Авторский блог Андрей Ведяев 09:38 23 августа 2018

Народный разведчик России

Свой 90-летний юбилей празднует генерал-лейтенант Николай Сергеевич Леонов, последний патриарх внешней разведки КГБ СССР

Сегодня 22 августа исполнилось 90 лет последнему здравствующему руководителю внешней разведки КГБ СССР, генерал-лейтенанту Николаю Сергеевичу Леонову, который в 1971-1983 годах возглавлял Службу № 1 (информационно-аналитическое управление) ПГУ КГБ СССР, в 1983-1991 годах был заместителем начальника ПГУ КГБ СССР по Западному полушарию, с января 1991 года занимал должность начальника Аналитического управления КГБ СССР. Николай Сергеевич – уроженец Рязанской земли, в нем есть что-то есенинское, и когда мы приехали его сегодня поздравлять, он как раз разговаривал по телефону с губернатором Рязанской области. Так что связь с родной землей Николай Сергеевич не теряет. С другой стороны, он долгие годы являлся руководителем кубинского направления внешней разведки, был личным другом Эрнесто Че Гевары, Рауля и Фиделя Кастро. Вот такой уникальный человек. Так уж случилось, что день рождения генерала Леонова совпал с самым черным днем в истории КГБ СССР – именно в этот день беснующаяся толпа вандалов снесла памятник основателю ВЧК Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому напротив здания КГБ на площади Дзержинского (ныне Лубянка). Сегодня, беседуя с Николаем Сергеевичем, мы намеренно не стали касаться этой болезненной темы. Но вот что пишет об этом сам Николай Сергеевич: «По “кремлевскому” телефону мне непрестанно звонили какие-то люди и, не представляясь, сыпали угрозами и настоятельно советовали “убраться”, припоминая мои публичные выступления в пользу сохранения Советского Союза и уважения народной воли, выраженной в мартовском референдуме 1991 г. Поскольку по указу Ельцина руководство КГБ СССР было дезорганизовано (за три дня сменилось три руководителя: сначала КГБ подчинили российскому КГБ, затем на сутки был назначен Л. Шебаршин — руководитель разведки, а уж 22 августа прибыл В. Бакатин с мандатом председателя КГБ (в коридорах появились самозваные гости, по-хозяйски распоряжавшиеся в здании). Меня, как молния, поразила весть о том, что на наш этаж пришла комиссия в составе О. Калугина, Г. Якунина и группы американцев (!), которые ищут какие-то документы. Выйдя из кабинета, я, действительно, увидел вальяжно шествовавших триумфаторов. И сразу предупредил их, что в свой кабинет не пущу и служебную документацию буду защищать в соответствии с уставом. Группа прошествовала мимо…».
— Николай Сергеевич, а как Вам все же удалось пережить все это, ведь уже в середине 90-х Вы снова включились в общественную жизнь, стали появляться в «Русском Доме», а в 2003 году стали депутатом Госдумы от блока «Родина»?
— Это было не так просто. Когда меняется всё сразу, рушатся все перекрытия, то люди – офицеры и генералы, в разведке в особенности, переживают очень тяжелые стрессы. А когда это еще и сопровождается нашими внутренними потрясениями – ну, скажем, мы ведь все сразу потеряли работу, потеряли какую-то перспективу. Правда, мне уже было 63 года, когда произошли эти события, но тем не менее это очень тяжело переживается. Поэтому необходимо было осмыслить сам крах государства, в которое вкладывали столько сил, энергии – особенно в разведке сколько мы старались. Только представьте себе, например – я с кубинцами работал в течение стольких лет, налаживая те отношения, которые у нас были. И вдруг все напрасно.

двойной клик - редактировать изображение

Я останавливаю Николая Сергеевича, чтобы он не разволновался, а здесь, вместо этого, хочу привести выдержку из его статьи 2001 года: «Понимая свою предательскую разрушительную роль в судьбе государства, вся горбачевско-ельцинская камарилья через средства массовой информации занялась гнусным делом – стала обелять, героизировать сам тип предателя. В один ряд ставились и политический авантюрист, неистовый властолюбец Троцкий, и перешедший на сторону гитлеровцев генерал Власов, и сбежавший в США генерал КГБ Калугин... Останься они у власти, они бы сейчас стали оправдывать и выродка Василия Пинегина, который в дагестанском городе Буйнакске спаивал и продавал чеченским боевикам русских солдат (его сейчас судят в Махачкале). Все эти разношерстные люди, жившие в разные годы нашего трагического времени, едины в одном: все они предатели своего народа и своего Отечества, движимые властолюбием, корыстолюбием либо стремлением спасти свою шкуру. По вине этого сатанинского племени развалилось великое государство, обнищал и вымирает один из самых талантливых народов мира. Все они останутся в памяти народной как иуды».
Николай Сергеевич Леонов родился в бедной семье. С детства его окружал крестьянский быт: корова, лошадь и огород. При этом родители делали все возможное, чтобы он учился. Окончив в 1947 году среднюю школу с золотой медалью, он легко поступает в Московский Институт международных отношений, выбрав испанский язык, что сам он объясняет романтизмом, детскими воспоминаниями о героической республиканской Испании. Получив «красный диплом», он отправляется в Мексику, где судьба сводит его с кубинским молодежным лидером Раулем Кастро. С этого момента Николай Леонов находится в поле зрения резидентуры советской внешней разведки, которая начинает продвигать его в круги кубинских революционеров. Летом 1956 года он знакомится с Эрнесто Че Геварой. Но когда на квартире Че Гевары полиция находит визитку Николая Леонова, последнего пришлось отозвать в Москву. Окончив 101-ю разведшколу КГБ СССР, он в 1959 году возвращается в Мексику уже в качестве переводчика первого заместителя председателя Совета Министров СССР Анастаса Ивановича Микояна, а в 1960 году сопровождает его на Кубу, где знакомится с Фиделем Кастро.

двойной клик - редактировать изображение

В 1971 году Николаю Сергеевичу предложили стать заместителем начальника информационно-аналитического управления советской внешней разведки (Службы № 1 ПГУ КГБ СССР). Боевым крещением на новом посту стал принципиальный разговор в кабинете Председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова о судьбе правительства Народного единства в Чили. Требовалась правда о ситуации в этой стране, где США и ЦРУ готовили военный переворот. Аналитики КГБ с болью в сердце доложили Юрию Владимировичу об обреченности демократического правительства Сальвадора Альенде. И о том, что он наивно намерен бороться со своими врагами, не выходя за конституционные рамки.
— Николай Сергеевич, вот Вы хорошо знали Юрия Владимировича Андропова, — как бы развивая эту мысль, спрашиваю я Николая Сергеевича. — Он ведь тоже поднял вопрос о необходимости экономических реформ в советской экономике. Как Вы думаете, почему у него не получилось?
— Трагедия Андропова заключается в том, что он слишком поздно пришел к руководству страной и в слишком разваленном физическом состоянии для того, чтобы собрать физические и умственные силы и сконцентрировать их на главном направлении. Ему по существу не было выдано времени на проведение каких-либо серьезных мероприятий. И надобно сказать, что конечно второй серьезный недостаток эпохи Андропова заключался в том, что Советская власть в том виде, в котором она была, излишне полагалась на гонку вооружений. То, что мы называли избыточным вооружением, в которое были вложены десятки, если не сотни миллиардов рублей и которое потом мы с вами также уничтожали в силу подписанных соглашений по ликвидации целых классов ракет. Вот это та дурь, которая погубила нас. Мы сожрали страну, вместо того, чтобы использовать все эти ресурсы для поднятия нормальной гражданской промышленности, для поднятия благосостояния населения. А потом оказалось, что все это не нужно, избыточно. И поэтому больше сотни подводных лодок, более 50 тыс. танков и не меньшее количество самолетов – я уже не говорю о ракетных стартах и т.д. – все это в результате было брошено на слом и уничтожено, но сожрало целую генерацию людей, которые производили эти вещи. Вот это были две трагедии, которые нас погубили.
— Теперь я бы хотел коснуться приятной для Вас темы. Я немало пишу и о разведке, и о госбезопасности. Сейчас работаю над книгой, в которой надеюсь одну из глав посвятить Вам. Я заметил, что читателям очень нравится тема Че Гевары. Расскажите пожалуйста, каким Вы его запомнили и каково его значение для современности?
— Че Гевара, конечно, фигура удивительная, библейского характера. И плюсы, и минусы его очевидны. Людей прежде всего привлекает романтическое стремление Че Гевары к равенству, к благополучию, к процветанию. Вот к чему он стремился прежде всего. И поэтому во всех своих делах он напрочь отвергал то, что сейчас мы видим в виде излишеств, стремления к материальному накоплению. Он был человеком, абсолютно независимым от тех материальных накоплений, которые многие считают эталоном пребывания на земле.

двойной клик - редактировать изображение

— Даже став фактически вторым лицом в государстве, заняв пост первого президента Национального банка Кубы, он назначил себе самую низкую зарплату.
— Абсолютно. Он просто отказался. Когда ему первый раз принесли зарплату, где были перечислены его должности и в банке, и в партии, и в армии – он сказал: «А зачем мне это?» Дайте мне жалование команданте кубинской армии – и мне хватит.
— А правильно ли это? Нужно ли нам сегодня ориентироваться на такие ценности?
— Существуют безусловно и другие подходы. Например, классическая формула: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду» — знаменитый принцип социализма, провозглашенный в Конституции СССР 1936 года. Справедливая позиция? Безусловно. Ведь все нормально: вы заработали – вы получили. Больше заработали – больше получили. Но нужно не путать две вещи: украл – а не заработал. Вот это недопустимо. Поэтому мы часто возмущаемся теми процессами, которые возникают в нашем уголовном законодательстве. Красть нельзя! Но ведь это было сказано еще Иисусом Христом: «Не укради», восьмая заповедь. Красть нельзя, а зарабатывать – пожалуйста. Разве кто-то будет возражать, если кто-то в силу своего таланта, либо физических усилий больше заработает – это нормально. Мы никогда не возмущаемся, когда люди, совершая какие-то открытия, экономически получают за это. Потому что «от каждого по его способностям, каждому — по его труду». Справедливо. Но красть нельзя. Вот что самое главное. Нельзя отнимать у людей силой. Здесь такая простая граница, что люди в ней путаться не должны. Это как граница между добром и злом – эту границу мы никогда не должны нарушать. А в остальном пожалуйста – зарабатывай сколько хочешь, если ты в состоянии это сделать – и получай сколько хочешь. У Че Гевары может быть был немножечко перекос в сторону уравнительной системы, но она может быть оправдана особыми условиями – войной, например. Уравнительной системы не должно быть, это естественно. Но принцип «От каждого по его способностям, каждому — по его труду», мне кажется, был и есть нормальный справедливый принцип.
— Ну и в заключение, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
— Мы все граждане Российской Федерации и патриоты России, желаем прежде всего все-таки установления нормальных отношений в мире, в котором бы не отравлялись различными пакостями, которыми сейчас полна мировая атмосфера. Я имею ввиду дело Скрипалей и прочие вещи, которые мы считаем мусором, которым сознательно засоряют обстановку, и ждем момента, когда политические руководители ответственных государств спокойно сядут за стол переговоров и скажут: пора заканчивать этот Бедлам, эту гнилую обстановку псевдохолодной войны, для которой собственно нет никаких причин. Это хотелось бы прежде всего. Для нас, для людей старшего поколения, всегда было одно простое правило: обязательно нужна четкая постановка экономических проблем. Когда-то Петра Первого во время его пребывания в Европе спросили: «А что нужно, Ваше Величество, для благополучия России?» Тот сказал: «Да два хороших дождя, в мае и в июне. И все будет нормально в России».

двойной клик - редактировать изображение

На этом наша сегодняшняя беседа закончилась, мы с Володей Кошлаковым, который представлял «Парк Героев», еще раз поздравили Николая Сергеевича с 90-летием, подарили ему статуэтку Че Гевары и книги, написанные дядей Владимира Высоцкого – Алексеем Владимировичем Высоцким, который первым осуществил магнитофонные записи своего племянника.

1.0x