Сообщество «Салон» 00:00 6 ноября 2014

Музон

Альбом крепкий, бодрый, местами жутковатый. Порой самый натуральный смех сквозь слёзы. Много сарказма, резкости, собственно музыки — меньше. На каждый "грех" нашлось особое стилистическое решение, но без грандиозных открытий по звуку или мелодии.

НОМ. "Семеро смертных" ("Союз")

Новый альбом ветеранов отечественного "иронического рока" вышел на грустном фоне, даже если не касаться мировых новостей. Покинул группу Иван Турист (Юрий Салтыков), ушёл на театральные подмостки. А совсем недавно, 9 сентября, от острой сердечной недостаточности, на пороге пятидесятилетнего юбилея скончался Сергей Кагадеев, один из отцов-основателей тогда ещё "Неформального Объединения Молодёжи". Да, Кагадеев полтора года назад в очередной раз покинул "НОМ", но в таких случаях всегда оставалась надежда, что всё обратимо и "короли Санкт-Петербурга" в какой-то момент вновь явят себя в "золотом составе". Увы.

Но "НОМ" — это всегда настоящий клуб весёлых и находчивых, постоянно вовлекает в свои проявления новых людей. Так, на сцене стал появляться "маргинальный карикатурист" Федул Жадный. Играет с группой балалаечник Алексей Зубков. Ещё весомее стало сотрудничество с писателем и певцом Михаилом Елизаровым, он участвует в эпилоге альбома, а постскриптум — композиция "Jedem das seine" — вообще авторства Михаила.

В принципе "НОМ" — самая настоящая супергруппа — помимо Андрея Кагадеева, гитариста Виталия Лапина и женского "я" состава Варвары Зверьковой, это и Николай Гусев (также "АВИА"), ударник "Кирпичей" Вадим Латышев, Александр Ливер, по основному месту работы — солист Женевской оперы, чьи сольные проекты не менее популярны, чем в рамках "НОМ", наконец, это популярный художник Николай Копейкин.

Группа завсегда была неравнодушна к человеческому несовершенству. На новом альбоме слабости людские представлены во множестве ракурсов, источником вдохновения для музыкантов стала картина Босха.

Как известно, список грехов появляется ещё в Книге Притчей Соломоновых. Первым христианским автором, изложившим учение о грехах, считается монах Евагрий Понтийский. В VI веке папа Григорий Двоеслов создал новую версию списка: он изменил последовательность грехов, поставив на первое место гордыню, затем — другие "душевные" грехи, а "плотские" грехи поставив в конец. "Божественная комедия" Данте Алигьери вывела "семь смертных грехов" в светскую культуру.

После величественной космической эпопеи "Во имя разума", "Семеро смертных" — первая полноценная концептуальная пластинка с прологом, эпилогом и постскриптумом. И этот вариант явно интереснее и перспективнее для "НОМа", нежели просто альбом как набора накопленных впечатлений, тут куда меньше шансов разменять фирменную энергетику на сиюминутное. "Семеро смертных", по мне, точно лучше прошлогоднего "В мире животных", хотя некоторая инерционность всё-таки присутствует.

Альбом крепкий, бодрый, местами жутковатый. Порой самый натуральный смех сквозь слёзы. Много сарказма, резкости, собственно музыки — меньше. На каждый "грех" нашлось особое стилистическое решение, но без грандиозных открытий по звуку или мелодии. Имеются кое-какие отголоски прошлых пластинок. "Грехи наши тяжкие" — колоритный, пробирающий инструментальный пролог; "Я себя контролирую" — гордыня, условный рэп-кор, брутальные картинки, но несколько старомодная "тяжесть"; " 2700" — жадность, бредовая история про покупку обуви; "Чудесные Мгновения" — похоть, выведенная через абсурдистские камлания; " Барсук" — зависть с политизированным уклоном, возможно, отсыл к антимещанскому пафосу романа Леонида Леонова; "Вкус Алкоголя" - гортанобесие, затянутая баллада от алкоголика, потенциальный квазинародный хит; "Гном" — чуть ли не оперный гнев, здесь каждый знакомый, например, с интернет-витиями, понимающе вздохнёт:

Красным светится окошко,

Тарахтит увеличитель,

По неведомым дорожкам

Ходит гномик-обличитель.

Он несет в руках барсетку,

В ней лежит железный шарик

И завернутый в газетку

Обличительный фонарик

"В небо по трубе" — уныние, достаточно неожиданный кавер на песню Егора Летова, открывавшую альбом "Долгая счастливая жизнь". Летовская "работа в чёрном", апология пути индивидуального спасения тут обрела рамштайновский лоск, но всё-таки несколько спрямилась.

Наконец, нравоучительная ретро-стилизация "Гнидой не будь" и "Jedem das seine", сделанный в этаком "лайбаховском" ключе, пожалуй, лучшая композиция на альбоме, юмор Елизарова накладывается на иронический взгляд НОМ — в итоге возникает совершенно оригинальная оптика.

"НОМ" замахнулся на 7 смертных грехов в контексте нашей реальности. Самое удивительное, что все они — почти метафора современности, полный набор даже не удовольствий, а норм. Наверное, мистики, считающие, что "средневековое" человечество и нынешнее представляют из себя разные типы — не так уж и далеки от истины.

Также:

«В мире животных»

http://zavtra.ru/content/view/muzon-51/

«Превыше всего»

http://zavtra.ru/content/view/2010-03-0373/

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x