Авторский блог Виктор  Власов 12:36 29 октября 2017

Наркомания – грех или болезнь?

Что такое употребление наркотика? Возникающая впоследствии химическая и психическая зависимость или всё-таки демоническое присутствие?

Что такое употребление наркотика? Возникающая впоследствии химическая и психическая зависимость или всё-таки демоническое присутствие? Люди объясняют по-разному: одни – со стороны особенности физиологии человека и его потребностей, другие – рассматривают религиозный момент. Но в любом случае, это употребление – медленное самоубийство. Суицид в замедленном действии. Здоровый человек не должен настолько бояться и не любить реальность, чтобы, полностью сознавая последствия, покупать порошок и таблетки, поддерживать пагубные веяния. Инфантильность и страх, по-моему, одна из причин употребления наркотика. А демоническое присутствие в виде искушения – также имеет место. Лучше мы будем больше верить и побоимся Небесных Сил, нежели отрицать и беспристрастно, слепо отдаваться течению времени.

Мне ясно, как педагогу, что пробуя насвай, школьники вряд ли преследуют цель медленно самоуничтожиться или деградировать. Скорее покичиться и получить новые ощущения, поддержать компанию и не ударить в грязь лицом. А пробуя в армии более тяжёлые вещества, например, спайс или повышенную дозу таблеток «Тригана», то молодые люди уходят от суровой действительности, пытаются развлечься. Ещё начитанный коллега по спортивному залу рассказывает о том, как некоторые солдаты, отправляясь практически в один конец, всё-таки выживали и становились наркозависимыми. Случаев много и не нам судить.

– Яна, зачем в туалете баловалась насиком с пацанами? – спрашиваю у пятиклассницы. Это девочка развитая не по годам.

Она отпрашивается на уроке по нужде и звонит более старшим ребятам, оказывается.

– Ха-ха-ха, – закидывая голову, громко и демонстративно смеётся она на перемене. – Вы откуда узнали, Виктор Витальевич?

– От Никиты.

– Поржать… – кидает как бы невзначай. – да я сразу выплюнула и Коля с Русей тоже.

Со случаями употребления в армии более осмысленно, конечно. Антон говорит, что сам спайс безвреден, если употребить максимум раза три. Ну отключиться зрительный нерв и станет настроение веселей. Зависимость возникает после длительного приёма.

– Нечего делать в армейке, – отмахивается парень. Это атлетического сложения двадцатидевятилетний семьянин. – Решил попробовать, там офицеры распространяют – продают.

Оба варианта употребления химически активного вещества, как может показаться, безобидные – да что там, в самом деле?..

А людей лечится сколько погибает и лечится от наркомании, сколько выпускается душеполезной литературы. Сколько проводится профилактических мероприятий, организованных Департаментом образования или Омской епархией?

С одним из молодых исследователей вопроса наркотической зависимости меня сводит обыкновенное общение в интернете, в моей виртуальной группе «Вконтакте»: https://vk.com/pravirtish

Парень работает программным директором реабилитационного центра «Корабль Спасения» (Подмосковье), а сам он родом из Кемерово. С первого нашего слова о проблеме наркотической зависимости Кирилл Ахмедов ссылается на библию:

«А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (быт. 2; 17).

И добавляет:

О взаимосвязи душевных и телесных недугов человек узнаёт с первых страниц Библии. Как обещал Господь, когда первый человек вкусил от дерева познания, он умер. Но смерть настигла сначала не его тленную плоть (она подверглась ей спустя 930 лет после сотворения), а неуничтожимую душу. Таким образом, за духовным повреждением последовало и разрушение плоти. Здесь можно провести параллели с таким явлением в медицине и психологии, как психосоматика – влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Так что такое наркомания? Грех или болезнь?

– Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии, – объясняет Кирилл. – Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно и не только губительно для здоровья, но и греховно. Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознаёт, что употребление психоактивных средств может иметь для его жизни трагические последствия, прежде всего, нарушение нормального функционирования организма, развитие неизлечимой болезни – наркотической зависимости, разрушение социальных связей. Таким образом, употребление наркотика является осознанным волевым поступком, направленным на разрушение собственной природы. Как таковой он подлежит ответственности и является греховным деянием.

– Что толкает человека на очевидный путь саморазрушения? – выясняю.

– Нужно разобраться, что такое употребление алкоголя или наркотиков? Это чаще всего уход от эмоциональной боли и получение расслабления. Что становится в жизни человеческой причиной этой эмоциональной боли. Это те обстоятельства, которые необходимы человеку для того чтобы он покинул свою зону комфорта и стал сильнее, мудрее, адаптированное к жизни. Ведь все обстоятельства, встречающиеся на жизненном пути (плохие или хорошие, горе или радость, скорби или утешения) даются человеку не за что-то, а для чего-то. Для того, чтобы он был способен в дальнейшем преодолевать сложности подобного рода, умел мобилизовать свои ресурсы для достижения целей и в ту же очередь учился конструктивно выходить из стрессовых ситуаций. Но это требует концентрации усилий, умения проживать ситуации и завершать их. И именно тут я думаю можно ввести понятие слова Грех (греч. – мимо). Грех – это попытка обойти другой дорогой единственно верный путь: приглушить чувства тревожности, обезболить чувства стыда или вины, одним моментом снять внутреннее напряжение (откуда оно мы поговорим позже). Таким образом, такой грех, как химическая зависимость, не только не дает человеку развиваться и самосовершенствоваться (а главная цель Христианина – Обожение или достижение человеком абсолютных качеств Творца), но и посредством формирующегося зависимого поведения повреждает базовые сферы человеческой жизнедеятельности (СОЦИАЛЬНАЯ деградация, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ комплексы, сопутствующие хим. зависимости ЗАБОЛЕВАНИЯ, ДУХОВНОЕ повреждение).

– Как наркотики связаны с грехом?

– Употребление наркотиков хоть и греховно само по себе, но и неразрывно связано с грехом. Формирующаяся зависимость толкает человека на совершение более тяжких греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает собственную жизнь тяжким грехом – самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек совершает преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится замыкающим звеном в цепочке преступного бизнеса.

двойной клик - редактировать изображение


– Наркомания – это болезнь?

– Наркомания является проявлением болезни не только отдельного человека, но также его семьи и общества в целом. Здесь можно поговорить о том, откуда возникает то самое внутреннее напряжение, которое человек решает психоактивными веществами. В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребёнка. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. И поэтому именно в семьях могут существовать предпосылки становления зависимости. Статистически доказано, что лишь 22 % аномалий психики проявляются в раннем возрасте как следствие врожденного дефекта. 88 % отклонений возникают в результате неблагоприятных условий семейного воспитания.

По своему усмотрению Кирилл Ахмедов делит семьи на 4 группы:

1 группа: родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, ограничением от социальных контактов. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Такая модель создает условия для искусственной изоляции ребенка от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации.

2 группа: характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком. Родители пытаются компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Такая модель приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества.

3 группа: обусловлена репрессивным стилем семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ проявляется в беспрекословном подчинении ребёнка. В результате ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях.

4 группа: характеризуется стилем сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром. Не это ли принцип – наиболее конструктивен. Не это ли отношения Родителя к своему чаду по принципу Синергии – содействия Божественной благодати и свободной человеческой воли.

Исходя из этих моделей, Кирилл утверждает, что воспитание ребёнка в несоответствии с Христианскими идеями может травмировать личность, и эти травмы будут отзываться эмоциональной болью – что, в свою очередь, может стать предпосылкой того, что человек начнет решать эту проблему химическим путём.

– Может, предложите идеальный рецепт воспитания ребёнка, Кирилл?

– Хочется прочитать слова Великого Русского учёного – Петра Францевича Лесгафта:

– «Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребёнку самостоятельно развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребёнку с первого дня появления его на свет как к человеку с полным признанием его личности».

– Как церковь борется с пороком зависимости?

– Давайте посмотрим на концепцию Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых? И потом – к людям, попавшим в наркотическую зависимость.

Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых

С состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость

Потребитель наркотиков — это больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца … Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Наркопотребитель, как и любой другой человек, способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Служители Церкви могут и должны оказать помощь решившемуся прекратить наркотизацию человеку, участвуя в реабилитационном процессе в качестве соработников Божиих.

двойной клик - редактировать изображение


Бог, уважая дарованную Им человеку свободу, даже при злоупотреблении ею, не поможет страждущему, если тот отказывается принять помощь и имеет намерение продолжать употребление наркотиков. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником своего выздоровления, принять решение на реабилитацию, быть готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости.

Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых

Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса.

Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации наркологических больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности по реабилитации делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию по окончании реабилитационного процесса, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной цели. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех.

Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации:

Принцип 1. Главным деятелем церковной реабилитации является Бог, действующий посредством церковных Таинств и духовного водительства. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств (предстоятеля на Евхаристии), пастыря, духовника и молитвенного предстоятеля. Отношения между терапевтической командой и воспитанниками строятся на принципе Синергии. Ведь именно он гласит о том, что Человек не в состоянии своими силами исцелить и обновить свое падшее естество. Он не может произвольно победить «вторую» страстную природу и заменить ее новой. Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария Великого, упала «роса Божественной жизни».

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины.

Отличительным, видимым признаком новой благодатной жизни для сторонних наблюдателей, является любовь и забота друг о друге последователей Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в жизнь церковной общины, члены которой причастны благодатной жизни и стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. В окружении и при помощи церковных людей легче совершается вхождение в сакраментальную жизнь Церкви, проще перенимается бескорыстный и уважительный образ общения между людьми.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации. Компетентность составляют — понимание природы зависимости, знание процесса реабилитации наркозависимых людей, владение информацией о существующей региональной системе поддержки.

– Всё-таки, Кирилл, склоняетесь к тому, что употребление наркотиков – и греховная страсть и заболевание?

– Конечно, Виктор. Наркотическая зависимость представляет собой сочетание греховной страсти и тяжелого заболевания. Учителя духовной жизни, православные монахи-аскеты показали, что успешно бороться с какой-либо страстью можно только имея обстоятельные знания обо всех особенностях данной страсти, её действий, оправданий, её малопонятных проявлений, обладая пониманием того, что поддерживает и что обессиливает страсть. Для того чтобы помочь наркозависимому человеку, необходимо также понимать его проблемы, связанные с зависимостью, как с болезнью, на физическом, психическом, социальном и духовном уровнях.

1.0x