Авторский блог Надежда Диас 09:49 7 декабря 2017

Надоевший ЕГЭ и другие проблемы образования

Выступление на КРОНе в ноябре 2014 года

О себе: имею большой педагогический стаж, в течение 26 лет работала в школе, являюсь учителем Первой категории. Имею много грамот и медаль к 850-летию Москвы. В 2010 году вышла на пенсию, но проблемы народного образования волнуют меня по-прежнему, поэтому я приняла участие в предварительных выборах в Московскую Городскую Думу в июне 2014 года от Движения в Защиту Детства. Все мои предложения касались улучшения работы школ и учителей. К сожалению, сейчас ситуация в народном образовании стала еще хуже. Попытаюсь об этом рассказать.

1)На выборах я говорила о том, что необходимо разгрузить учителей от лишней бумажной работы, дать им возможность больше времени посвятить подготовке к урокам; однако сейчас во многих школах и детских садах от учителей и воспитателей стали требовать создания личных сайтов. Зачем? Я понимаю необходимость этого для преподавателя заочного факультета института, но у школьников есть учебники. Я считала, что разгрузке учителей будет способствовать и ликвидация разрядов и категорий, и введение оплаты по педагогическому стажу с сохранением награждений грамотами и с сохранением званий заслуженного и народного учителя. Но на данный момент в школах решили со следующего года ввести оплату по ставке, в результате зарплата у учителей резко уменьшится. Некоторые учителя уже видели бумаги с рассчитанной будущей зарплатой. Для учителей с большим стажем она будет составлять 22-23 тысячи.

2)Я считаю, что необходимо срочно ликвидировать ЕГЭ, эта система проверки знаний никуда не годится, так как не способствует осмысленному изучению материала, слишком перегружает учителей пробными ЕГЭ, вызывает стрессы и болезни у учителей, и у учащихся. И главное - очень сильно снижает уровень знаний учащихся, а нашей стране нужна умная и образованная молодежь. Сейчас самое время забыть о соглашениях, заключенных по этому вопросу с европейскими странами. Может быть предложена программа ликвидации ЕГЭ. Это введение на 5 лет неограниченного права школ оставлять на второй год тех учащихся, которые плохо сдадут обычный экзамен, введение на первые 3 года усиленной проверки обычных экзаменов учителями из других школ.

Для того, чтобы ликвидация ЕГЭ не отразилась плохо на тех издательствах, которые годами выпускают пособия по подготовке к ЕГЭ, необходимо узнать у учителей, в каких пособиях они будут нуждаться на переходном этапе и после него.

3) Для того, чтобы дети не носили тяжелые ранцы, лет 10 назад учебники стали делить на 4 части. Это создало колоссальные проблемы для библиотекарей — надо раздавать в 4 раза больше учебников. В то время как главная задача библиотекарей сейчас устраивать конкурсы по чтению книг, награждать активных читателей. Но проблемы появились и у учителей. Дети забывают принести на урок следующую часть учебника, забывают поменять части и т д.

Когда я была еще студенткой, в ряде школ учащиеся перестали носить в школу учебники. Для этого, скажем, в кабинете географии к каждой парте прибивали сбоку ящички, в которые клали все учебники по географии с 5 по 10 класс. И все атласы. Есть смысл подумать о том, что надо закрывать большую часть издательств по изданию учебников ( об этом много говорят по телевизору), но я думаю, что здесь есть возможность для развития мебельного бизнеса.

4)Необходимо прекратить создание школьных комплексов( против их создания выступали почти поголовно все учителя и родители, но их не захотели слушать). Кто был за? Учителя из головных школ. Родителей заставляли любыми путями подписать бумаги за объединение. В любой школе было все, и обманы, и угрозы. Родители не верят в то, что они что-то могут изменить, поэтому и подписывали. Комплексы создают колоссальные неудобства для учителей( надо бегать из одного здания в другое, в расписании появилось большое количество окон) и вызывают скрытую безработицу. Через год после открытия комплекса одна треть учителей вынуждена или уходить в другую школу, или уходить на пенсию. На комплекс полагается меньше специалистов, например, всего один социальный педагог. Я знаю выдающегося социального педагога, потерявшего свою должность в результате объединения. Две недели назад по телевизору в одной из программ директор комплекса хвасталась тем, что после создания комплекса ее школа в рейтинге перешла с 340 места на 217. Директор комплекса всегда будет хвалить созданное — ее обязывает к этому огромная зарплата. И, кроме этого, как так могло получиться? Да очень просто. Школы объединили в комплексы, их стало меньше. Так что может быть данная школа вообще осталась на том же месте, на каком и была. Я не знаю, что учитывает рейтинг школ. Если натаскивание к ЕГЭ, то есть ли повод гордиться?

Слышала и о таком безобразии в комплексах, как растаскивание детей в разные детские сады по возрасту, то есть родители должны бежать по разным далеко расположенным зданиям, чтобы перед работой отдать детей в детский сад.

5)Необходимо прекратить огульную компьютеризацию школ, школьники дома проводят слишком много времени за компьютером. Родители обращаются в компании, работающие с Интернетом, просят сделать почасовое включение Интернета, но там с ними и не разговаривают — невыгодно. А надо законодательно сделать, чтобы почасовое включение стало выгодным для Интернеткомпаний. Родители согласны платить за отключения, никто не хочет иметь компьютерно зависимых детей. Надо направить часть средств на текущие ремонты школ и на оборудование для уборки кабинетов. Например, в кабинете математики нужны две доски для решения задач и примеров. Вдруг одну убирают, чтобы поставить технику. И учитель теряет время. Ждет, когда доска высохнет. Мне, как географу, компьютер был нужен постоянно для создания зрительных образов природных зон, городов, рек. По статистике (данные 2010 года) каждый учитель в среднем ежегодно тратит 7 тысяч собственных денег на оформление своего кабинета.

Разумное распределение средств позволит учителю тратить меньше своих средств , ограничить поборы с родителей. А поборы не способствуют налаживанию отношений между людьми, занимающимися одним делом - воспитанием гражданина России.

6) Воспитывает гражданина и любовь к родному языку. Мое поколение начинало изучать иностранные языки с 4 класса, со 2 класса изучали только в спецшколах. Сейчас английский язык насаждается с детского сада. Пора становится самостоятельным государством, а не колонией США.

Опубликовано в докладах участников КРОНа (Конференции Работников Образования и Науки) 22.11.2014

P.S. Фотография вверху напоминает нам о том, что на ЕГЭ ещё происходит и унижение учащихся и учителей.

1.0x