Сообщество «Салон» 00:00 3 февраля 2018

Надежда на гармонию

«Бесконечная история» Владимира Анзельма в Крокин-галерее
2

В одной из кинокартин Феллини инженеры метро, путешествуя по древним подземельям Рима, обнаруживают закрытую пещеру со множеством ярчайших фресок. Кислород, проникший в пещеру с прибытием туда людей, сжигает драгоценные образы; отчаянные попытки их спасти оказываются бесполезны.

«Бесконечная история» Владимира Анзельма, развёрнутая в ключевых символах классицизма, — отнюдь не хрестоматийный список хрестоматийных образов. В противовес  депрессии постмодернизма и всего, что прикрывается данным понятием, выставка повышенно оптимистична: перенасыщена динамикой борьбы, преодоления и победы.

Обращаясь к застывшим фигурам европейской цивилизации, Анзельм заставляет их пульсировать и звучать, переселяться из пространства в пространство, из века в век, от «Виктории» Рауха — к «Раненому» Брекера, от «Марсельезы» Рюдо — к пролетарию Шадра. На столкновении устойчивого с  мятежным  и возникает конфликт, улавливаемый не в яркой цветовой гамме, а на уровне смысловых интерпретаций. Конфликт, достойный музыки Вагнера, того, кто как никто другой умел зажигать внутренний огонь не только в облике призрачного Зигфрида, но и во вполне осязаемых человеческих существах.

Интерес к  потенциалу классического образа в очередной раз подтверждает его неизбывную актуальность: художественное воплощение трагической судьбы человечества, извечный дискурс борьбы и страдания неизменно обрушивает иллюзорные основы гипертрофированной терпимости, категорически исключающей эту самую борьбу, — богатство представления «Бесконечной истории», безусловно,  включает в себя и идеологический контекст (с его собственной системой сдержек и противовесов).

В разговоре о бесконечности, а уж тем более о подвижности и перемещаемости, формальное обращение к «корням» звучит довольно некстати: в данном случае речь идёт скорее о «вершинах», которые, перекликаясь то с водной рябью, то с волнами тумана, ненавязчиво присутствуют в каждом из восьми представленных полотен. Символ древнегерманской мифологии  и аналог Мирового древа, в общей идее художника гора вызывает дополнительный смысловой ряд, зовущий зрителя в потаенные глубины зарождающегося эпоса северной Европы: предания скальдов о конунгах и богах, о великанах и карликах, героические саги обеих Эдд — и вот уже прекрасный Биврёст, мост-радуга от мира земного к миру небесному, высвечивает радужными бликами холст, играющий сотнями оттенков.

Выставка Владимира Анзельма поистине жизнерадостна: перемещаются границы, возникают и распадаются государства, а парящие в чистом горном воздухе образцы Большого стиля по-прежнему совершенны и по-прежнему глубоко дышит мир великой надеждой на преодоление самых страшных разрушений и катастроф — надеждой на  гармонию и порядок.

Выставка продлится до 25 февраля 2018 года.

Адрес: г. Москва, Климентовский переулок, 9 (м. Третьяковская, Новокузнецкая) - Крокин галерея.

Посещение по предварительному звонку - 8-964-564-03-03.

Cообщество
«Салон»
3 0 9 503
20 октября 2018
Cообщество
«Салон»
41 0 7 079
Cообщество
«Салон»
0 0 1 608
Комментарии Написать свой комментарий
4 февраля 2018 в 14:43

Шикарный текст, Марфа! Этакий монолог задорного культуролога. Но, увы, он совершенно не адаптирован под аудиторию.

9 февраля 2018 в 22:43

Леонид, большое спасибо! Да, придётся мне поработать над этим)