Авторский блог Александр Разуваев 12:37 25 апреля 2019

Москва столица политическая, Казань финансовая

сегодня в России есть стратегическая геополитическая задача – формирование единого евразийского экономического пространства

С 24 по 26 апреля в Татарстане проходит очередной, одиннадцатый по счету, Международный финансово-экономический саммит «Россия – исламский мир: KazanSummit 2019». На фоне геополитического противостояния с Западом, конфликтов в Ливии и Сирии, сближения России с Турцией, важность деловых и культурных контактов России с исламским деловым миром трудно переоценить.

Количество мусульман в мире составляет порядка 1,5 млрд, среди богатых исламских стран есть серьезные потенциальные инвесторы в Россию. Однако пока их вложения в Россию достаточно скромны. Например, деньги с Ближнего Востока по-прежнему составляют менее 1% оборота Московской биржи.

Сегодня в России есть и стратегическая геополитическая задача – формирование единого евразийского экономического пространства. Без единого рынка в примерно 300 млн потребителей говорить о суверенном экономическом центре силы и региональной валютной зоне в глобальном мире вряд ли возможно. Только в Российской Федерации проживает около 115–120 млн русских, а тюрок в разных странах мира – порядка 160–165 млн. Большинство тюрок исповедуют ислам. И лишь славяно-тюркский союз, или, выражаясь терминологией Льва Гумилева, симбиоз, позволит выйти на искомую цифру около 300 млн.

Ключевой темой саммита, вероятно, станет тема исламских финансов. Тема в последние годы очень модная и популярная. Немудрено, ведь в России проживает более 20 млн мусульман. Именно Казань взяла на себя ряд пилотных проектов по развитию и расширению применения исламских финансов на территории региона и страны в целом. Развитие альтернативной финансовой системы интересно не только с точки зрения укрепления отношений с торговыми партнерами, но и с позиции возможной финансовой выгоды.

Согласно данным Thomson Reuters, к 2020 году Россия может привлечь $11 млрд инвестиций. Прибыль российских финансовых компаний от обслуживания потоков исламских банковских операций составит около $110 млн.
Ясно, что основной объем данных инвестиций придется на основные российские нефтяные исламские регионы – Татарстан и Башкортостан. При этом промышленный потенциал Казани значительно выше, чем у Уфы. Казань может стать своеобразным инвестиционным хабом по привлечению в Российскую Федерацию инвестиций из мусульманских стран и затем распределению финансовых ресурсов по регионам России. Объем инвестиций в этом случае может достичь десятков миллиардов долларов в год. А постоянные разговоры, что все деньги крутятся в Москве, уйдут в прошлое.
Однако для быстрого внедрения исламского банкинга в российскую финансовую систему необходимо создать правовые основы. В Банке России уже работают над этим. Дополнение законодательной базы в области регулирования деятельности банков требуется в связи с тем, что исламский банкинг в значительной степени отличается от традиционного. В исламских финансах отсутствует такое понятие, как процент. Принимая вклад, банк обязуется вложить эти средства в какой-либо бизнес-проект третьей стороны. При этом финансирование порока, например, производство наркотиков или создание кварталов красных фонарей, запрещено. Что это будут за проекты, клиент и банк оговаривают заранее, а прибыль и убытки по осуществленным вложениям делят между собой. Фактически банк становится соинвестором, в связи с чем он заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в выгодный бизнес.

Кредитование клиентов происходит по похожей схеме. Банк не выдает средств заемщику под процент, он готов приобрести для него необходимый товар за свои средства и перепродает его дороже, а клиент постепенно выплачивает банку потраченные им средства. Товар переходит в собственность клиента только после окончательной выплаты. Механизм, аналогичный лизингу.

Естественно будет также поднята тема евразийского евро или алтына. Однако надо отдавать себе отчет, что сейчас для этого не самые лучшие времена. К единой валюте готовы только три республики – Российская Федерация, Беларусь и Казахстан. При этом политика российского ЦБ и правительства навязать партнером по СНГ современный российский рубль является ошибочной. Она справедливо расценивается как посягательство на суверенитет, да и Россия пока остается под санкциями, для части делового мира – российский рубль, акции и облигации – все еще токсичные активы.

1.0x