Сообщество «Учебный космос России» 21:32 19 марта 2019

На благо России: Пушкины, Кречетниковы, Вяземские (экспозиция)

"Учебный космос России". На благо Отечества: Пушкины, Кречетниковы, Вяземские (экспозиция)

Дмитрий Шахов

Василий Шахов

ЭКСПОЗИЦИЯ: На благо России:

Пушкины, Кречетниковы, Вяземские

(«…былые дни… и освежительною тенью

ложатся на душу они…»)

Дщерь всевышнего, чистая Истина!

Ты, которая страстью не связана,

Будь днесь музой поэту нельстивому,

И Достойным хвалу воспой!

Дети счастия, саном украшены!

Если вы под сияющенй внешностью

Сокрываете слабую, низкую

Душу, - свой отвратите слух.

К лаврам чистым и вечно невянущим,

Я готовя чело горделивое,

Только Истину чту поклонением…

А. Х. В О С Т О К О В.

«Ода достойным». 1801.

В дворянско-усадебной Московии – целое созвездие имений, поместий, «культурных гнёзд», связанных с личностями и биографиями выдающихся деятелей государственности, просветительства, предпринимательства. Среди них - Кречетниковы.

Кречетниковыми .интересовался Александр Пушкин. Род дворян Кречетниковых внесен в У1 часть родословной книги Московской губернии. Фамилия сего дворянского и графского рода напоминает о былинно-легендарных соколиных охотах. «Кречет больше и серее сокола»,- делает уточняющую помету А.С. Пушкин. Кречетник – мастер, специалист, сведущий в соколиной охоте, где задействованы были прирученные кречеты. Кречетовы… Кречетниковы…В своих «Записках» Александр Сергеевич воспроизвёл исторический анекдот («слышал от гр. Вельгорского»): «Кречетников, при возвращении своем из Польши, позван был в кабинет императрицы. «Исполнил ли ты мои такие приказания?» - спросила императрица. «Нет, государыня», - отвечал Кречетников. Государыня вспыхнула. «Как нет!» Кречетников стал излагать причины, не дозволившие ему исполнить высочайшие повеления. Императрица его не слушала; в порыве величайшего гнева она осыпала его укоризнами и угрозами. Кречетников ожидал своей погибели. Наконец императрица умолкла и стала ходить взад и вперед по комнате. Кречетников стоял ни жив ни мертв. Через несколько минут государыня снова обратилась к нему и сказала уже гораздо тише: «Скажите же мне, какие причины помешали вам исполнить мою волю?» Кречетников повторил свои прежние оправдания. Екатерина, чувствуя его справедливость, но не желая признаться в своей вспыльчивости, сказала ему с видом совершенно успокоенным: «Это дело другое. Зачем же ты мне тотчас этого не сказал?»

Кречетниковы – из тех, кого славил, ратуя за высокую нравственность и добродетели,

В своей «Оде достойным» Александр Христофорович Востоков: «Нет, - кто, видев, как страждет отечество, Жаркой в сердце не чувствовал ревности И в виновном остался бездействии, - Тот не стоит моих похвал. Но кто жертвует жизнью, имением, Чтоб избавить сограждан от бедствия И доставить им участь счастливую, - Пой, святая, тому свой гимн! Если мужество, благоразумие, Твердость духа и честные правила Совместилися в нем с милосердием, - Он воистину есть Герой!».

Не будучи собственно литератором (А.Х. Востоков – крупный филолог, хранитель Румянцевского музея, главный редактор Археографической комиссии, действительный член Российской Академии науку и почетный член многих академий и научных обществ), автор «Оды достойным» публицистически акцентировано ратует за воплощение общественного Идеала («О, коль те в нем находятся качества, Он составит народное счастие; Поздних правнуков благословение Будет в вечность за ним идти. Многих мнимых героев мы видели, Многих общего блага ревнителей; Все ли свято хранят обещание Быть отцами, законы блюсти?»). Востоковская «Ода достойны» - гимн гражданственности, высокой духовности («Но кто к славе бессмертной чувствителен, Тот потщится, о Граждане, выполнить Долг священный законов блюстителя, И

приимет хвалу веков. И такому-то, муза божественна, О, такому лишь слово хваления, В важном тоне, из уст благопеснивых, Рцы языком правдивым ты!»).

В реальной действительности, на «сгибе эпох», на рубеже «осьмнадцатого» и девятнадцатого столетий мы видим этих Достойных. Среди них – Суворовы, Кутузовы, Ушаковы, Вяземские, Ростопчины, Салтыковы, Кречетниковы…

Михаил Никитич Кречетников (1729-1793) был сыном действительного тайного советника, президента Ревизион-коллегии Никиты Семёновича Кречетникова. Брат же его – Пётр Никитич Кречетников был астраханским губернатором.

Воспитанник и выпускник Сухопутного шляхетского корпуса, Михаил в чине секунд-майора отличился в Семилетней войне. С его именем связаны героические свершения в делах ратных. Русские войска, предводительствуемые генералами Кречетниковым и Апраксиным, разгромили в 1768-ом отряды Барской конфедерации, пленили князя Яндоловича. Екатерина Вторая весьма была довольна его решительными и эффективными действиями, когда полк донских казаков Гурьева «погасил» вспыхнувшее восстание гайдамаков на правом берегу Днепра. Талант военачальника, мужество воина проявились в ходе Первой русско-турецкой войны 1768-1774 годов ( победное сражение при Кагуле (1770 год) было вознагражено званием генерал-майора и орденом св. Анны 1 степени.

Будучи назначенным в 1772-ом псковским генерал-губернатором деятельно и плодотворно способствовал присоединению в Российской империи территорий «по Первому разделу» Польши ( в 1773-м он один из «комиссаров», устанавливавших новую границу с Речью Посполитой). За успешный штурм г. Крайовы и другие подвиги он становится кавалером орденов св. Анны (1774), ордена Белого Орла и Станислава (1776), ордена Александра Невского (1779).

В 1775-ом произведён в генерал-поручики и назначен губернатором в Тверь.

24 августа 1776 года издано «Учреждение по губерниям». Михаил Никитич – в числе тех, кому отведены ведущие роли в реализации важнейшего государственного дела. Ему доверено открыть новые губернии: Калужскую, Тульскую и Рязанскую (ими он управлял до 1782-го, когда Рязанская губерния изъята из его ведения). Его деятельность весома и многогранна: он совершает объезд вверенных его попечению губерний, производит разметку новых границ уездов; им одним из первых произведено Генеральное межевание земель. Изданный под его руководством «Атлас Калужской губернии» (1782) считался образцовым и рассылался всем межевым канцеляриям и конторам в качестве примера составления губернских и уездных карт.

Имя М.Н. Кречетникова – в историческом контексте, связанном с развитием культуры, промыслов, региональных инициатив. 26 декабря 1777 года (при торжественном открытии Тульской губернии) был дан первый театральный спектакль. Губернатор поддержал предложения оружейников и возглавил созданную по указу Екатерины 11 особую комиссию для улучшения деятельности Тульского оружейного завода. Личное участие и строгий деловой контроль позволили помочь развитию важного производства (исправлена плотина, усилен надзор за выпуском оружия, принципиально распределены работы между мастерами, составлено новое регламентное «Положение»).

Императрица вела с ним переписку…

6 мая 1793 года генерал-аншеф М.Н. Кречетников был возведён в графское достоинство Российской Империи. Но ему не суждено было узнать о высочайшем решении, о пожалованном ему титуле: 9 мая он ушёл из жизни.

В Книге рекордов Гиннеса есть запись о самом «коротком графе» в мире.

Надпись на памятнике его гласит: «Российских Императорских войск генерал-аншеф, сенатор, Тульский, Калужский и новоприсоединенных областей от Речи Посполитой Польской к Империи Российской генерал-губернатор, начальствующий над всеми войсками, тамо находящимися и расположенными в трех малороссийских губерниях, и кавалер Орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Св. Равнооп. Владимира первой степ., Польских Белого Орла и Великокняжеского Голштинского Св. Анны, Граф Мих. Никитич Кречетников скончался 9-го мая 1793 года»…

приимет хвалу веков. И такому-то, муза божественна, О, такому лишь слово хваления, В важном тоне, из уст благопеснивых, Рцы языком правдивым ты!»).

В реальной действительности, на «сгибе эпох», на рубеже «осьмнадцатого» и девятнадцатого столетий мы видим этих Достойных. Среди них – Суворовы, Кутузовы, Ушаковы, Вяземские, Ростопчины, Салтыковы, Кречетниковы…

Михаил Никитич Кречетников (1729-1793) был сыном действительного тайного советника, президента Ревизион-коллегии Никиты Семёновича Кречетникова. Брат же его – Пётр Никитич Кречетников был астраханским губернатором.

Воспитанник и выпускник Сухопутного шляхетского корпуса, Михаил в чине секунд-майора отличился в Семилетней войне. С его именем связаны героические свершения в делах ратных. Русские войска, предводительствуемые генералами Кречетниковым и Апраксиным, разгромили в 1768-ом отряды Барской конфедерации, пленили князя Яндоловича. Екатерина Вторая весьма была довольна его решительными и эффективными действиями, когда полк донских казаков Гурьева «погасил» вспыхнувшее восстание гайдамаков на правом берегу Днепра. Талант военачальника, мужество воина проявились в ходе Первой русско-турецкой войны 1768-1774 годов ( победное сражение при Кагуле (1770 год) было вознагражено званием генерал-майора и орденом св. Анны 1 степени.

Будучи назначенным в 1772-ом псковским генерал-губернатором деятельно и плодотворно способствовал присоединению в Российской империи территорий «по Первому разделу» Польши ( в 1773-м он один из «комиссаров», устанавливавших новую границу с Речью Посполитой). За успешный штурм г. Крайовы и другие подвиги он становится кавалером орденов св. Анны (1774), ордена Белого Орла и Станислава (1776), ордена Александра Невского (1779).

В 1775-ом произведён в генерал-поручики и назначен губернатором в Тверь.

24 августа 1776 года издано «Учреждение по губерниям». Михаил Никитич – в числе тех, кому отведены ведущие роли в реализации важнейшего государственного дела. Ему доверено открыть новые губернии: Калужскую, Тульскую и Рязанскую (ими он управлял до 1782-го, когда Рязанская губерния изъята из его ведения). Его деятельность весома и многогранна: он совершает объезд вверенных его попечению губерний, производит разметку новых границ уездов; им одним из первых произведено Генеральное межевание земель. Изданный под его руководством «Атлас Калужской губернии» (1782) считался образцовым и рассылался всем межевым канцеляриям и конторам в качестве примера составления губернских и уездных карт.

Имя М.Н. Кречетникова – в историческом контексте, связанном с развитием культуры, промыслов, региональных инициатив. 26 декабря 1777 года (при торжественном открытии Тульской губернии) был дан первый театральный спектакль. Губернатор поддержал предложения оружейников и возглавил созданную по указу Екатерины 11 особую комиссию для улучшения деятельности Тульского оружейного завода. Личное участие и строгий деловой контроль позволили помочь развитию важного производства (исправлена плотина, усилен надзор за выпуском оружия, принципиально распределены работы между мастерами, составлено новое регламентное «Положение»).

Императрица вела с ним переписку…

6 мая 1793 года генерал-аншеф М.Н. Кречетников был возведён в графское достоинство Российской Империи. Но ему не суждено было узнать о высочайшем решении, о пожалованном ему титуле: 9 мая он ушёл из жизни.

В Книге рекордов Гиннеса есть запись о самом «коротком графе» в мире.

Надпись на памятнике его гласит: «Российских Императорских войск генерал-аншеф, сенатор, Тульский, Калужский и новоприсоединенных областей от Речи Посполитой Польской к Империи Российской генерал-губернатор, начальствующий над всеми войсками, тамо находящимися и расположенными в трех малороссийских губерниях, и кавалер Орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Св. Равнооп. Владимира первой степ., Польских Белого Орла и Великокняжеского Голштинского Св. Анны, Граф Мих. Никитич Кречетников скончался 9-го мая 1793 года»…

................................................................................

......................................................................................

Жизнь замечательных людей:

князья Вяземские («средоточие жизни и всех

удовольствий просвещенного общества»)

«Нужно ль вам истолкованье, что такое русский бог?

Вот его вам начертанье, сколько я заметить мог.

Бог метелей, бог ухабов, бог мучительных дорог,

Станций – тараканьих штабов, вот он, вот он, русский бог.

Бог голодных, бог холодных, нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных, вот он, вот он, русский бог…»

П.А. В Я З Е М С К И Й. «Русский бог». 1828.

Эти имения неизменно именовали «подмосковными»… В числе их владельцев, строителей, хранителей, гостеприимных хозяев – князья Вяземские.

Приведённые в эпиграфе строфы р а н н е г о Вяземского сатирически заострены; в них – отзвук настроений, восходящих к декабристской «буре и натиску», к свободолюбивой пушкинской «Деревне» («Здесь тягостный ярем…»). Публицистический герой-повествователь Вяземского ироничен, саркастичен («Бог лаптей и пухлых ног, Горьких лиц и сливок кислых, вот он, вот он, русский бог. Бог наливок, бог рассолов, душ, представленных в залог, Бригадирш обоих полов, вот он, вот он, русский бог; бог всех с анненкой на шеях, бог дворовых без сапог, бар в санях при двух лакеях, вот он, вот он, русский бог»). Вяземский автобиографический герой воссоздаёт реальность в русле традиции демократической сатиры своего времени («К глупым полн он благодати, К умным беспощадно строг, бог всего, что есть некстати, вот он, вот он, русский бог. Бог всего, что из границы, не к лицу, не под итог. Бог по ужине горчицы, вот он, вот он, русский бог. Бог бродяжных иноземцев, к нам зашедших за порог, бог в особенности немцев, вот он, вот он, русский бог»).

Старинный дворянский род, восходящий к Рюриковичам…

Андрей Иванович Вяземский (1754-1807)… Карьеру, как многие дворяне, начал с воинской службы. В двадцать с небольшим – уже полковник. Участник русско-турецкой войны. Заслуги его увенчаны званием генерал-поручика. «Гражданская часть» его биографии также ответственна и весома: назначался нижегородским и пензенским губернатором.

В Москве и подмосковных его имениях – «средоточие жизни и всех удовольствий просвещенного общества». И.И. Дмитриев. В.А. Жуковский. В.Л. Пушкин. Ю.А. Нелединский-Мелецкий.

Н.М. Карамзин женат на его старшей дочери Екатерине Андреевне.

Роберт Керр Портер, шотландский художник, о пребывании в Остафьево летом 1806 года:

«Мой хозяин был не только образцом гостеприимства, но и отличался образованностью и талантом, его дворец красиво расположен. Выстроенный из камня с большим вкусом и великолепием, он обладает всеми приспособлениями для самых веселых развлечений, а равно и для глубочайшего исследования…»

«Чего бы не дал я, чтобы еще раз увидеть и пожить в прекрасном дворце… Мне кажется, что я вижу его и вновь обегаю вокруг. Приближаясь, вижу слева церковь, где мы присутствовали на ночной свадьбе… повертываю вправо и попадаю на площадку, где мы играли в городки… Вижу великолепную колоннаду… Вхожу в вестибюль, спешу в левый зал, где мы слушали чтение таких прекрасных отрывков Истории господина Карамзина, где мы собирались по утрам. Иду в столовую и вспоминаю тот очаровательный обед, когда господин Нелединский нас изумлял умом и веселостью… Прохожу в большой и благородный зал, где мы танцевали с графинями Пушкиными… Бросаюсь в библиотеку, где находятся все утешения, которые ум может предложить сердцу… Захожу поздороваться в ваш кабинет – прохожу мимо не без того, чтобы не заглядеться на прелестных вышивальщиц, которые мне напоминают работы, воспетые греками и латинянами… тороплюсь спуститься в сад, быстро прохожу прекрасную аллею, которая ведет в небольшой лесок: там нахожу в сборе всех молодых деревенских девушек – мы принимаем участие в их танцах… Они уходят,

а мы продолжаем нашу прогулку… Господин Карамзин как обычно идёт впереди… Нет, мой милый Вяземский, никогда, никогда я не забуду Остафьева!» (А. Галифф, швейцарский помещик – П.А. Вяземскому).

Особый интерес представляют собой биографические реалии, относящиеся к личности и творческой судьбе Петра Андреевича Вяземского(1792 - 1878), посвятившего своей «малой родине», Москве и Подмосковью немало чарующе-трепетных, проникновенных строк и строф.

Пётр Вяземский – один из тех гениев отечественной словесности, сочинения которых вошли в золотой фонд отечественной классики. Многие поколения россиян устремлялись к нравственно-духовным горизонтам прекрасного, постигая глубину и человечность его эстетического идеала. – «Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт, Колокольчик звонко плачет И хохочет, и визжит. По дороге голосисто Раздается яркий звон, То вдали отбрякнет чисто, То застонет глухо он. Словно леший ведьме вторит И аукается с ней, Иль русалка тараторит В роще звучных камышей. Русской степи, ночи темной Поэтическая весть! Много в ней и думы томной, И раздолья много есть. Прянул месяц из-за тучи, Обогнул свое кольцо И посыпал блеск зыбучий Прямо путнику в лицо».

«Поэтическая весть» князя Вяземского… Уроки классики… - «Кто сей путник? И отколе, И далек ли путь ему? По неволе иль по воле Мчится он в ночную тьму? На веселье ль иль кручину, К ближним ли под кров родной, Или в грустную чужбину Он спешит, голубчик мой? Сердце в нем ретиво рвется В путь обратный или вдаль? Встречи ль ждет он не дождется, Иль покинутого жаль? Ждет ли перстень обручальный? Ждут ли путника пиры Или факел погребальный Над могилою сестры? Как узнать? Уж он далеко! Месяц в облако нырнул, И в пустой дали глубоко Колокольчик уж уснул».

Остафьево 26 октября 1857 года «Приветствую тебя, в минувшем молодея, Давнишних дней приют, души моей Помпея! Былого след везде глубоко впечатлен – И на полях твоих и на твердыне стен Хранившего меня родительского дома. Здесь и природа памятно знакома, Здесь с каждым деревом сроднился, сросся я, На что ни посмотрю – все быль, все жизнь моя. Весь этот тесный мир, преданьями богатый, Он мой, и я его. Все блага, все утраты, Все, что я пережил, все, чем я живу – Все чудится мне здесь во сне и наяву. Я слышу голоса из-за глухой могилы; За милым образом мелькает образ милый…».

«Нет, не Помпея ты, моя святыня, нет, Ты не развалина, не пепел древних лет, - Ты все еще жива, как и во время оно: Источником живым кипит благое лоно, В котором утолял я жажду бытия. Не изменилась ты, но изменился я. Обломком я стою в виду твоей нетленной Святыни, пред твоей красою неизменной. Один я устарел под ношею годов»

«Неузнанный вхожу под твой знакомый кров Я, запоздалый гость другого поколенья весны… Деревья разрослись вдоль прудовой плотины. Пред домом круглый луг, за домом темный сад овраг с ручьем курган – немая летопись о безымянной битве Белеет над прудом пристанище молитвы, Дом божий, всем скорбям гостеприимный дом. Там привлекают взор, далече и кругом, В прозрачной синеве просторной панорамы поемные луга и миловидные родные берега извилистой Десны, Любучи молчаливой,скользящей вдоль лугов струей своей ленивой

Здесь мирных поселян приветливый погост. Как на земле была проста их жизнь, так прост И в матери-земле ночлег их. Мир глубокой. Обросший влажным мхом, здесь камень одинокой Без пышной похвалы подкупного резца; Но детям памятно, где тлеет прах отца. Там деревянный крест, и тот полуразрушен. Но мертвым здесь простор, но их приют не душен, И светлая весна ласкающей рукой Дарит и зелень им, и ландыш полевой. Везде все тот же круг знакомых впечатлений. Сменяются ряды пролетных поколений, Но не меняются природа и душа.

И осень тихая все так же хороша. Любуюсь грустно я сей жизнью полусонной, Без яркой зелени, убранства летних дней, И этот хрупкий лист, свалившийся с ветвей, который под ногой моей мятется с шумом, - Мне все сочувственно, все пища тайным думам, Все в ум приводит мне, что осень и моя Оборвала цветы былого бытия. Но жизнь свое берет: на молодом просторе, В дни беззаботные, и осень ей не в горе. Отважных мальчиков веселая орда Пускает кубари по зеркалу пруда. Крик, хохот. Обогнать друг друга каждый ищет, И под коньком лед так звенит и свищет. Вот ретивая песнь несется вдалеке: То грянет удалью, то вдруг замрет в тоске, И светлым облаком на сердце тихо ляжет, и много дум ему напомнит и доскажет.

Но постепенно дня стихают голоса. Серебряная ночь взошла на небеса. Все полно тишины, сиянья и прохлады. Вдоль блещущих столбов прозрачной колоннады Задумчиво брожу, предавшись весь мечтам; И зыбко тень моя ложится по плитам – И с

нею прошлых лет и милых поколений Из глубины ночной выглядывают тени. Я вопрошаю их, прислушиваясь к ним – И в сердце отзыв есть приветам их родным»

Пётр Вяземский в Москве и Подмосковье… Сопутники, наставники и ученики, соратники, коллеги,«окружение» его…Целое созвездие имён и творческих индивидуальностей: Василий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Пушкин,

Антон Дельвиг, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Денис Давыдов, Иван Дмитриев… Многолетние житейские и творческие контакты с Василием Львовичем Пушкиным («Василий Львович, милый! Здравствуй! Я бью челом под Новый год!»;«Ты прав, любезный Пушкин мой, С людьми ужиться в свете трудно»). Несомненный интерес к переводам Михаила Васильевича Милонова(«Милонову»: «И пусть учитель твой Гораций С тобой поделится венком!»).

…«Леса», «Степью», «Русские проселки», «Рябина», «Береза». Исповедально-философичная «Сельская церковь» («Люблю проселочной дорогой… Поедешь дальше – годы минут, А с ними многое пройдет, Следы минувшего остынут И мало-что из них всплывет. Но церковь с низкой колокольней, Смиренный, набожный народ, Один другого богомольней, В глуши затерянный приход, Две, три березы у кладбища, Позеленевший тиной пруд, Селенье, мирные жилища, Где бодрствует нужда и труд, Во мне не преданы забвенью: Их вижу, как в былые дни, И освежительною тенью Ложатся на душу они»).

«…Древности постиг теперь Я баснословную святыню…» «В воспоминаниях ищу я вдохновенья»

«Бесконечная Россия Словно вечность на земле… Тонут время и пространство В необъятности твоей» «Где ты, колокольчик бойкий, Ты, поэзия телег» «Поэзия телег»

«О московских праздниках по поводу мануфактурной выставки, бывшей в Москве» (1831) «Замечательно и то, что на сих празднествах Русской промышленности не была позабыта и отечественная литература, которая также цветущая ветвь нравственной промышленности…»

Эпитафия себе заживо. Лампадою ночной погасла жизнь моя, Себя, как мертвого, оплакиваю я. На мне болезни и печали Глубоко врезан тяжкий след; Того, которого вы знали, Того уж Вяземского нет. 6 янв. 1871. Висбаден.

1.0x