Авторский блог Светлана Тишкина 16:20 21 мая 2018

Надеждой люди живы

Помню, как сильно изменилась жизнь александровцев с приходом войны.


Майская, ещё не утомлённая солнцем листва деревьев, укоренившихся на подступах к Свято-Вознесенскому храму, встретила меня тихим перешептыванием. Есть за что укорить. Давно не проведывала этот Божий уголок. Вторым Иерусалимом называл его старец – Филипп Луганский. В тридцатые годы, здесь, неподалёку от храма, при участии старца свершилось Божие чудо: трухлявый пень на глазах у комсомольских вожаков, призывающих отказаться от Бога, превратился в камень. По молитвам же старца Филиппа Луганского город обрёл икону Божией Матери «Луганская». Священным Синодом УПЦ 21 декабря 2017 года было принято решение о общецерковном прославлении Луганской иконы Божией Матери.

Вознесение Христово – престольный праздник этого старинного собора, освящённого в честь великого библейского события.

День Вознесения настал сороковой,
Христос взошел в Небесную Обитель.
Чтоб Утешитель к нам сошел, как Дух Святой,
Ушел к Отцу Святому наш Спаситель.

Прощанье помнит Елеонская Гора: –
Учеников Своих благословил Он,
И отдаляться от земли пришла пора,
И облако его от глаз сокрыло…

В этот православный праздник в храме всегда многолюдно, после Божественной праздничной литургии хлопот у батюшек – невпроворот. Чтобы иметь возможность побеседовать с настоятелем храма протоиереем Иаковом Лобовым приехала в Александровск несколькими днями раньше. Настоятель находился в храме, ожидая приезда делегации из Сербии. Мой вопрос о событиях 2014 года прозвучал довольно нелепо.

– Сами всё знаете, – ответил с улыбкой батюшка.

Верно. Зачем пересказывать, если собеседник знает обо всём чуть ли не в деталях. Помню, как сильно изменилась жизнь александровцев с приходом войны. Исторический город Александровск – это всего лишь часть Артёмовского района города Луганска в современности. Сразу за ним с 2014 года расположилась линия разграничения. Когда на земли Луганщины пришли военные действия, Александровск оказался в так называемой серой зоне, между блокпостами ЛНР и Украины, практически в блокаде. И когда даже работники местных советов Александровска подались в бега, когда оставшиеся в блокаде жители, пережидая обстрелы, сидели в подвалах своих домов, жили без воды, света и обеспечения самым необходимым, в буквальном смысле, оазисом Жизни для них стал Свято-Вознесенский собор. Его духовенство в бега и не думало подаваться. Памятку-инструкцию можно составлять «Как поступать в экстремальных ситуациях», анализируя действия настоятеля этого храма и благочинного Александровского округа протоиерея Иакова Лобова.

В условиях частых артобстрелов семья Лобовых – протоиерей Иаков, его жена матушка Галина, их сыновья Василий, протоиерей Марк и протодиакон Константин, родная сестра о. Иакова монахиня Минадора, клирик храма протоиерей Димитрий Шершун и их помощники Андрей, Владимир, Геннадий, Светлана, две Татьяны, Таисия и другие – организовали разностороннюю благотворительную помощь для людей, в том числе – ежедневные трапезы для всех желающих.

Каждое утро, простояв с полночи на Луганском хлебозаводе многочасовые очереди (на всех хлеба не хватало), на территорию храма о. Марк и о. Константин, рискуя попасть под обстрелы, привозили полнехонькую легковую машину горячего хлеба. Ежедневно с 8 до 14 часов настоятель включал свой бензогенератор, чтобы качать воду из храмовой скважины. Как за хлебом, так и за водой выстраивались огромные очереди. Без питьевой воды и хлеба – не выжить! Пользуясь тем, что в сети храма появлялось электричество, люди приносили на зарядку свои мобильные телефоны. Иногда до пятидесяти, а то и ещё большее количество телефонов одновременно заряжалось в храмовых постройках.

Но оказание посильной помощи населению не было в ущерб служению Господу. Все службы совершались, согласно храмовому расписанию. Духовная жизнь прихода шла своим чередом, а крепкие стены храма служили людям ещё и бомбоубежищем на случай внезапного обстрела.

Господь хранил Свято-Вознесенскую святыню от разрушений. Однажды около храма упало два крупнокалиберных снаряда. Тот, что упал дальше, взорвался, усеяв новенькую брусчатку во дворе храма своими бесформенными осколками. Чудом никого из людей не зацепило. А вот второй снаряд упал вблизи старинной ограды храма. Он мог натворить гораздо больше бед, вплоть до разрушений стен, но не натворил. Потому что не взорвался. Хвостовик этого снаряда несколько дней торчал из земли смертоносным пугалом, пока не приехали сапёры и не обезвредили его.

Время шло, интенсивность обстрелов постепенно уменьшалась. Люди, привыкшие быть настороже, смогли вернуться, хотя и к малообеспеченному, но всё же к мирному существованию. В декабре 2014 года, гораздо позже чем в Луганск, в Александровск вернулось энергообеспечение.

Благотворительные трапезы после богослужений в праздничные и воскресные дни существуют по сей день. Впрочем, существовали они и задолго до начала войны. Благословение кормить прихожан и обездоленных людей отец Иаков получил от духовного отца – схиархимандрита Зосимы (Сокур), основателя Успенской Свято-Васильевской и Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии. В войну практически все, кто остался в Александровске, оказались обездоленными, вот всех, кто приходил в храм, и кормили. Ещё и с собой в баночках давали кашу или суп.

– Батюшка Иаков, о прошлых годах я могу и сама рассказать, но о дне сегодняшнем – только вы. Что нового на приходе? Как справляетесь со многими хлопотами по содержанию сего памятника старины?

– Ну, пойдёмте прогуляемся, сами всё увидите.

Мы вышли из храма и стали обходить его с правой стороны. Между двумя красавицами голубыми елями я увидела новый памятник, надпись которого гласила: «Вечная память погибшим шахтёрам». Справа от памятника была установлена вагонетка, наполненная углём. Над гранитной плитой, на поднятых в виде арки шахтных рельсах был установлен православный крест, под ним – на мощных цепях висел большой расколотый колокол. Это его в 30-е годы богоборцы сбросили с храмовой колокольни. При падении колокол получил довольно широкую трещину, но от этого звон его, пусть и надтреснутый, не перестал быть и оглашать округу.

«Яко да услышавши верные рабы твои глас звука его, во благочестии и вере укрепятся. Постой и, опустив голову, ударь в колокол, его звон разнесёт наши молитвы от края и до края земли о погибших…», – гласила ещё одна надпись на гранитной плите памятника. И ещё, там, наверху, неподалёку от смотрящего в небо креста место крепления одной из рельс было разорвано… символизируя оборванные жизни многих шахтёров Донбасса.

Постояв у памятника, мы с батюшкой пошли дальше. Стало понятно: настоятеля очень беспокоили многочисленные трещины старинного кирпичного ограждения храма. Кое-где трёхсотлетняя штукатурка норовила толстым слоем обрушиться и обнажить покосившуюся кладку.

– А средства на ремонт есть? – спросила я.

– Средств очень много требуется, чтобы сохранить стены в первозданной кладке. Мы только один пролёт укрепили, оштукатурили и покрасили заново, а это уже хорошую сумму потянуло. Где на все пролёты стен денег набраться? Времена тяжёлые, не сравнить с довоенными.

– Да, война уже пятый год идёт. Как люди, пережившие те массированные обстрелы, переживают сегодня эту затянувшуюся неопределённость?

– Все по разному. Как могут, так и переживают. С Божьей помощью претерпевают трудные времена. Надеждой люди живы!.. Но не все. Многие не дождались. У нас очень большой процент смертности среди пожилых людей. Врачи говорят, что такого – никогда не было. Сказываются последствия пережитых волнений.

– Отец Иаков, собираюсь обнародовать это интервью. Что передать братьям-россиянам и белорусам?

– Что они молодцы. Мудрость и гибкость политики их правительства позволила нам наполнить рынки Донбасса относительно недорогими продуктами питания. В условиях блокады – это было жизненно важно. Храни их Господь! Передайте и россиянам, и белорусам от меня лично и от всех луганчан огромную благодарность, что не языком, а делами доказали, что братья своих не бросают. Передайте, что я поздравляю их с великим праздником – Вознесением Господним! Наш Свято-Вознесенский храм всегда будет рад встретить и приютить паломников и гостей из братских России и Беларуси.

Из истории Свято-Вознесенского храма

Свято-Вознесенский трёхпрестольный собор, 1840 года постройки – самый древний каменный храм в черте города Луганска, если брать не образование общины, а именно возведение солидного каменного монумента во славу Божию. Из истории образования Луганщины мы знаем, что первые походные и однопритчевые деревянные храмы в большом количестве стали появляться на этих благословенных землях в середине XVIII века.

Связано это было с тем, что царская Россия в лице Императрицы Елизаветы Петровны решила оградить южные границы России от грабительских набегов кочевников (ногайцев и крымских татар), заодно осваивая пустующие земли Дикого Поля, которые с 1220-40-х годов числились среди завоёванных Золотой Ордой.

Освоение «Дикого Поля» шло медленно, в борьбе с Крымским ханством. Российское правительство привлекало сюда для поселения выходцев из балканских стран православного вероисповедания, которые бежали от турецкого ига в Австро-Венгрию и добровольно пожелали служить российскому правительству. Они принимали российское подданство, присягу и в составе двух конных гусарских полков под командованием И. Шевича и Р. Депрерадовича, были поселены на правом берегу Северского Донца указом Сената от 1753 года.

Эта административно-территориальная единица не входила в состав губернии. Она напрямую подчинялась Сенату и Военной коллегии. Словом, это было автономное государственное образование со своими порядками и обычаями, своим языком, бытом, культурой. Наряду с решением хозяйственных проблем, командиры славяносербских рот заботились и о нравственном воспитании и совершенствовании гусар и поселян. Инструкцией предусматривалось в каждой слободе построить церковь и возле неё открыть школу. Иноверцам предлагалось принимать Православие.

Военные поселения между Луганью и Северским Донцом стали называть Славяносербией. Бахмутский государственный полк генерал-майора И. Шевича состоял из 16 рот. Одним из первых поселенцев Славяносербии был серб – бригадир Константин Николаевич Юзбаш (Юзбашев, Юзбаши) (1724 — 17 сентября 1802). Он основал, заселил и обустроил сёла: Желтое, Раевка, Весёлая Гора (Весёлое, Лекаревка) и Александровка (Юзбашевка). В каждом из них он создал дворцово-парковые ансамбли и построил церкви — Благовещения Пресвятой Богородицы в Весёлой Горе (1776—1777) и Вознесения Господня в Александровке (1785—1791). В этот же период были освящены десятки других новопостроенных храмов: в Каменном Броде (1767 г.), Дмитриевке (1766 г.), Хорошем (1784 г.), Макаровом Яру (1786 г.), Жёлтом (1785 г.), Фащивке (1786 г.), Суходоле (1791 г.), Михайловке (1787 г.), Старом Айдаре (1787 г.), Николаевке (1794г.) и так далее».

Красота и богатство Панской усадьбы в слободе Александровка, построенной по всем канонам европейского зодчества, привлекли внимание известного помещика, штаб-с капитана гвардии Михаила Сомова, очень состоятельного и предприимчивого человека, женатого на княгине Марии Павловне Ширински-Шахматовой. Купив имение в 1806 году, Михаил Александрович Сомов затеял многие преобразования в нём. К 1830 году он строит кирпичный завод, паровую мельницу, винокуренный (спиртопроизводящий) завод, разводит простых и телонских овец, которые снабжали текстильную промышленность шерстью.

На средства помещика, штаб-с капитана гвардии Михаила Александровича Сомова и его жены Марии Павловны на месте обветшалой деревянной церкви, в 1840-49 годах был построен каменный – пятикупольный трехпрестольный собор во имя Вознесения Христова. Правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Левый – в честь святого Спиридона Тримифундского. Архитектура храма сравнима с шедеврами столичного зодчесва.

Как оказалось, Евдокия (Евгения) – дочь пана Сомова, наследница имения Александровка, в 1873 году вышла замуж за принца Луи-Наполеона Мюрата – внука родной сестры Наполеона (Каролины) и короля Неаполя. Именно она, принцесса Евгения Мюрат в 1884 году строит в Александровке здание школы, и в 1887 году открывает церковно-приходское попечительство.

Следующие владельцы имения Александровка – не менее имениты. В период с 1883 по 1904 годы оно переходит Льву Викторовичу Голубеву, сыну известного в России промышленника, землевладельца, строителя железных дорог и заводов Виктора Федоровича Голубева. Его супруга – Голубева Александра Степановна, урождённая Макарова (дочь знаменитого адмирала Макарова С.О. Бытует предположение, что имение Александровка выкупил у Сомовых-Мюрат сам адмирал Макаров в качестве приданого для дочери Александры.

В 1920-30-е годы Свято-Вознесенская церковь, как и многие храмы Луганщины, испытала тяжкие удары судьбы: грабёж и уничтожение икон, фресок, утвари из драгоценных металлов. Были разрушены колокольни, разбиты колокола, изъяты серебряные чаши и наиболее ценные иконы. И всё же, Александровскому Свято-Вознесенскому собору повезло более других. Это единственный храм в области, который не был закрыт советской властью в послереволюционные годы.

В предвоенные годы (1937 – 1940) Вознесенская церковь оставалась единственным действующим храмом в Ворошиловградской (Луганской) области. Службы в ней не проводились лишь 1940 – 1941 годах.

Община вновь возродилась в 1942 году, официально зарегестрирована 31 октября 1944 года в количестве 637 человек. В 1955 году храм был включен в список сакральных сооружений области, открытых для посещения иностранными делегациями.

Несмотря на прошедшие войны, разгул атеизма и годы гонений на православие, храм претерпел мало внешних изменений и по праву является памятником архитектуры. Внутреннее убранство храма вызывает восхищение прихожан своим великолепием.

В то же время Панская усадьба с прилегающим парковым ансамблем находится в запустении и требует больших средств для восстановления дворца, на пилоне которого красуется дата –1772 год.

Настоящей духовной жемчужиной Луганщины – ухоженным семикупольным собором с колокольней и многими дворовыми постройками сегодня встречает прихожан и паломников Свято-Вознесенский собор г. Александровска.

Настоятель храма – благочинный Александровского округа, митрофорный протоиерей Иаков Лобов с 1997 года вместе с семьёй и клиром храма много трудов положил в сохранение древней святыни Луганщины. Он стоит и радует всех своей величественной архитектурой и разлитой окрест Божией благодатью.

Светлана Тишкина

1.0x