Авторский блог Андрей Смирнов 04:00 28 декабря 2011

Музон

<p>ЛЕНИНГРАД. «Вечный огонь» (sosimc. ru) 2011.</p>

ЛЕНИНГРАД. «Вечный огонь» (sosimc. ru) 2011.

«Ленинград» в очередной раз поддержал «традицию»: после успешного альбома выходит проходной. Так, после удачного «Для миллионов» — очень «на любителя» «Бабаробот», или маловразумительное «Бабье лето» после стильного и сурового «Хлеба». Не прошло и полугода с выпуска пластинки «Хна», накопились песни на 26 минут — надо издать. Хотя с этим нынче большие сложности. Насколько понимаю, альбом до сих пор на CD не выпущен, так что даже в случае сверхпопулярного «Ленинграда» приходится ориентироваться на интернет. Альбом изначально появился ещё в начале октября на сайте журнала «Большой город». Однако перспективный выпуск пластинки всё-таки логичен: часть аудитории «Ленинграда» — из тех, кто ещё покупает диски. Пусть даже и в пиратском варианте.

«Вечный огонь» — это тот самый «Ленинград». Хотя некоторые песни альбома прошли апробацию в тяжёлом варианте проекта «Рубль».
На фоне яркой, спорной и злой «Хны» «Вечный огонь» — какой-то необязательный бонус. То есть: всё, чем «Ленинград» известен и славен, здесь имеется, но после прослушивания хочется пожать плечами. «Хна», несмотря на доминирование рыжей бестии Юли-Ноги, привлекала каким-то иступлённым, личным вызовом. «Вечный огонь» же — собрание номеров того, что нынче определяют как «троллинг».

Недавно сайт OpenSpace. ru исследовал искусство троллинга, начиная с выдающейся интернет-энциклопедии «Луркоморье», и вплоть до уже знаменитого проекта «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра-Земля». Шнурова не взяли, хотя он — отменный мастер провокаций. Один прошлогодний номер про химкинский лес вызвал такой шквал возмущения, что самые отпетые любители взбаламутить публику — могли только позавидовать. На «Вечном огне» меньше чем за полчаса Шнур успел задеть, обсмеять и подразнить и власть, и народ, и космос, и грешную землю.
Ухмылка в адрес олдовых рокеров «Дым и вода» вполне могла бы подойти для озвучания мультика или какого-то очередного киноглума. Слава поэта Орлуши отозвалась номером «Всё пока», где Шнур предлагает свой набор осточертевшего. В его списке оказались, к слову, и Путин с Медведевым — за месяцы до Болотной.

«Силу Руси» — кто-то неплохо охарактеризовал как современный вариант «Истории города Глупова». Словно с «Хны» прилетела пограничная эстрада «Верность». Ещё есть «Прогресс» — издевательский привет коллегам: «В дельте реки Невы люди играли рок / Жили они взаймы, чтобы играть этот рок / Самый поганый рок, хуже был только блюз… »

Сам Сергей Шнуров в интервью на «РИА Новости» так охарактеризовал пластинку: «Здесь есть налет советской эстрады, фанк и диско, дурно понятые советскими композиторами, и это все преломлено через призму моего больного сознания. Я бы это назвал стилем „пельмени-вестерн“, там есть какие-то ковбойские наигрыши, в советском понимании».
Наконец, заглавный номер «Любит наш народ (всякое г…) »:

Если рок, то лучше русский,
чтобы больше страз на блузке,
И чтобы вход в метро был узким,
любит наш народ!
Сериалы про бандитов,
просто так набрать кредитов,
Музыку в 140 битов
любит наш народ!

Надо полагать, композиция, в которой все «шпильки» хорошо подбиты, вызовет особый прилив «народного» энтузиазма, если за срез общества брать обитателей столиц и их окрестностей. Как довольно жестокий «Менеджер» обрёл нездоровую популярность именно среди того самого обстёбанного «планктона».

Со страной сложнее. Десять лет назад на благотворительном концерте «Ленинграда» в богемном заведении «Край» я столкнулся с двумя парнями, кажется, из Саранска, заскочившими на клубный огонёк. Ребята были простые, крепкие, не без пацанства. Казалось бы, идеальная публика для шнуровской тематики и лексики. Но нет. «Зачем это? » — рефреном звучало после очередного «филологического» выкрутаса со сцены. В общем, «Ленинград» им не пришёлся по душе — не помню насчёт музыки, но содержание явно покоробило. В зале в это время радостно бушевал зарождающийся офисный пролетариат. Тот самый, что с какого-то перепугу именуют «средним классом». И сегодня этот самый шнуровский клиент внезапно заинтересовался темами, в которых циничных ответов явно будет недостаточно.

Название альбома отсылает сразу и к символу вечной памяти, и к евангельскому «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». Но «Ленинград», по счастью, обошёлся здесь без зубоскальства. Шнуров использовал общеизвестное и придал ему собственное звучание — на картинке синим цветком горит газ, который, скорее, вызывает ассоциации с тем, что называется «нефтегазовым благополучием». «Ленинград» — это тоже эмблема «нулевых», отлично вписанная в контекст нашего квазивизантийского постмодерна. Людмила Путина, скачущая на праздновании Дня города под «www. leningrad. spb. ru», — чудесная картинка.

Однако нулевые кончились. Или эта история еще продолжается?

1.0x