Сообщество «Салон» 00:00 16 января 2013

Музон

«Красные звёзды». "Жiвой", "Свобода 2012".

К своему двадцатилетнему юбилею, что случится летом 2013 года, белорусские "Красные звёзды" подошли в статусе подзабытой легенды андеграунда. А ведь во второй половине девяностых прошлого века группа фигурировала в качестве одного из фаворитов красно-коричневой рок-сцены: полоса "Рок-русское сопротивление" не оставалась в стороне и уделяла проявлениям "звёзд" максимум внимания. Надо сказать, что, в отличие от многих куда более значимых андеграундных персонажей, "звёзд" не игнорировали музыкальные СМИ — была вполне адекватная поддержка от земляков, и российские издания, не без иронии, но поминали группу.

"Красные звёзды" представляли собой модернизированную и обогащённую трансляцию тогдашнего культурного протестного поля. Жизнерадостный бунт героев нового века — любовь и надежда, пафос и энтузиазм. НБП и "Русский прорыв", Летов, Лимонов и Лукашенко, Че Гевара и "вместе с нами на Голгофе будет Сталин". Сибирский панк, гаражный рок, ностальгическая эстрада, Пахмутова и Маяковский, КСП, фундаменталистский фолк, сказки, иногда свежеобретённый бескомпромиссный дарк-вейв.

Впрочем, не попавшему в контекст было непросто. Один раз я оказался на интервью с фронтменом "звёзд" Владимиром Селивановым и тогдашним директором группы Михаилом Клименковым — беседа длилась часа два, но на выходе содержания было до обидного мало — сплошь вода и общие фразы. Глобально говоря, ничего крамольного — музыканты выражают идеи в песнях. Но и с этим-то были большие вопросы. Мощный контейнер радикальных идей и веяний одновременно был с верхом набит позой, конъюнктурой, штампами, а иногда и просто обезоруживающими глупостями. Не вдохновлял и убеждённый нарциссизм, и отсутствие юмора, и читаемое жадное желание "выбиться в люди".

При том, что наиболее интересные песни "КЗ" авторства Владимира Ареховского, наверное, самой значительной фигуры минской формации. Так что последующая, так обломавшая многих фанатов, резкая трансформация в циничный аполитизм меня вовсе не удивила.

В 1997 году альбом "Русский порядок" был издан на "ZeKo records", но долгожданный прорыв накрылся и здесь было всё — группа достигла потолка (или дна) агит-панка, противоречия вырвались наружу скандалами, коллектив фактически прекратил существование.

Нулевые "Красные звёзды" провели в анабиозе, были отдельные выступления, записи, случались параллельные проекты, но только к концу десятилетия белорусы обрели второе дыхание, И несмотря на название, классический состав и ряд старых песен — это во многом другая группа. Что логично, как минимум, в свете эпохи и возраста музыкантов.

"Жiвой" — альбом, записанный вживую летом 2011 года, массовому слушателю стал доступен в минувшем. Альбом, по признанию Селиванова, "исключительно описательный, касающийся наиболее приятных моментов бытия, переживаемых каждым Человеком. Самоосознание, Любовь, Радость, Смерть". "Жiвой" начинается с вдохновенного "Лепестка", а заканчивается (не считая специфической коды) триумфальной "Звёздной пылью". В остальном зацепиться сложнее — налицо некоторая недосказанность. При этом неуклюжий "Жiвой" мне поинтереснее крепко сбитой "Свободы 2012". Последний альбом — это целый проект, под который был создан сайт http://svoboda2012.ru/, пластинка была представлен аж на "Нашем радио". Но какой-то фантастической новизны нет. От жизнерадостного красно-коричневого гаража группа пришла к устало-пессимистическому, полистилистическому мейнстримному року. Даже уверенно записанные старые хиты "Последнее лето детства" и "Баррикадная любовь" потеряли что-то принципиальное.

К альбому вновь в ходу эпиграф "Чего же ты хочешь? Не знаешь? Может быть, воспламенять сердца?". Однозначного ответа в песнях уже не дождаться, но, как ни странно, пафоса и нарциссизма меньше не стало. Игра лучше, внимание к звуку куда серьёзнее. Но если уж хочется играть попс, то всё должно быть выверено, косяки и неряшливость не проходят.

"Вся наша дальнейшая деятельность будет подчинена идее раскрытия разных граней личности в состоянии распада на фоне агрессивного вмешательства внешней среды", — заметил Селиванов. Всё это хорошо, но такими проблемами питается максимум мировой рок-сцены: отчуждение, "мир идёт на меня войной" не менее "старая пластинка", чем "all you need is love" — дело в оригинальном и сильном наполнении и обрамлении.

Между прочим, ниша белорусского романтического "импорта" на российской сцене после дуболомной полит-присяги "Ляписа Трубецкого" вполне открыта, и почему бы не "Красным звёздам" двинуться в этом направлении?

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x