Авторский блог Владимир  Бровкин 07:19 16 ноября 2017

МОЛОДЕЖЬ ВЫБИРАЛА ЦЕЛИНУ

а что она выбирает сегодня?

двойной клик - редактировать изображение

МОЛОДЕЖЬ ВЫБИРАЛА ЦЕЛИНУ

А что она выбирает сегодня?

«Эта статья была написана мной в 2014 году к 60-летию освоения целины и опубликована в нашей районной газете «Степной маяк», — пишет в своем письме в редакцию читательница Т. НАЙМУШИНА из села Ключи Алтайского края. — Но, как мне кажется, в юбилейный год Алтайского края она не потеряла актуальности. Считаю, что о достойных людях края должны знать как можно больше людей. Поэтому я решила предложить ее на рассмотрение редакции «Голоса труда».

И действительно, статья эта в юбилейный для края год не только не потеряла своей актуальности, но еще ярче, в свете реального положения дел, заостряет и высвечивает проблемы региона, по многим показателям социально-экономического благополучия, прежде всего по уровню зарплаты, находящегося в хвосте не только в Западно-Сибирском регионе, но и в стране.
Не удивительно, что в результате этого он занимает в Западно-Сибирском регионе рекордные места по миграции населения, и прежде всего — молодежи. При высокой безработице. На фоне тут и там громко декларируемых «успехов» и призывов к созданию в нем туристического кластера как панацеи решения всех проблем.
В статье ярко и красочно рассказывается о том, как раньше ехала на Алтай с песнями, поднимать целину со всей страны молодежь. Сегодня, — увы! — под аккомпанемент гремящих там и тут победных реляций об «успехах» мы наблюдаем с горечью обратный процесс.
Сегодня по миграции населения и прежде всего молодежи, край демонстрирует более чем впечатляющие «успехи».
Миграционная убыль населения из Алтайского края — одна из наиболее высоких в Сибирском федеральном округе.
Параллельно с ухудшением миграционной обстановки в Алтайском крае сохраняется высокая убыль населения за счет преобладания смертности над рождаемостью.


И тут можно привести более чем убедительные цифры.
Согласно данным Новосибирскстата, в рейтинге средних зарплат за январь-апрель 2017 года в Сибирском Федеральном округе — Алтайский край стоит на самой последней строчке — 21 076 рублей. Но это, уточним — средняя зарплата! А что это такое — всем ведь хорошо ведомо. Реальная зарплата у многих естественно — куда ниже!
«Миграционная убыль в Алтайском крае — вот цифры приведенные информагентством Банкфакс — за период с января по апрель 2016 года увеличилась более чем в четыре раза, достигнув показателя в 2107 человек».
И это при том, что в край до сих пор приезжают люди из бывших братских союзных республик, прежде всего из республик Средней Азии, тем самым как бы эту цифру убыли скрашивая…

Уточним, что статистика эта не неполная. Она не учитывает тех, кто уехал из края, сохранив до времени местную прописку. Это активная и умная молодежь, для которой здесь нет никаких перспектив (кроме торговли, работать-то негде, да и торговля сдувается, ибо денег у народа нет), а потому приходится искать счастья в других местах. Большинство из них вряд ли когда-нибудь сюда вернется. Так что по факту отток куда больше.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

«ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИННЫХ ЗЕМЕЛЬ ВЫЛИЛОСЬ В МАССОВОЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, В ПЕРВЫХ РЯДАХ КОТОРОГО УЧАСТВОВАЛА МОЛОДЕЖЬ, ПРИЕЗЖАВШАЯ ПО КОМСОМОЛЬСКИМ ПУТЕВКАМ НА ЦЕЛИНУ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ» — ИЗ КНИГИ «КЛЮЧЕВСКИЙ РАЙОН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ».

Целинная эпопея раскрыла множество человеческих характеров, дала возможность многим и многим ее участникам пройти путь от рядовых работников, специалистов до крупных руководителей, организаторов сельского хозяйства. Об одном из них, Викторе Яковлевиче Кузякине, я хочу рассказать.
Уроженец Пензенской области, он окончил Казанский сельскохозяйственный институт в 1954 году. По существующей в те годы системе распределения молодых специалистов должен был поехать в Псковскую область. Но в январе 1954 года в институт приехал представитель от Алтайского края. В результате его визита почти весь выпускной курс, 66 из 94 молодых людей, по комсомольским путевкам отправились в далекий, никому из них не известный Алтайский край.
Динамизм событий тех далеких лет ощущается даже в том, как Виктор Яковлевич перечисляет даты: первого апреля — выпуск в институте, седьмого апреля были уже в Барнауле, с 12 апреля начал работать в Табунской МТС. Через полтора года его перевели главным агрономом Ключевской МТС. Еще через три года (после ликвидации машинно-тракторных станций) он был назначен главным агрономом инспекции по сельскому хозяйству Ключевского района, так называлось тогда районное сельхозуправление. А в феврале 1960 года совместным решением райкома КПСС, райисполкома и управления сельского хозяйства 29-летний молодой человек был рекомендован на должность директора совхоза «Ключевский». Первый секретарь крайкома А.В. Георгиев поначалу засомневался: «Уж больно молод. Справится ли?». Но ключевцы настояли: «Справится!». О том, насколько значимым для страны было развитие целины, говорит тот факт, что назначаемые директора целинных колхозов и совхозов утверждались в Центральном Комитете КПСС. Георгиев, напутствуя перед поездкой в Москву, сказал: «Не подведи!».
Вспоминая о времени работы в совхозе «Ключевский», Виктор Яковлевич говорит: «Я считаю, что мне повезло. Колхозы, совхозы целины были в привилегированном положении. Техники, горючего давали столько, сколько требовалось. Денег на строительство — сколько запросишь. А главное — очень хороший народ работал в совхозе. Трудолюбивые, терпеливые, понимающие люди. Крепкие специалисты, замечательные механизаторы. Что такое текучка кадров — мы не знали. Когда такие люди есть, легко работать». Виктор Яковлевич очень скромный человек. Руководить крупнейшим совхозом в районе даже при таких благоприятных условиях — дело далеко не простое. Помимо основных, ведущих направлений совхозного производства — земледелия и животноводства большое внимание он уделял созданию условий для жизни и работы людей. Во всех отделениях совхоза функционировали ФАПы, клубы, построены общественные бани.
В каждом из своих подчиненных он видел, прежде всего, человека. И это была не заявленная позиция, а его внутренняя сущность. «Он был разумно требователен к людям, никогда не прибегал к суровым мерам, хотя ситуации были разные. Не принимал поспешных, необдуманных решений», — так характеризует своего бывшего руководителя П.П. Александров, работавший когда-то в Федотовском отделении совхоза. Люди не боялись своего директора, его глубоко уважали. Все это способствовало тому, что производственные показатели совхоза, возглавляемого В.Я. Кузякиным, из года в год оставались лучшими в районе. Его работоспособность, созидательность не остались не отмеченными. В 1966 году Виктор Яковлевич был награжден орденом Ленина. И это была не первая его награда. В его копилке были уже медаль «За освоение целинных и залежных земель», Знак ЦК ВЛКСМ «Ударник освоения целины».
Конечно, он не был одинок в руководящей пучине. В районе был крепкий кадровый костяк директоров колхозов, районных руководителей. С каждым из них он мог посоветоваться, прежде чем принять правильное решение. Не упускал его из виду и первый секретарь крайкома Георгиев. Всякий раз, когда приезжал в район, Александр Васильевич интересовался делами молодого директора. Виктор Яковлевич вспоминает: «В один из приездов в район Александр Васильевич звонит мне из Ключей и говорит, что приедет к нам, в Ново-Полтаву, в одиннадцать. Приехал на полчаса раньше и без обычного в таких случаях сопровождения, только с водителем райкома. После обхода производственных участков, разговоров с людьми, специалистами говорю ему:
— Александр Васильевич, пообедать бы надо.
— Надо,— отвечает.
— В столовой? — спрашиваю.
— Нет, в столовой не поговоришь по душам.
Пообедали у меня дома. Первый секретарь крайкома бывал в гостях у многих молодых руководителей, специалистов, которых он держал на контроле».
С совхозом, вернее, с людьми Виктор Яковлевич расставался с сожалением. Но впереди у него были новые ступеньки роста: начальник районного сельхозуправления, председатель райисполкома, директор Кулундинского треста зерносовхозов. И на этих новых ступеньках своей карьеры он не растерял своего драгоценного качества — уважения и внимания к человеку. К нему, уже председателю райисполкома, на прием пришла женщина-инвалид, у которой было двое детей. Старший учился в училище механизации. Доходы семьи были очень скромные. «Не знаю, как дальше жить, Виктор Яковлевич. Ребятишки голодают. Помогите!». Что мог сделать в этом случае районный руководитель? Мог направить эту женщину в райсобес, где ей, наверное, оказали бы единовременную помощь. Но Виктор Яковлевич решил эту проблему с наибольшей пользой для семьи. Он попросил Раису Андреевну Удотенко, главного экономиста сельхозуправления, позвонить в совхоз «Западный с тем, чтобы мальчишку поставили на совхозную стипендию (около 70-ти рублей, а это в то время были уже деньги) и не с декабря, а с первого сентября. Главный экономист совхоза заартачился: это нарушение — оформлять стипендию задним числом. На что председатель исполкома ответил: «Скажите ему, что при желании мы найдем у него намного больше нарушений, чем это». Подобных историй по району ходит много. Они обрастают деталями и приобретают характер полумифов.
Раиса Андреевна Удотенко: «Мне повезло, что я работала с таким руководителем. При всей простоте общения с подчиненными он не допускал панибратства, но был необыкновенно терпимым. Однажды в обычной рабочей суете я затеряла важный документ, присланный из края. Виктор Яковлевич говорит: «Да ты что! Мне за него голову снимут и партбилет отберут. Ищи!» И больше не сказал ничего. Не сказал ничего и после того, как документ нашелся. А мог бы устроить разнос».
В 1972 году Виктор Яковлевич был награжден орденом «Знак Почета». Восемнадцать лет, отданных Ключевской земле и ее людям пролетели быстро. В сентябре семьдесят третьего года с районом пришлось расстаться — предстояла работа на краевом уровне, он был назначен первым заместителем начальника краевого сельхозуправления. В этой должности он трудился семнадцать лет, до ухода на заслуженный отдых. В этот же период ему предлагали работу в Москве. Но воспрепятствовал А.В. Георгиев, сказав, что такие люди нужны в крае. Первый секретарь крайкома очень ценил деловые качества Виктора Яковлевича.
Уже более двадцати лет герой моего рассказа на пенсии. Теперь, когда трудовые будни позади, все время — свободное; размышлять и вспоминать — одно из основных занятий. О Ключевском районе — самые теплые воспоминания.
И в районе знают и помнят его многие. И не только потому, что он значится в списках орденоносцев и его фотография есть в книге о районе. Знают по памяти людской, когда старшие передают младшим. Т.Я. Коваленко, бывший работник экономической службы совхоза «Ключевский», на мой вопрос о Викторе Яковлевиче ответила: «Я не работала в то время, но мне многие рассказывали об этом директоре, который каж-до-го человека в хозяйстве называл по имени-отчеству. Даже детей знал по именам»…

Статья иллюстрирована работами заслуженного художника России Андрея ВАГИНА, воспевшего в своих графических и живописных работах подвиг молодежи на целинных просторах Алтая, которого заслуженно называли и называют до сих пор «певцом целины».

1.0x