии покаяния и повторном преступлении, подвергать законной казни. Точно так же исполняли свои государственные обязанности и другие святые цари: и равноапостольный царь Константин, и равноапостольный великий князь Владимир, и благоверный великий князь и царь Владимир Мономах, и святой благоверный великий князь Ярослав Мудрый, и многие другие императоры, цари и князья. Такова уж их царская доля — следить за соблюдением закона в государстве, за его целостностью и сохранностью, и малой кровью не допускать большую кровь.

И современники, и их потомки это отлично понимали и почитали царя Иоанна Васильевича Грозного как великого государя и благоверного, христолюбивого царя.

Так, например, в своём известном произведении "История в память предидущим родем…" (Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря), написанном в 1620 году, уже после Смуты, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын так пишет о Царе Иоанне: "Благочестивому и храброму в Царех Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу всея Русии Самодержцу, дошедшу кончины лет, преставися в лето 7092, его же скипетра и всеа державы восприемник бысть сын его юнейший Феодор Иоаннович".

Святитель Иов, патриарх Московский, в "Повести о житии Царя Фёдора Иоанновича", созданной в первые годы XVII века, писал:

Той же убо благочестивый Царь и Великий Князь Федор Ивановичь всеа Русии сынъ бѣ преименитого государя и храброго Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Русии, царьствовавшего в Велицей Росии 49 лѣтъ и мѣсяцъ 9 на престоле приснопамятнаго отца своего Великого Князя Василья Ивановича всеа Русии и дѣда своего Великого Князя Ивана Василевича всеа Русии. Той же убо благочестивый Царь и Великий Князь Иванъ Васильевичъ всеа Русии бѣ разумомъ и мудростию украшен и въ храборскихъ побѣдахъ изряденъ и к бранному ополчению зело искусѣнъ и во всѣхъ царских исправлении их достохваленявися, великия и зрадныя побѣды показа и многия подвиги по благочестии совершив. Царьским своимъ бодроопасным правлениемъ и многою премудростию не токмо всѣхъ сущих богохранимыя державы своея в страх и в трепет вложи, но вся окрестныя страны невѣрныхъязыкъ, слышаще Царьское имя его, с великою боязнию трепетаху. Прочая же его Царьского исправления добродетѣли слово инде изъявитъ.

Тогда же убо ыпреидевъ пятьдесят третьеѣлѣто возраста своего, случися ему велия болѣзнь, в ней же проувидѣвъ свое к Богу отшествие, восприятъ великий ангелъский образ и наречен бысть во иноцех Иона, и по сѣмъ скорѣ остави земное царьство, ко Господу отиделѣта 7092-го марта въ 19 день; и по преставлении своемъ вручивъ превеликий скифетръ Росийскаго самодержавного Царствия и свой великий Царьский Престол предастъ благородному сыну своему благочестивому и христолюбивому Царю и Великому Князю Федору Ивановичю всеа Русии.

В Соборной грамоте 1613 года, посвящённой поставлению на Царство Михаила Фёдоровича Романова есть такие строки:

"по Великом Государе Василье Ивановиче приим скифетр великого Росийскаго Царствия сын его храбрый великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич, всеа Русии Самодержец, благочестию рачитель, и по крестьянской вере крепкой поборник, и в своих государственных чинех и поведениях премудр, и высочайшую честь и вышехвалную славу Царствия венец на главу свою восприят, его же взыска от древних лет, от прародителя своего великого Государя от Владимера Манамаха; и от премудраго его разума и от храбрского подвига вси окрестные государства имени его трепетали, зане знаменит бе и храбр, и в победах страшен, и мусулманские государства, царство Казанское, и царство Астороханское и царство Сибирское, под свою высокую руку покори, и в плену держимых хрестьян тмочисленных свободи; ноипаче же от потрясения меча ево Германстии родове устрашишася".

Данная грамота подписана 235 участниками Собора, в том числе 8 архиереями (митрополитами, архиепиcкопами и епископами), более чем 40 архимандритами и игуменами, более чем 50 боярами, князьями, окольничьими, десятками дворян, детей боярских, выборных дворян и посадских людей со всей России, в том числе боярином князем Дмитрием Пожарским.

Во многих других документах конца XVI—начала XVII века имеются свидетельства почитания царя Иоанна Васильевича как благоверного, христолюбивого царя. В Грановитой палате Московского Кремля, на стенописях Спасо-Преображенского храма Новоспасского монастыря в Москве и Успенского храма в Успенском монастыре города Свияжска, на некоторых других дошедших до нас стенописях и иконах царь Иоанн Васильевич Грозный изображён с нимбом святого, что свидетельствует не только о благоговейном отношении к его царскому достоинству, но и о его почитании как благоверного царя.

И как бы ни была сильна вера в клевету людей, воспитанных на масонской и большевистской пропаганде, как бы ни шумели они, повторяя её уже сегодня, это не значит, что мы, русские православные люди, не можем почитать, не можем славить великомученика и благоверного царя Иоанна Васильевича, а должны обязательно дожидаться его всероссийского прославления. Регулярно читая Большой акафист Царю Иоанну Васильевичу Грозному около его гробницы в Архангельском соборе Московского Кремля, я каждый раз являюсь свидетелем того, что почти каждый второй входящий в Архангельский собор русский человек ищет место погребения царя Иоанна Васильевича, чтобы поклониться и отдать ему дань уважения, а многие встают рядом и участвуют в чтении молитвы.

Народное сердце не обмануть! Сколько бы ни писали либералы и враги России, как бы ни клеветали на благоверного царя‑великомученика, молитва к нему идёт от сердца к Богу и святому его угоднику, и царь не оставляет без помощи молящихся и обращающихся к нему. Такая же картина, мы знаем, была и на рубеже XIX и XX веков, когда в Архангельском соборе регулярно заказывались панихиды царю Иоанну Васильевичу, а настоятель собора протоиерей Валентин Амфитеатров (ныне тоже местночтимый московский святой) вёл в специальной книге записи о чудесах, совершившихся по молитвам к царю Иоанну. Особенно частой была помощь царя в сложных житейских обстоятельствах и в судебных тяжбах.

Так и сегодня, несмотря на заявления некоторых епископов о том, что царь Иоанн Васильевич как всероссийский святой не будет прославлен никогда, можно твёрдо сказать: "Дело вашей совести и ваших исторических знаний, принимать или не принимать клевету на царя Иоанна, но для нас, русских православных людей, нет ни тени сомнения в святости царя Иоанна Васильевича. Мы молимся ему, читаем акафисты и молитвы, почитаем его за то, что он сам твёрдо стоял в православной христианской вере и укреплял православную веру в народе русском, сохранил и преумножил державу Российскую".

Поэтому не только допустимо, но и совершенно нормально, когда современный художник, скульптор изобразит царя Иоанна с нимбом вокруг головы, как это и было принято в XVII веке, и будет именовать его благоверным царём. К кому, как не к русским благоверным царям мы должны обращать наши молитвы об укреплении Российского государства, о мире и благоденствии, о процветании нашей Родины! Да помилует и сохранит нас Господь Бог Своею Благодатию и просветит нас Светом Истины Своей.

На фото: кадр из фильма «Иван Грозный» (1945, 1958, режиссёр — Сергей Эйзенштейн)

1.0x