Сообщество «Салон» 00:00 2 мая 2013

Музон

Как-то одного моего друга — он восхвалял знакомого поэта — упрекнули: "Ты с ним пьёшь, поэтому он — гений". Друг парировал: "Я с ним пью, потому что он великий". Если убрать почти лишний здесь алкогольный флёр, признаю: личное знакомство с Экзичем — дополнительный фактор интереса и уважения

ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ. "Исключение из правил". "Время приёма лекарств". "Маргиналитет" ("Proizvol records").

Последние несколько месяцев в московском экзистенциальном андеграунде кипит жизнь — концерты достаточно регулярны, личные юбилеи подпирают круглые даты творческой деятельности и, наконец, что для данной рубрики наиболее ценно, происходит переиздание пластинок.
После многолетнего перерыва на сцену с сольным проектом вернулся Алексей "Экзич" Слёзов, один из самых значительных персонажей андеграундного сообщества. Уточнение насчёт сольного "камбэка" важно, так как все годы, после прекращения в 2006 году деятельности главного проекта Экзича (происхождение сего забавно-загадочного имени покрыто патиной времени) — "Затерянных в космосе", разного рода проявления были заметны и весомы. Достаточно назвать "Регион 77" и альбом "Мир на закате", выпущенный под маркой "Сантим и Затерянные в космосе". Вообще, Экзич причастен к ряду культовых формаций — без его участия совсем иной была бы история таких коллективов, как "Банда Четырёх", "Соломенные еноты", "Ожог", "Огонь", вплоть до "Вис Виталис". Однако "Затерянные в космосе" обычно оставались в тени — так, в рок-полосе "Завтра" единственная рецензия случилась в 2001 году: на первую версию пластинки "Удовольствие особого рода". Выход на двух CD трёх ранних альбомов — хороший повод засветить этот яркий, оригинальный и по-настоящему независимый проект.
Как-то одного моего друга — он восхвалял знакомого поэта — упрекнули: "Ты с ним пьёшь, поэтому он — гений". Друг парировал: "Я с ним пью, потому что он великий". Если убрать почти лишний здесь алкогольный флёр, признаю: личное знакомство с Экзичем — дополнительный фактор интереса и уважения.


С представленными пластинками я был знаком практически сразу по их выходу, ещё полтора десятка лет назад. В фонотеке имеется кассета "Маргиналитет" с картинками Шемякина и композицией "Будь спокъ!", которую Экзич исключил из окончательной версии альбома. Это достаточно суровая, по-своему красивая и непростая музыка.
Как вспоминает "серый кардинал" московского андеграунда Константин Мишин: "1997 год выдался для нашей, уже начинавшей распадаться, московской формации, удачным в плане записей: "Безобразное время" и "Любовь — это власть" — "Банды Четырёх", "Огонь" — "Заживо", "Соломенные Еноты" — "Остров-крепость", "Заповедник" — "Утро над Вавилоном", хватило времени даже для записи мини-альбома "Изгородь вокруг Земли" хохмо-проекта "Зверьё"; во всех этих записях Алексей принимал участие как музыкант и звукорежиссёр. Именно благодаря его умениям и талантам наши записи того периода звучат более-менее пристойно. "Маргиналитет" был последним в этой череде магнитоальбомов, и Экзич, думается, сделал определённые выводы. Он решительно отказался записываться вживую, уделил огромное внимание аранжировкам, запретил нам с Сергушком всякие вольности и отступления от наших партий… В результате получился шедевр грязного пост-рока, минимализма и жёсткого пост-панка с маргинальными текстами".
Конечно, Экзич уже не вернётся к циничному апофеозу девяностых: "Мёртвый Листьев не соврёт" или "За пределами здания беспредел, не уют — ездят коммерсы жирные, нищим дрянь продают". Зато мы можем получить весомые представления о "духе времени". Впрочем, для проектов Экзича это совсем не главное. Незаметно, но уверенно здесь присутствует претензия на фундаментальность и вечность. Отсюда "фирменный" перфекционизм, отчасти повлиявший на компактный объём записей "Затерянных в космосе", и то, что Алексей по-прежнему остаётся в полуподпольном состоянии. В начале нулевых он вполне мог влиться в клубно-журнальный "инди", однако для этого пришлось бы идти на компромиссы, играть по чужим сервильным правилам.
И знаменитая "мрачность" Экзича крайне далёка от коммерческой эксплуатации депрессивных состояний молодняка, скорее, это опыт мировоззрения, опирающегося на чувство внутреннего достоинства — с неизбежными скепсисом, иронией и нежеланием петь хором, "чтобы слова не имели значения" (Ст.Е.Лец). Важны мелочи, тонкости, подробности, важен свой взгляд.
У Экзича очень мощная личная культурная история. Он никогда не зависел от тусовочных конвенциональных представлений, а шумный акционизм не воспринимал как оправдание за художественную слабость. Например, если Экзич внимательно и с уважением следил за Coil, то это не означало автоматических восторгов в отношении Psychic TV. Хорош и показателен недавний афоризм из Живого Журнала http://ekzich.livejournal.com): "Я думаю, что "Баранкин, будь человеком!" спокойно заткнет за пояс любого Сартра или там Уэльбека". В девятом вале информации ментальная гигиена принципиальна.
"Что до чистых пропорций, то давайте забудем про это: главное, чтобы моё поколение было сыто…" — одна из ключевых строчек альбома "Исключение из правил" — лаконичный и до сих пор актуальный укол в адрес тотального материального хамства последних десятилетий.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x