Сообщество «Салон» 23:37 22 декабря 2016

Музон. "Она"

новая пластинка Дельфина
5

ДЕЛЬФИН. "Она" ("Мистерия звука")

Я в зимних днях надежд апрель.

Проросших в стужу колосков.

Возьми меня с собой в метель.

Волшебных вишни лепестков.

Девятая студийная пластинка Дельфина, которого в последние годы всё чаще именуют по паспортному имени Андрей Лысиков, с одной стороны — движение в русле условной текстоцентричности альбома "Андрей", особенно его первой версии, с другой — упор на доступность материала. "Андрей" был нагружен смыслами, а содержание нового альбома легко свести к тоске-депрессии. Впрочем, читаем у французского философа Юлии Кристевой: «Печаль воссоздает аффективную спаянность Я, которое восстанавливает свое единство в оболочке аффекта. Депрессивное настроение задается как нарциссическая поддержка, которая, оставаясь несомненно негативной, тем не менее предлагает Я некую целостность...»

Альбом невелик, лаконичен, 9 композиций, менее чем на сорок минут, но при прослушивании порой возникает ощущение куда большей длительности. Видимо, тому причиной, что композиции похожи, да и одинаково исполнены, некоторые словно вытекают одна из другой, создавая единое меланхолическое настроение.

"Она" — это качественное сведение, звуковой минимализм, аскетичные аранжировки, новый виток работы с восьмидесятыми, синтезаторы из прошлого века, разнообразие басовых партий. В целом, инструментал сложностью не "давит", особенно в сравнении с прошлыми опусами. "Рябиновые птицы" завлекают своим динамизмом, но дальше будет сумрачнее и лаконичнее.

"Бесстрашие или, лучше сказать, бесконечная смелость в каждой ноте, в каждом звуке, в каждом слове и смысле этих слов. Всё очень просто. Иногда небрежно. Но это то, что мы есть, и то, что живёт среди нас, то, чем мы все, по сути, являемся, всё то, что делает нас людьми. За такие пределы может позволить себе перешагнуть не каждый. Так просто уже давно никто не высказывался. Делая что-то для других, всегда хочется быть услышанным ими. Пластинка "Она" будет услышана. Услышана многими. И в конце концов разобрана на цитаты. И если предыдущая запись "Андрей" фактически была дневником, то новые треки являются заметками с его полей, рассказывающими не о событиях, но о чувствах. Вернее, об одном чувстве — чувстве любви", — уверенно указывает пресс-релиз.

Но не думаю, что пластинка будет штурмовать хит-парады главных альбомов для поклонников Дельфина. Есть неизбежный привкус усталости, кружения на месте. Снова вспомним Кристеву  - речь депрессивного человека монотонна и повторяема.

Однако Дельфин самодостаточен и отлично это демонстрирует. Вот читаю в интервью, что ему понравился последний роман Пелевина, но совсем бы не удивился признанию, что фамилию писателя Дельфин только услышал, и в этом бы не читалось какой-то культурной неадекватности. Да и самому музыканту.

Конечно, "Она" — проблемна вне контекста. Несмотря на всю заявленную открытость, идеи и стратегии автора стоит знать. Любой последний альбом Дельфина порождает вполне противоречивый набор впечатлений, который хорошо коррелирует с тем, что и сам музыкант выдаёт сложносочинённый комплекс, веер эмоций и представлений, который, похоже, ошибочно считывать в однозначной плоскости. Радость, депрессия, удивление в "дельфиновом" опыте взаимосвязаны. Дельфин целен в своей противоречивости, поэтому может позволить себе не увлекаться радикальной сменой образа, не боятся трюизмов и избитых символов в текстах. Хотя простенькие и трогательные синицы, снегири, дрозды с обложки или же рябины, красные реки и черные небеса текстов объяснимо увлекают в культурологические спекуляции.

Дельфин убеждён, что меняется, однако не все трансформации, глобальные для автора, масштабны, если вообще заметны, для слушателя, даже внимательного. С другой стороны, шарахнул бы Дельфин панк-роком или вернулся бы к рэпу начала девяностых — озадаченных голосов было бы больше. Но Дельфин предпочитает действовать на небольшой территории, словно вновь и вновь погружаясь, снимая слой за слоем. И Она — вовсе не какая-нибудь хаггардовская королева из затерянного мира, но близкая и потому самая необычная, дорогая и главная.

В отечественной независимой музыке Дельфин по многим направлениям был одним из первых, посему может позволить себе действовать без оглядки на конъюнктуру. Обойтись без иронии или проигнорировать надуманное украшательство композиций. Дельфин был до хипстеров и явно останется, даже когда последний хипстер сбреет свою модную бородку. Он — индивидуалист с очень хорошим внутренним зрением и пониманием, что конвенциональные представления — не его тема. И при всей противоречивости, он верит в чудо и способен увидеть чудо в обыденном. Не самая привычная оптика для современного художника.

 

Cообщество
«Салон»
10 0 8 718
Cообщество
«Салон»
8 0 9 457
Cообщество
«Салон»
15 2 15 416

Комментарии Написать свой комментарий
23 декабря 2016 в 11:38

Есть предположение: в музоне рождается направление, ранее экспериментально опробированое в кинухе: «future in the past» (был какой-то сюр фильм из этой области, типа "Корабль", или что-то близкое). Совершенно постиндустриальная композиция (я, конечно, о «Рябиновых птицах», альбом пока не прослушал), выраженная текстовкой 50-х, а то и сороковых годов, и сопровождением, – упрощенно лаконичным, где бас напоминает домру, с минимумом лирической электрики, это точно граница 60-70 х. Но вот россыпь акустических эффектов моментально возвращает в сегодняшнюю реальность, в охлажденный метал с полосками раннего синтез-рока.

Огромное спасибо за презентацию чудесной музыки.

С Настающим настоящим!

P.S. Совсем плох в современной музыке, - надеюсь, Дельфин не имеет отношения к Русалке? ))

30 декабря 2016 в 13:07

Благодарю)
Если Вы про Наташу Королёву, то вряд ли

23 декабря 2016 в 17:46

Скучный он, этот ваш Дельфин.

24 декабря 2016 в 08:56

Ну да! Скутер шевелил скорее! Так тем музыка и приятней, что разная! Сплин - тоже жизнь разнообразит...

30 декабря 2016 в 13:00

Скутер - попса) Сплин - надеюсь, вы не про "орбит без сахара"?
Разная- да, хорошо, но у Дельфина замах на рубль, удар на копейку. Бодрым он в этом ужасном Мальчишнике