Авторский блог Илья Титов 06:34 16 июля 2018

На курьих ножках

Идеологическое противостояние вокруг американского фастфуда

Если вы живете в крупном городе, не раз и не два, проходя мимо крупных торговых центров, станций метро или мест пересечения маршрутов больших масс людей, вы могли заметить яркие вывески фаст-фуд ресторанов. Крохотный закуток, пропахший жаренным мясом и наполненный людьми, является представительством громадной корпорации с капитализацией в сотни миллиардов долларов. За тысячи километров от этого закутка находится главный офис этой самой корпорации – какое-нибудь огромное модернистское здание, где заседают менеджеры, вся деятельность которых направлена на получение как можно большей прибыли. По этой причине компания старается держаться как можно дальше от политики, общественных противостояний и громких событий – нужно стараться угодить всем, чтоб походы в рестораны стали неотъемлемой частью жизни всех возможных слоев населения – черных и белых, богатых и бедных, левых и правых. Среди фастфуд-корпораций подобного рода нам, жителям России, известны три – Макдональдс, ставший в начале девяностых предметом культа, Бургер Кинг, предпочитающий делать себе имя сомнительными методами пиара и KFC, известный у себя на родине блюдами из куры и огромной любовью к ним чернокожих. Любовь эта необъяснима, страстна и иррациональна. Некоторые ищут ее корни в особенностях строения желудка негров, не переваривающего свинину и говядину, иные видят ее причины в истории, полной притеснений, когда обездоленные негры не могли купить мяса дороже куры. Так или иначе, любовь чернокожих к жареной куре стала популярным стереотипом, а куриные блюда появились в меню всех ресторанов. Журналист Эрик Шлоссер назвал Америку «Нацией фастфуда» и к трем известным у нас брендам прибавляется великое множество разновидностей ресторанов быстрого обслуживания. Среди них я бы хотел особенно выделить ресторан Chick-fil-A, специализирующийся на столь любимых чернокожими блюдах из куры. Ничем не примечательная сеть ресторанов недавно оказалась целью мощной информационной кампании и предметом ненависти почти всех прогрессивных СМИ.

Южный штат Джорджия, где находится штаб-квартира сети ресторанов, среди всего прочего известен самым большим процентом христиан и самой высокой долей чернокожего населения – треть из десяти миллионов жителей штата составляют негры. При этом в столице Джорджии, городе Атланта, его процент стремится к 60. Менеджерам, работающим в главном офисе Chick-fil-A в пригороде Атланты, совершенно чужды традиционные идеи крупного корпоративного управления, поэтому на протяжении нескольких лет вяло протекала череда скандалов, связанная со спонсированием сетью ресторанов различных общественных организаций, выступавших против легализации однополых браков. Свою борьбу на этом поприще сеть ресторанов проиграла после решения Верховного суда в 2016, однако с тех пор Chick-fil-A стал известен как ресторан, поддерживающий традиционные ценности и не боящийся заявить о своих взглядах. Это, а также вкусные сэндвичи с курой, стало причиной любви к ресторану в штатах «ржавого пояса» и бешеной ненависти в демократических штатах. Либералы пытались объявить сети ресторанов бойкот, но ожидаемо потерпели поражение – на момент бойкота в штатах, где позиции демократов прочны, не было ни одного ресторана Chick-fil-A, а в местах широкого распространения этих ресторанов никто не придавал значения истерикам либералов из больших городов. Время шло и популярность сети фастфуда росла, не в последнюю очередь благодаря громкому имени и многочисленным бойкотам и скандалам. В 2015 году компания уже делала попытки проникновения в крупнейший мегаполис США, но из-за того, что идеологическое противостояние еще не было накалено до предела, открытие ресторана осталось почти незамеченным. Равно как и его закрытие из-за «несоответствия санитарным нормам» санитарными службами города Нью-Йорк, где тараканы на барной стойке – обычное дело. Наконец, спустя три года компания накопила силы для повторной попытки покорения нового рынка – открылся ресторан в Нью-Йорке, крупнейшем городе самого либерального штата, средоточии политической мощи демократов, доме многочисленных левых интеллектуалов и тех газетчиков, что обожают называть всех вокруг нацистами. С точки зрения прибыльности открытие нового ресторана вдали от привычных мест казалось рискованным проектом, однако реакция местных на это открытие обеспечила средней известности сети фастфуда лучшую рекламу, которую только можно было себе представить.

Журнал New Yorker назвал появление куриного фастфуда на берегах Ист-Ривер «вторжением христианского традиционализма», находящегося, по мнению автора, на неправильной стороне истории. С учетом многочисленных описаний Нью-Йорка как плавильного котла разнообразия наций, религий и идей, подобное заявление может показаться странным любому, кто незнаком с политикой неприкрытого следования двойным стандартам авторитетных американских СМИ. New York Times, неподалеку от офиса которой и открылся ресторан, самодовольно рассмотрела перспективы Chick-fil-A достичь успеха на Манхэттене, самом негостеприимном для нового бизнеса месте, что только можно себе представить. Несмотря на нахождение статьи в разделе «Бизнес», аналитике предпринимательских перспектив ресторана посвящена лишь пара абзацев – остальное отведено разбору скандалов с правами ЛГБТ и описанием неумелых и ленивых попыток директора ресторана уйти от затрагивания неудобной темы. Вывод, который делает автор раздела «Бизнес», таков – с ценностями, присущими этой сети ресторанов и с типично южными методами ведения дела Chick-fil-A будет очень трудно закрепиться на улицах Манхэттена. Издание Huffington Post, горячо любимое республиканцами всех мастей за просто зашкаливающую некомпетентность журналистов в деле отстаивания демократических ценностей, опубликовало статью, ключевым элементом стал выбор, поставленный перед читателем – права геев или жаренная курочка. Полагая выбор совершенно очевидным, автор статьи Ной Михельсон решительно запрещает всем, кому небезразлична судьба ЛГБТ-сообщества, приближаться к плацдармам трансфобии и фашизма – ресторанам Chick-fil-A. Тем не менее, обозреватель издания Thrillist, специализирующегося на обзорах ресторанов и кафе, поступил иначе. Бен Фрактенберг опросил профессиональных протестующих, яростно встретивших открытие нового фастфуда. Защитница прав животных не смогла дать внятный ответ на вопрос, почему целью протестов стал именно этот ресторан, а не любой другой из тысяч ресторанов на Манхэттене. Руководительница группы активисток пожаловалась, что у них не хватает свободных людей для всех протестов, которые идут по всему городу против всего на свете. Но самым ярким оказалось заявление пожелавшего остаться анонимным гея, который был полон решимости протестовать против гомофобов ровно до тех пор, пока не попробовал их сэндвич с курой.

Пока рано говорить о финансовых успехах столь рискованного предприятия. Однако интерес местных жителей, далеких от идеологических противостояний, вкупе с новизной заведения и необычностью предлагаемых блюд уже притягивает к скромному с виду ресторану все больше и больше новых посетителей. Высокий интерес чернокожих к новой сети ресторанов, продающих любимое ими блюдо не дает развернуться либеральным механизмам воздействия – СМИ и профессиональным протестующим, многие из которых и сами не прочь, проглотив свою гордость, полакомиться жаренной курой.

Казалось бы, какое нам дело до фастфуда где-то далеко? Однако на примере Chick-fil-A в очередной раз стала видна интересная особенность информационного общества. Иногда для продвижения своих идей не нужна ни многомилионная рекламная кампания, ни выдающиеся качества услуг, достаточно просто четко сформированной позиции по острому вопросу, смелости для ее отстаивания и пары-тройки бурно реагирующих на эту позицию СМИ. Во времена острой политизации всего вокруг и проникновения конфликта мировоззрений во все сферы жизни - от информационных технологий до ресторанного бизнеса - особенно ясно ощущается безумие, охватившее общество, готовое затравить ресторан и его посетителей за нахождение на "неправильной стороне истории".

17 марта 2024
1.0x