Авторский блог Андрей Смирнов 04:00 4 января 2012

Музон

<p>ЦЕНТР. «Мне хорошо. Часть первая» («Союз») 2011.</p>

ЦЕНТР. «Мне хорошо. Часть первая» («Союз») 2011.

Спустя три года после пластинки «У прошлого нет будущего» группа «Центр» представила новый альбом. Первая часть «Мне хорошо» выпущена к парламентским выборам, вторая планируется к президентским. За время, прошедшее с момента возвращения на родину, Василий Герардович Шумов превратился в заметного участника музыкальной и политической жизни страны. Зачастую выступая главным инициатором и катализатором различных акций, движений, процессов.

Шумов декларирует появлением нового жанра — «активистской музыки». Стилистически это максимально широкое явление, вне только барды, блатняк и попса, главное — содержательный аспект: «Глядя на музыкальные события последнего времени в Москве и не только, вырисовывается, на мой взгляд, появление в нашем роке нового жанра: „Активистская музыка“. Как в свое время появились панк, новая волна, рэп и другие стили, теперь появилась активистская музыка. Это новый жанр нашей музыки, который включает в себя различные стили и при этом основан на активной гражданской позиции. Когда пару лет назад я начал музыкальную акцию „Содержание“, то тогда у меня еще не было четкого термина „активистская музыка“, но суть акции „Содержание“ заключалась именно в этом.

За последнее время я имел возможность участия в различных гражданских мероприятиях, начиная от митингов на Пушкинской площади в Москве против гегемонии партии „Жуликов и Воров“ и до недавно прошедшего гражданского форума „Последняя осень“ (Антиселигер 2). Во всех мероприятиях гражданской направленности была востребована музыка определенного направления. При формировании участников концертов на таких мероприятиях учитывалась и активистская направленность групп, чтобы музыканты органично вписывались в общую канву события. Появление групп нового поколения таких как „Барто“, „Штабеля“, „ИБВЖ“ и других показывает что у нас формируется новый музыкальный жанр, имеющий производную в русском роке 80-х годов, но при этом относящийся к нашей современности начиная с конца нулевых годов».

По Шумову, именно активистский рок может стать новым творческим импульсом для многих музыкантов. Трудно сказать, рассматривается ли момент связанный с конъюнктурой, качеством: протест протесту — рознь. Однако художественная победа над миром даже не подразумевается.

После унылых «Содержаний» настроен я был скептически, ожидал продолжения скуки. Но вкус Шумову всё-таки не изменил. Если сами тексты — это правда и ложь лозунгов, то подложка — лоу-фай-инди рок, IDM — слушается довольно живо, имеются удачные находки.
Концептуально нагруженная обложка, дюжина номеров социального комментария, политической сатиры. Резкая публицистика, памфлеты на темы тотального воровства и коррупции («Страной заправляют воры»), цензуры («Мочить, гнобить, не пущать! »), подавления гражданской активности, («Вы не довольны властью — ожидайте обыск»), конформистской позиции «мастеров искусств» («Я существую нейтрально, как вдоль дороги столбы»).

Однако если сумрачно-электронные альбомы нулевых «Пластикозаменитель», «Курс доллара», «Регион 5» были экспериментальными по форме и жёсткими, но объёмными по содержанию, то нынче Шумов пришёл к прямолинейными как плакат на демонстрации текстам, музыка здесь только фон. По-хорошему странный номер — только финальная антиутопия «Новая общность людей».

На пластинке выражен весь набор болотно-сахаровских претензий, за исключением свежей темы про фальсификацию выборов. Но хочется-то музыки, а не угрюмой листовки. Даже у хипстеров остроумия больше.

«Танец пуделя» с рефреном, давшим название альбому, навеян возмущением от телеинтервью лидера «Чайфа» Владимира Шахрина, где тот объяснял, что ему хорошо живётся, что он не революционер и никогда им не был. «Чайф» играет жлоб-рок многие годы, и мало на что претендует. Издеваться, взывать к совести и гражданской позиции по этому адресу вряд ли уместно.

Однако обличая власть воров, Шумов на одной сцене объединяется с людьми, чей моральный облик не вызывает никаких сомнений: он просто ниже плинтуса. На митинге 24 декабря он выступал после бывшего премьера Касьянова. И обличая тотальную коррупцию не стоит ли помнить, что оппозиция подвержена этой самой коррупции в не меньшей степени, чем власть. У того же «Миши 2%» был соратник не то Половинкин, не то Половинчук. По слухам, фамилию свою он отрабатывал идеально — средства, проходившие через него, чётко уполовинивались.

И если уж идёт разговор об актуальных и болезненных проблемах нашего общества — где, например, национальная проблематика? Не проходит по разряду политкорректной критики общества? Не заметна в леволиберальных шорах?

Обличая духовный тоталитаризм, демократию супермаркета, Шумов «копал» куда глубже. Сегодня все ответы сводятся к розовым либеральным штампам про «честные выборы, главенство конституции, ответственность перед законом, сменяемость власти». После девяностых, которые Шумов провёл в Калифорнии, эти заклинания вызывают только грустную усмешку. И вспоминается гегелевское: «История учит тому, что ничему не учит».

1.0x