Сообщество «Салон» 00:00 27 июня 2013

Музон

Леонид ФЁДОРОВ—Владимир ВОЛКОВ. "Если его нет" ("Ulitka records")

Леонид ФЁДОРОВ—Владимир ВОЛКОВ. "Если его нет" ("Ulitka records")

Интересно Фёдоров живёт. Нет ни пафосных заявлений, ни модных фестивалей, ни "Белых альбомов", ни больших эфиров. В январе пятьдесят исполнилось — правительственных наград не было и не ожидалось. Зато регулярно, в среднем раз в год, выпускает по альбому – сольно, в компании, изредка в формате "Аукцыона". И каждый — событие. В то время как старые герои паразитируют на былых (зачастую мнимых) заслугах, Фёдоров ищет, вникает, экспериментирует. Ищешь в Фёдорове подвох, а найти не можешь. Он убедителен и многомерен. Понятное дело, не всё и всем в фёдоровском творчестве ценно и привлекательно, но хорошо представляю, как такая музыка могла прозвучать, если бы поддержка со стороны культурных институтов была бы значительнее.

Пишу "Фёдоров" и понимаю, что есть некоторый перекос. Во-первых, "Если его нет" — это и многолетний соавтор Фёдорова Владимир Волков, большой отечественный музыкант, композитор. Помимо его главного инструмента – контрабаса, на альбоме ещё с десяток инструментов прошли через волковские руки, дыхание и сердце, вплоть до виолы де гамба, синтезатора или кофемолки. Сам Фёдоров тоже одарил альбом неожиданными звуками – так, в песне "Мойка" вкусный стук оказывается… записью теннисных мячей с пляжа, где Фёдоров оказался с диктофоном. Музыка – это реальность.

"Если его нет" — примерно седьмая — восьмая пластинка в тандеме Волков—Фёдоров, если отдельной строкой выводить более коллективные — "Разинримилев", "Джойс", "Сноп снов" и "Зимы не будет". Здесь участников тоже хватает, порой совсем загадочных: неведомая Евдокия Михайловна из деревни Сарозеро Ленинградской области и друг Хвостенко, скульптор Василий Аземша. Плюс текстовики Дмитрий Озёрский и художник Артур Молев, в таком качестве отметившийся на альбомах "Таял" и "Красота", здесь аж с тремя произведениями. Новая версия знаменитой "Конь унёс любимого" Анри Волохонского, а в финале две композиции на препарированные стихотворения Константина Вагинова.

Альбом очень яркий, цельный и разный — психоделические изыски, авант-джаз, rock in opposition, минимализм. Такое многообразие музыкальных идей понадобилось, чтобы отразить петербургскую тему, ведь "Если его нет" — альбом-посвящение северной столице.

В истории культуры хватает образов определений Петербурга — от "подводной лодки" до "чёрного пса". Но Фёдоров не идёт на поводу у любителей ярлыков – его Питер неуловим. Даже из Вагинова он мог бы взять "В стране Гипербореев есть остров Петербург", но не стал. Слишком уверенное застывающее определение. У Фёдорова же всё в движении. И музыка течёт, изменяется.

"Я хотел, чтобы весь альбом оставлял ощущение движущегося поезда… И уже отсюда появилась музыкальная мысль. Я записал болванку, минут на восемь, набросал сверху разные звуки движущихся поездов, и оказалось, что они все точно легли – и в ритм, и чуть ли не в тональность. А потом уже появился этот текст Вагинова – "у каждого во рту нога его соседа" и "я в мертвом поезде на север еду, в город, где солнце мертвое, как лед, блестит". Такого образа нашего города я еще нигде не видел!" (Интервью "Свободной прессе").

"Если его нет" — своеобразное осмысление и диалог с Петербургским текстом. Двойственная сложная личная оптика. Здесь нет Бродского, Ленинградского рок-клуба, трёх революций.

Открывает альбом "Домой" — почти классический "Аукцыон", нервная, но неожиданно ласковая лирика. Песня планировалась, но не вошла в последний альбом "Аукцыона" — "Юла". После пронзительной эпитафии "Нет никого" с голосом бабушки Евдокии, следует депрессивно-абсурдистская трилогия Молева — "Утка", "Ходунки", "Мойка",
"Конь унёс любимого" — барочно и менее театрально, чем на "Чайнике вина". Потом почти мамоновский наговор от Аземши в одноимённой альбому композиции, что венчается мудростью:
"Если вам в автобусе наступили на ногу, они же не наступили на вашу душу. Нет".
Наконец, вышеупомянутый "Поезд" — жутковатая сюита-путешествие "за флажки". Вагинов сравнивал свой Петроград Гражданской войны и военного коммунизма с Древним Римом времени упадка. А здесь уже история напоминает старообрядческие апокрифы о Питере как некогда райском месте, но теперь несчастном городе, расставшемся с "живым Богом". Однако финальная "Муза" умиротворяюще светла. Вагинов вполне был "закрывателем темы Петербурга, "гробовых дел мастером" (В.Топоров), а у Федорова даже смерть как форма жизни. И конец — возможность начала.

Леонид Фёдоров идёт не из умствований, он музыку не сочиняет, но ловит извне. Поэтому так многолик и странен мир альбома. Таков нынче Петербург в восприятии Леонида Фёдорова, покинувшего город лет десять назад, и в видениях по-прежнему петербуржского жителя Владимира Волкова..

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x