Сообщество «Выживание» 00:00 4 апреля 2013

Мой душевный городок

"Бо­ри­сог­лебск? — пе­ре­спра­ши­ва­ет муж­чи­на с верх­ней пол­ки. — Знаю, знаю, очень ду­шев­ный го­ро­док…" На­до же, как он точ­но по­до­б­рал эпи­тет! Все­го од­но сло­во, а как мно­го ска­за­но о го­ро­де. Бо­ри­сог­лебск… Изу­ми­тель­ный по сво­ей кра­со­те и ду­хов­но­с­ти ис­кон­но рус­ский го­род рас­ки­нул­ся вбли­зи сли­я­ния рек Хо­п­ра и Во­ро­ны. Опо­я­сан­ный ле­са­ми, он вот уже бо­лее трех со­тен лет сто­ит на юж­ной гра­ни­це Во­ро­неж­ской об­ла­с­ти, как мо­гу­чий сред­не­ве­ко­вый бо­га­тырь на сво­ем по­сту. Прав­да, сей­час пе­ред ним не оз­ву­чи­ва­ет­ся за­да­ча ох­ра­нять под­сту­пы к со­сед­ним круп­ным го­ро­дам от юж­ных за­хват­чи­ков, как это бы­ло три ве­ка на­зад.

Па­ве­лец­кий вок­зал… Имен­но от­сю­да идут по­ез­да в мой лю­би­мый Бо­ри­сог­лебск, где я ро­ди­лась и вы­рос­ла. И вот уже де­вять лет, с тех пор, как муж по­пал слу­жить в Под­мо­с­ко­вье, я не­сколь­ко раз в год са­жусь в ва­гон став­ше­го в ка­кой-то ме­ре род­ным по­ез­да на Ба­ла­шов, что­бы че­рез 13 ча­сов сой­ти на не­боль­шой же­лез­но­до­рож­ной стан­ции, где на пер­ро­не ме­ня все­гда встре­ча­ет моя лю­би­мая ма­моч­ка. Снег ли на ули­це или не­вы­но­си­мая жа­ра, про­моз­г­лый осен­ний ве­тер или про­лив­ной дождь, я все­гда, подъ­ез­жая к плат­фор­ме, сквозь мут­ное ва­гон­ное стек­ло (по­че­му-то оно все­гда та­кое) ви­жу на фо­не кир­пич­но­го вок­заль­но­го зда­ния ее род­ной си­лу­эт. Она то­же за­ме­ча­ет ме­ня. Ее взвол­но­ван­ное ли­цо оза­ря­ет сча­ст­ли­вая улыб­ка, от глаз лу­чи­ка­ми раз­бе­га­ют­ся мор­щин­ки. Ма­ма взма­хи­ва­ет ру­кой, за­тем при­жи­ма­ет ее к гу­бам, как буд­то пы­та­ет­ся сдер­жать крик, на гла­за на­бе­га­ют сле­зы… Но этой встре­чи ждать еще не­сколь­ко ча­сов, по­ка же я за­хо­жу в свое ку­пе...
До­рож­ные зна­ком­ст­ва... Че­ст­но го­во­ря, я их не очень люб­лю. Ну, не нра­вит­ся мне от­кры­вать ду­шу пер­во­му встреч­но­му, а об­ще­ние с со­се­дя­ми в по­ез­дах даль­не­го сле­до­ва­ния, на мой взгляд, имен­но это и под­ра­зу­ме­ва­ет. В ку­пе две жен­щи­ны и муж­чи­на, с ни­ми мне при­дет­ся ко­ро­тать вре­мя до ут­ра. Здо­ро­ва­юсь. Ес­те­ст­вен­но за­вя­зы­ва­ет­ся обыч­ный в та­ком слу­чае раз­го­вор: ку­да и от­ку­да едешь, от­ку­да ро­дом? Ког­да под­хо­дит моя оче­редь, от­ве­чаю, что еду в Бо­ри­сог­лебск.
"Ну, и как там об­сто­ят де­ла с раз­ра­бот­кой ни­ке­ля?" — ин­те­ре­су­ет­ся од­на из со­се­док.
"А еще там не­дав­но во вре­мя ре­кон­ст­рук­ции рух­нул мост, — под­хва­ты­ва­ет дру­гая. — Что-то не ве­зет ва­ше­му го­род­ку".
По­че­му-то боль­шин­ст­во лю­дей с ог­ром­ным ин­те­ре­сом ре­а­ги­ру­ют на не­га­тив­ную ин­фор­ма­цию? По­че­му бы им не вспом­нить, что в этом го­ро­де в 30-х го­дах про­шло­го ве­ка в лет­ном цен­т­ре пе­ре­учи­вал­ся ле­ген­дар­ный Ва­ле­рий Чка­лов, в честь ко­то­ро­го впос­лед­ст­вии бы­ло на­зва­но лет­ное учи­ли­ще? Или что там од­но вре­мя ра­бо­тал Мак­сим Горь­кий или про­жи­вал Ге­рой Со­вет­ско­го Со­ю­за Вик­тор Та­ла­ли­хин, лет­чик, од­ним из пер­вых при­ме­нив­ший ноч­ной та­ран в го­ды вой­ны. Или что от­ту­да ро­дом ве­ли­ко­леп­ный, не­под­ра­жа­е­мый Ни­ко­лай Рыб­ни­ков… Гру­ст­но… Имен­но в этот мо­мент у ме­ня и ро­ди­лась идея на­пи­сать о мо­ем лю­би­мом го­ро­де, что­бы лю­ди уз­на­ли его та­ким, ка­ким его знаю и люб­лю я, а вме­с­те со мной — и ты­ся­чи его жи­те­лей.
"Бо­ри­сог­лебск? — пе­ре­спра­ши­ва­ет муж­чи­на с верх­ней пол­ки. — Знаю, знаю, очень ду­шев­ный го­ро­док…" На­до же, как он точ­но по­до­б­рал эпи­тет! Все­го од­но сло­во, а как мно­го ска­за­но о го­ро­де.
Бо­ри­сог­лебск… Изу­ми­тель­ный по сво­ей кра­со­те и ду­хов­но­с­ти ис­кон­но рус­ский го­род рас­ки­нул­ся вбли­зи сли­я­ния рек Хо­п­ра и Во­ро­ны. Опо­я­сан­ный ле­са­ми, он вот уже бо­лее трех со­тен лет сто­ит на юж­ной гра­ни­це Во­ро­неж­ской об­ла­с­ти, как мо­гу­чий сред­не­ве­ко­вый бо­га­тырь на сво­ем по­сту. Прав­да, сей­час пе­ред ним не оз­ву­чи­ва­ет­ся за­да­ча ох­ра­нять под­сту­пы к со­сед­ним круп­ным го­ро­дам от юж­ных за­хват­чи­ков, как это бы­ло три ве­ка на­зад.
В то вре­мя, в кон­це XVII-го ве­ка, поч­ти весь Там­бов­ский край был уже ук­реп­лен от на­бе­гов сво­их не­из­мен­ных степ­ных вра­гов кал­мы­ков, та­тар и но­гай­цев ос­т­ро­га­ми, за­се­ка­ми и го­ро­да­ми, лишь тер­ри­то­рия, где се­го­дня рас­по­ло­жен Бо­ри­сог­леб­ский рай­он, пред­став­ля­ла со­бой воль­ную степь да по­ле. Рус­ские лю­ди жи­ли здесь не­боль­ши­ми об­щи­на­ми. У них да­же не бы­ло сво­их хра­мов. Ме­ст­ные жи­те­ли, впос­лед­ст­вии став­шие бо­ри­сог­леб­ца­ми, по­жа­ло­ва­лись как-то ца­рю: "Церк­вей Бо­жь­их и по­пов у нас нет, и по­ми­ра­ют на­ши бра­тья без по­ка­я­ния и без при­ча­с­тия свя­тых та­инств, а ро­диль­ни­цы ле­жат без мо­литв дол­гое вре­мя. Царь-го­су­дарь, сми­луй­ся — по­жа­луй!"
И вот в 1698 го­ду по цар­ско­му ука­зу стро­ит­ся Бо­ри­сог­лебск, а спу­с­тя не­сколь­ко лет по­яв­ля­ет­ся и пер­вая цер­ковь, как и мно­гие в те го­ды — де­ре­вян­ная, в честь свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба. От­сю­да по­ш­ло и на­зва­ние го­ро­да. Со­глас­но ис­то­ри­че­с­ким дан­ным на­се­ле­ние ста­ло бы­с­т­ро уве­ли­чи­вать­ся. На­при­мер, пен­зен­ское се­ло Ко­ло­яр пе­ре­се­ли­лось сю­да в пол­ном со­ста­ве. Это и не­уди­ви­тель­но — под за­щи­той кре­по­ст­ных стен и цар­ских слу­жи­вых лю­дей жи­лось на­мно­го спо­кой­нее. И стал го­род по­сте­пен­но рас­ти и раз­ви­вать­ся.
Кста­ти, боль­шин­ст­во жи­те­лей Бо­ри­сог­леб­ска уве­ре­ны, что са­мые кра­си­вые де­вуш­ки жи­вут имен­но в их го­ро­де. И в под­тверж­де­ние сво­их слов при­во­дят ле­ген­ду о том, как Петр Пер­вый во вре­мя стро­и­тель­ст­ва сво­е­го фло­та со­би­рал сю­да кра­са­виц из раз­ных мест. Так ли бы­ло на са­мом де­ле или нет, сей­час уже не уз­на­ешь. Но то, что се­го­дня на ули­цах го­ро­да, дей­ст­ви­тель­но, мно­го кра­са­виц и про­сто сим­па­тич­ных пред­ста­ви­тель­ниц пре­крас­но­го по­ла, это точ­но.
Ес­ли уж речь за­шла о Пе­т­ре Пер­вом, то сле­ду­ет ска­зать не­сколь­ко слов о зна­ме­ни­том Тел­лер­ма­нов­ском ле­се с его мо­гу­чи­ми ду­ба­ми, ко­то­рый под­сту­па­ет вплот­ную к Бо­ри­сог­леб­ску. Он и прав­да при­гля­нул­ся ца­рю Пе­т­ру, ког­да тот за­ду­мал под­ни­мать рос­сий­ский флот. Кста­ти, в со­вре­мен­ном гер­бе и фла­ге Бо­ри­сог­леб­ска при­сут­ст­ву­ют ду­бо­вые ли­с­тья и же­лу­ди. Ког­да-то в этом ле­су в изо­би­лии во­ди­лись и ка­ба­ны, и оле­ни, и ло­си. Хо­тя, го­во­рят, что и сей­час они ни­ку­да не ис­чез­ли. Ес­ли встать вме­с­те с вос­хо­дом солн­ца, то на влаж­ном пе­с­ке (ко­то­рый по­сле ноч­но­го ту­ма­на как бы вы­рав­ни­ва­ет­ся) на бе­ре­гу ре­ки мож­но уви­деть мно­же­ст­во сле­дов. И тот, кто уме­ет их чи­тать, ска­жет, кто тут про­хо­дил: се­мей­ст­во ли ка­ба­нов или оле­ни. Нуж­но про­сто уг­лу­бить­ся в эту кра­со­ту, при­слу­шать­ся к ней, при­смо­т­реть­ся. Ди­кие зве­ри по­ни­ма­ют опас­ность боль­ших трасс, по­это­му ту­да не вы­хо­дят. Че­ло­век сво­ей ур­ба­ни­за­ци­ей за­гнал их да­ле­ко вглубь. Еще на стро­и­тель­ст­ве трас­сы Моск­ва—Вол­го­град, мож­но бы­ло ча­с­то ви­деть, как они вы­хо­ди­ли к до­ро­ге. Прав­да, тог­да она еще не шу­ме­ла, как се­го­дня. Кста­ти, до сих пор на обо­чи­нах там мож­но встре­тить до­рож­ные зна­ки "ос­то­рож­но, ди­кие зве­ри". Зна­ки-то есть, а са­мих зве­рей не вид­но.

Бо­ри­сог­лебск пре­кра­сен сво­ей са­мо­быт­ной про­вин­ци­аль­но­с­тью. Уто­па­ю­щий ле­том в зе­ле­ни са­дов и скве­ров, он встре­ча­ет сво­их гос­тей не­спеш­ной раз­ме­рен­но­с­тью ма­лень­ко­го рос­сий­ско­го го­род­ка, до сих пор со­хра­нив­ше­го свою па­т­ри­ар­халь­ную ку­пе­че­с­кую сущ­ность. Од­но— и дву­хэ­таж­ные де­ре­вян­ные и ка­мен­ные до­ми­ки, по­ст­ро­ен­ные в кон­це XIX-го — на­ча­ле XX-го ве­ков, пре­крас­но впи­сы­ва­ют­ся в его со­вре­мен­ный об­лик со сво­и­ми ук­ра­шен­ны­ми ажур­ной де­ре­вян­ной резь­бой на­лич­ни­ка­ми, став­ня­ми и дверь­ми. Го­род бе­реж­но хра­нит свое ис­то­ри­че­с­кое ар­хи­тек­тур­ное бо­гат­ст­во.
По­мни­те, как по­ет­ся в зна­ме­ни­той пес­не? "Прой­ду по Аб­ри­ко­со­вой, свер­ну на Ви­но­град­ную…" У ме­ня то­же есть свои лю­би­мые улоч­ки в род­ном го­ро­де, по ко­то­рым я с ог­ром­ным удо­воль­ст­ви­ем гу­ляю в каж­дый свой при­езд. Прав­да, Виш­не­вой и Гру­ше­вой у нас нет. А име­ю­щи­е­ся на­зва­ния, че­ст­но го­во­ря, не от­ли­ча­ют­ся ори­ги­наль­но­с­тью, та­кие мож­но встре­тить ед­ва ли не в каж­дом рос­сий­ской го­ро­де: Ма­т­ро­сов­ская, Чка­ло­ва, Сво­бо­ды, Пер­во­май­ская, Га­га­ри­на, Те­реш­ко­вой, Кар­ла Марк­са, 40 лет Ок­тя­б­ря… По на­зва­ни­ям улиц мож­но про­сле­дить ис­то­рию на­шей стра­ны. Хо­тя ста­ро­жи­лы до сих пор по­мнят те, ста­рые име­на, и по при­выч­ке на­зы­ва­ют ули­цы не Пав­лов­ско­го, а Кир­са­нов­ская, не Пеш­ко­ва, а Яр­ма­роч­ная, не По­бе­ды, а Дро­вя­ная, не Со­вет­ская, а Дво­рян­ская. А еще Вы­гон­ная, Кре­с­ть­ян­ская, Ме­щан­ская, Сол­дат­ская, Ка­зан­ская… Мне же, че­ст­но го­во­ря, не очень важ­но, как они на­зы­ва­ют­ся, по­сколь­ку ни­ка­ко­го по­ли­ти­че­с­ко­го смыс­ла я там не вы­ис­ки­ваю. Я про­сто с удо­воль­ст­ви­ем про­гу­ли­ва­юсь по ули­цам, по ко­то­рым ког­да-то хо­ди­ла в шко­лу и на круж­ки в Дом пи­о­не­ров, бе­га­ла на дис­ко­те­ки и на сви­да­ния.
Об­лик се­го­дняш­не­го Бо­ри­сог­леб­ска ра­зи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от то­го го­род­ка, из ко­то­ро­го я уе­ха­ла 18 лет на­зад. За эти го­ды из про­мы­ш­лен­но­го — а в то вре­мя на его тер­ри­то­рии на­счи­ты­ва­лось бо­лее де­сят­ка пред­при­я­тий — он стал тор­го­вым. Не­сколь­ко рын­ков, ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во ма­га­зи­нов, оп­то­вых баз, тор­го­вых цен­т­ров, су­пер­мар­ке­тов… Со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что все на­се­ле­ние что-то про­да­ет друг дру­гу и что-то по­ку­па­ет друг у дру­га. А как же про­из­вод­ст­во? На ме­с­те го­род­ско­го мо­лоч­но­го за­во­да, вы­пу­с­кав­ше­го в свое вре­мя де­сят­ки на­и­ме­но­ва­ний про­дук­ции, в том чис­ле и вкус­ней­ший плом­бир, луч­ше ко­то­ро­го я в сво­ей жиз­ни не про­бо­ва­ла, свер­ка­ет стек­лян­ны­ми ви­т­ри­на­ми оче­ред­ной тор­го­вый центр, пред­ла­га­ю­щий но­вые кол­лек­ции и су­ля­щий не­ве­ро­ят­ные скид­ки. За­вод "Ме­тал­лист", про­из­во­дя­щий ког­да-то весь ас­сор­ти­мент эма­ли­ро­ван­ной по­су­ды, мед­лен­но и как-то ти­хо умер. А мерт­вые, как из­ве­ст­но, со­про­тив­лять­ся не мо­гут. По­это­му нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что че­рез не­ко­то­рое вре­мя на быв­шей его тер­ри­то­рии рас­пах­нул две­ри оче­ред­ной ма­га­зин. Обув­ная фа­б­ри­ка прак­ти­че­с­ки без боя ус­ту­пи­ла свои пло­ща­ди оче­ред­но­му, на­вер­ное, де­ся­то­му по сче­ту, го­род­ско­му тор­го­во­му цен­т­ру. Был в го­ро­де и свой "поч­то­вый ящик", ра­бо­тав­ший на обо­рон­ку. Сей­час в его це­хах раз­ли­ва­ют ли­мо­над и ми­не­раль­ную во­ду.
Ес­те­ст­вен­но, та­кая пе­чаль­ная участь по­стиг­ла да­ле­ко не все бо­ри­сог­леб­ские пред­при­я­тия. Не­ко­то­рые смог­ли со­хра­нить про­из­вод­ст­во, дру­гие еле дер­жат­ся на пла­ву. Но об­щая кар­ти­на все же не­ра­до­ст­ная. Ра­бо­чих мест в го­ро­де ма­ло, осо­бен­но для мо­ло­де­жи. А Бо­ри­сог­лебск, ес­ли смо­т­реть по ко­ли­че­ст­ву уча­щих­ся и сту­ден­тов на ду­шу на­се­ле­ния, с пол­ным пра­вом мож­но на­звать мо­ло­деж­ным или сту­ден­че­с­ким го­ро­дом. И са­мый важ­ный и по­ка не ре­ша­е­мый во­прос — это во­прос рас­пре­де­ле­ния мо­ло­дых спе­ци­а­ли­с­тов: ра­бо­чих мест ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не хва­та­ет. Мо­ло­дёжь да и лю­ди бо­лее стар­ше­го воз­ра­с­та едут на за­ра­бот­ки в Моск­ву. В этом от­но­ше­нии Бо­ри­сог­лебск ма­ло чем от­ли­ча­ет­ся от дру­гих не­боль­ших рос­сий­ских го­ро­дов.

На эту жи­во­т­ре­пе­щу­щую те­му я раз­го­во­ри­лась с ди­рек­то­ром до­рож­но­го тех­ни­ку­ма На­деж­дой Пав­лов­ной Гло­то­вой. По ее сло­вам (пол­но­стью под­дер­жи­ваю, да и по­ка­жи­те мне че­ло­ве­ка, ко­то­рый не со­гла­сит­ся), ка­д­ро­вая по­ли­ти­ка на про­из­вод­ст­вен­ных пред­при­я­ти­ях хро­ма­ет, на ме­с­тах, на­чи­ная с ра­бо­чих спе­ци­аль­но­с­тей, сред­не­тех­ни­че­с­ким пер­со­на­лом и ин­же­нер­ным со­ста­вом в ос­нов­ном ра­бо­та­ют не­спе­ци­а­ли­с­ты, лю­ди с не­про­филь­ным об­ра­зо­ва­ни­ем. Мо­жет быть, они и хо­ро­шо ра­бо­та­ют, но не по спе­ци­аль­но­с­ти. Хо­тя это про­бле­ма не толь­ко Бо­ри­сог­леб­ска, но и стра­ны в це­лом.
Ког­да до­рож­ный тех­ни­кум (не­за­ви­си­мо от про­фи­ля учеб­но­го за­ве­де­ния) пе­ре­да­ли в ве­де­ние субъ­ек­та фе­де­ра­ции, по­лу­чи­лась ин­те­рес­ная вещь. Они го­то­вят спе­ци­а­ли­с­тов не толь­ко для рай­о­на и об­ла­с­ти, а для всей цен­т­раль­ной Рос­сии, но свя­зи с со­сед­ни­ми субъ­ек­та­ми не име­ют. А до­ро­ги-то они стро­ят не в от­дель­но взя­той об­ла­с­ти, и тем бо­лее рай­о­не, а по всей стра­не. До­ро­ги — это ар­те­рии го­су­дар­ст­ва, а вот взгляд-то на эту про­бле­му по­лу­ча­ет­ся не го­су­дар­ст­вен­ный. Транс­порт — важ­ней­шая от­расль раз­ви­тия стра­ны. Вспом­ни­те Аме­ри­ку трид­ца­тых го­дов про­шло­го ве­ка… Ее ли­хо­ра­ди­ло от ве­ли­кой де­прес­сии, а меж­ду тем вся сеть ав­то­до­рог США бы­ла за­ло­же­на имен­но в это вре­мя. Нель­зя не по­ни­мать, что до­ро­ги — это глав­ное, то, с че­го все на­чи­на­ет­ся. Подъ­е­зд­ные пу­ти, мос­ты, транс­порт­ные раз­вяз­ки, аэ­ро­дро­мы — то, с че­го на­чи­на­ет­ся жизнь лю­бой стра­ны. Ведь по­че­му Бо­ри­сог­лебск в свое вре­мя на­чал бы­с­т­ро раз­ви­вать­ся? У не­го бы­ло очень удач­ное рас­по­ло­же­ние — че­рез Во­ро­ну, Хо­пер, Дон он был свя­зан с Азов­ским мо­рем.
На­деж­да Пав­лов­на — из се­мьи по­том­ст­вен­ных сель­ских учи­те­лей. Жен­ст­вен­ная, кра­си­вая и эф­фект­ная, она по­сту­пи­ла на спе­ци­аль­ность "стро­и­тель­ст­во и экс­плу­а­та­ция ав­то­мо­биль­ных до­рог и аэ­ро­дро­мов". Ин­же­нер­ная спе­ци­аль­ность — это не все­гда про­сто для жен­щи­ны, а уж сов­ме­щать ин­же­не­ра и ру­ко­во­ди­те­ля да­но не каж­дой пред­ста­ви­тель­ни­це пре­крас­но­го по­ла. Но у Гло­то­вой по­лу­ча­ет­ся. "На­вер­ное, та­кой склад ха­рак­те­ра", — го­во­рит она са­ма про се­бя.
Она пи­шет сти­хи, го­то­вит к из­да­нию уже чет­вер­тую кни­гу. О чем они? В ос­нов­ном о люб­ви. Глу­бо­кие, про­ник­но­вен­ные, по­тря­са­ю­ще по­нят­ные и в то­же вре­мя не­ве­ро­ят­но слож­ные. Го­во­рит, что пи­сать лю­би­ла все­гда. В шко­ле со­чи­не­ния по­лу­ча­лись на це­лую те­т­рад­ку, при­чем об­хо­ди­лась без чер­но­ви­ков. Но ни­ког­да не ду­ма­ла о том, что­бы пуб­ли­ко­вать свои сти­хи, под­ска­за­ли дру­зья-до­рож­ни­ки. Свои кни­ги она под­пи­сы­ва­ет — Ли­ка Лу­ки­на. Псев­до­ним не при­ду­мы­ва­ла, ро­дил­ся сам. Лу­ки­на — фа­ми­лия лю­би­мой ба­буш­ки, Ли­кой же она хо­те­ла на­звать свою внуч­ку, то есть На­деж­ду Пав­лов­ну, вот и по­лу­чи­лось — Ли­ка Лу­ки­на. Свет­лое, сол­неч­ное, ду­шев­ное имя. По­че­му она не хо­те­ла пи­сать под сво­ей фа­ми­ли­ей? Все про­сто: не зна­ла, как сту­ден­ты вос­при­мут то, что она пи­шет сти­хи. Но вос­при­ня­ли хо­ро­шо.

По­мни­те фра­зу из ста­ро­го со­вет­ско­го филь­ма: "На­сто­я­щая жизнь в го­ро­де на­чи­на­ет­ся толь­ко тог­да, ког­да в не­го вхо­дят во­ен­ные"? Мож­но ска­зать, что в Бо­ри­сог­леб­ске на­сто­я­щая жизнь на­ча­лась еще при Ека­те­ри­не II, ког­да она сво­им ука­зом рас­квар­ти­ро­ва­ла здесь дра­гун­ский полк. На тог­даш­ней ок­ра­и­не го­ро­да бы­ло вы­ст­ро­е­но всё не­об­хо­ди­мое: ка­зар­мы, ко­нюш­ни, пол­ко­вая цер­ковь. Боль­шин­ст­во зда­ний со­хра­ни­лись до сих пор — стро­и­ли тог­да на ве­ка, что на­зы­ва­ет­ся, на со­весть, не то, что те­перь. С тех пор про­шло мно­го вре­ме­ни, но эти зда­ния все­гда ис­поль­зо­ва­лись толь­ко для "во­ен­ных це­лей": здесь бы­ла ка­ва­ле­рий­ская шко­ла, лет­ный центр, во­ен­ное учи­ли­ще, сно­ва лет­ный центр. А вот в быв­шей пол­ко­вой церк­ви раз­ме­с­тил­ся Дом офи­це­ров. Кста­ти, вес­ной это­го го­да Бо­ри­сог­леб­ское лет­ное учи­ли­ще от­ме­ча­ет свой 90-лет­ний юби­лей. На­до при­знать, что судь­бу это­го учеб­но­го за­ве­де­ния не на­зо­вешь лег­кой — не­сколь­ко раз его за­кры­ва­ли, по­том сно­ва вос­ста­нав­ли­ва­ли.
Я по­мню вре­ме­на, ког­да на его ог­ром­ной тер­ри­то­рии ки­пе­ла жизнь. Сей­час же, не­смо­т­ря на то, что в его сте­нах рас­по­ла­га­ет­ся фа­куль­тет Крас­но­дар­ско­го лет­но­го учи­ли­ща, тер­ри­то­рия за вы­со­ким за­бо­ром ка­жет­ся прак­ти­че­с­ки не­о­би­та­е­мой. За­ко­ло­чен­ные ан­га­ры, об­лу­пив­ша­я­ся кра­с­ка на зда­ни­ях, по­тре­с­кав­ший­ся ас­фальт, вы­цвет­шие пла­ка­ты…

В 1998 го­ду, ког­да Бо­ри­сог­леб­ску ис­пол­ни­лось 300 лет, ру­ко­вод­ст­во го­ро­да за­ду­ма­лось, как от­ме­тить та­кую со­лид­ную да­ту. Хо­те­лось сде­лать что-то дей­ст­ви­тель­но по­лез­ное для его жи­те­лей, а не про­сто по­ста­вить оче­ред­ную га­лоч­ку в ито­го­вом от­че­те. И вот тог­да-то и ро­ди­лась идея по­пы­тать­ся вос­ста­но­вить храм Свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба, по­кро­ви­те­лей го­ро­да, в честь ко­то­рых он и по­лу­чил свое имя. В пер­вый мо­мент этот про­ект по­ка­зал­ся не про­сто не­ре­аль­ным, а фан­та­с­ти­че­с­ким — на ме­с­те хра­ма бы­ли од­ни ру­и­ны. Ког­да лю­ди смо­т­ре­ли на них, то го­во­ри­ли в один го­лос: это нель­зя вос­ста­но­вить, лег­че сне­с­ти, срав­нять с зем­лей и за­но­во от­ст­ро­ить. Но Ва­ле­рий Алек­сан­д­ро­вич Ле­бе­дев, быв­ший на тот день мэ­ром Бо­ри­сог­леб­ска, ре­шил по­про­бо­вать. Од­но­го толь­ко му­со­ра и зем­ли (эти за­ле­жи до­хо­ди­ли до се­ре­ди­ны окон) бы­ло вы­ве­зе­но бо­лее ты­ся­чи КА­МА­Зов! Мож­но на­звать на­сто­я­щей Бо­жь­ей ми­ло­с­тью для го­ро­да, что на его пу­ти встре­тил­ся та­кой че­ло­век, как В.А.Ле­бе­дев. Сей­час Ва­ле­рий Алек­сан­д­ро­вич яв­ля­ет­ся рек­то­ром Бо­ри­сог­леб­ско­го фи­ли­а­ла Во­ро­неж­ско­го ар­хи­тек­тур­но-стро­и­тель­но­го уни­вер­си­те­та. На­вер­ное, ему уго­то­ва­но судь­бой вос­ста­нав­ли­вать то, что раз­ру­ше­но до ос­но­ва­ния. Зда­ние, где рас­по­ло­жен его фи­ли­ал, он под­нял, бук­валь­но, из ру­ин за не­сколь­ко лет.
Не­вы­со­кий, не­мо­ло­дой, но уди­ви­тель­но энер­гич­ный, креп­ко сло­жен­ный се­до­вла­сый муж­чи­на. Он из­лу­ча­ет уве­рен­ность и спо­кой­ст­вие. А еще к не­му очень под­хо­дит оп­ре­де­ле­ние "му­д­рый". Это по­ни­ма­ешь бук­валь­но по­сле не­сколь­ких ми­нут об­ще­ния с ним. Ког­да же я по­па­ла к не­му в ка­би­нет, то уви­де­ла, что он там на­хо­дит­ся не один. Его ок­ру­жа­ют… со­вы. Они по­всю­ду: на сто­ле, на сте­нах, в шка­фах, на пол­ках и да­же на бал­кон­ной ков­ке — он со­би­ра­ет фи­гур­ки этой в ка­кой-то ме­ре за­га­доч­ной пти­цы. На­ча­ло этой кол­лек­ции бы­ло по­ло­же­но еще в 1979 го­ду, ког­да зна­ко­мый чех по­да­рил ему пер­вую со­ву. Те­перь их не­сколь­ко де­сят­ков.
Мы дол­го про­го­во­ри­ли с Ва­ле­ри­ем Алек­сан­д­ро­ви­чем, он по­ка­зал мне свое "хо­зяй­ст­во", рас­ска­зал о пла­нах на бу­ду­щее. И в раз­го­во­ре я уз­на­ла, что весь кол­лек­тив воз­глав­ля­е­мо­го им учеб­но­го за­ве­де­ния (по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию, этот во­прос ста­вил­ся на го­ло­со­ва­ние) вот уже не­сколь­ко лет пе­ре­чис­ля­ет один про­цент от за­ра­бот­ной пла­ты на вос­ста­нов­ле­ние хра­ма Свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба.
Отец Игорь, по­ка еще был не свя­щен­ни­ком, а про­стым ра­бо­чим и тру­дил­ся на вос­ста­нов­ле­нии это­го хра­ма, на­шел здесь се­ре­б­ря­ный крест. А спу­с­тя не­ко­то­рое вре­мя его ру­ко­по­ло­жи­ли, и он стал на­сто­я­те­лем это­го са­мо­го хра­ма. И вот уже мно­го лет про­дол­жа­ет его вос­ста­нав­ли­вать.
Мы бе­се­ду­ем с ним в хра­ме. Хо­лод­ное еще зим­нее солн­це про­ры­ва­ет­ся сквозь стрель­ча­тые ок­на и, сме­ши­ва­ясь с узо­ром ка­мен­ных плит, за­ми­ра­ет у нас под но­га­ми. Го­во­рим ти­хо, но на­ши го­ло­са, стре­ми­тель­но уле­тая ввысь, от­тал­ки­ва­ют­ся от сво­дов и воз­вра­ща­ют­ся, на­пол­няя со­бой все про­ст­ран­ст­во. Аку­с­ти­ка в хра­ме ве­ли­ко­леп­ная. Мо­жет быть, это от­ча­с­ти объ­яс­ня­ет­ся тем, что ка­ким-то чу­дом со­хра­ни­лись род­ные, еще те, пер­вые, ку­по­ла. Мы го­во­рим с от­цом Иго­рем о том, что воз­рож­де­ние го­ро­да, как ду­хов­ное, так и во всех иных смыс­лах долж­но на­сту­пить имен­но с воз­рож­де­ния хра­ма Бо­ри­са и Гле­ба.
Ког­да в 2001 го­ду ус­та­нав­ли­ва­ли крест на глав­ный ку­пол, бы­ло объ­яв­ле­но штор­мо­вое пре­ду­преж­де­ние. Не­бо бы­ло за­тя­ну­то ту­ча­ми, к то­му же не хва­та­ло вы­со­ты стро­и­тель­но­го кра­на. Но сре­ди ра­бо­чих на­шел­ся до­б­ро­во­лец, ко­то­рый, взяв крест в ру­ки, под­нял­ся на­верх и по­шел с ним по стре­ле кра­на без вся­кой стра­хов­ки. Оче­вид­цы рас­ска­зы­ва­ют, что как толь­ко крест был ус­та­нов­лен, ту­чи ра­зо­рва­лись, и на ку­пол про­лил­ся яр­кий сол­неч­ный свет. А ког­да ра­бо­ты за­вер­ши­лись, не­бо сно­ва ста­ло мрач­ным.
По­сле на­ча­ла вос­ста­нов­ле­ния хра­ма про­шло поч­ти один­над­цать лет преж­де, чем 6 ав­гу­с­та 2009 го­да бы­ла со­вер­ше­на пер­вая Бо­же­ст­вен­ная ли­тур­гия, впер­вые за 90 лет. Сей­час еще ра­но го­во­рить о пол­ном за­вер­ше­нии ра­бот, для это­го не­об­хо­ди­мы и не­ма­лые де­неж­ные сред­ст­ва, ко­то­рых, к со­жа­ле­нию, не хва­та­ет, и ра­бо­чие ру­ки, ко­то­рых то­же на се­го­дня не так мно­го.
Мно­гие лю­ди ока­зы­ва­ли по­силь­ную по­мощь в де­ле вос­ста­нов­ле­ния хра­ма. В их чис­ле — и ны­неш­ний ви­це-пре­мьер Дми­т­рий Ро­го­зин. В кон­це 90-х го­дов он был де­пу­та­том Гос­ду­мы от Ан­нин­ско­го из­би­ра­тель­но­го ок­ру­га, ку­да вхо­дит и Бо­ри­сог­лебск, и очень ча­с­то бы­вал в го­ро­де. Для не­го бы­ло важ­но сво­и­ми гла­за­ми уви­деть, чем жи­вут бо­ри­сог­леб­цы, ка­кие нуж­ды ис­пы­ты­ва­ют. Ме­ст­ные жи­те­ли до сих пор вспо­ми­на­ют Рогозина с бла­го­дар­но­с­тью — он мно­го сде­лал для го­ро­да.

РЯдом с хра­мом Бо­ри­са и Гле­ба рас­по­ло­жил­ся Дом ре­ме­сел — уди­ви­тель­ное, да­же уни­каль­ное ме­с­то, где де­ти и взрос­лые мо­гут не толь­ко при­об­щить­ся к ис­кус­ст­ву, но и по­стичь се­к­ре­ты раз­лич­ных ре­ме­сел, на­при­мер, резь­бы по де­ре­ву или че­кан­ки. Бра­тья Дол­ги­ре­вы: Вя­че­слав, Вик­тор, Игорь и Алек­сандр, — ра­бо­та­ют здесь уже не­сколь­ко лет. Под их ру­ко­вод­ст­вом у ре­бят по­лу­ча­ют­ся на­сто­я­щие ше­де­в­ры: де­ко­ра­тив­ные пан­но, пред­ме­ты бы­та, рез­ные де­ре­вян­ные на­лич­ни­ки. В хра­ме так­же есть из­де­лия ме­ст­ных ма­с­те­ров — отец Игорь с удо­воль­ст­ви­ем про­де­мон­ст­ри­ро­вал мне их. А еще я по­зна­ко­ми­лась с уди­ви­тель­ным ху­дож­ни­ком-са­мо­уч­кой Ва­ле­ри­ем (он по­про­сил на­зы­вать его про­сто по име­ни, без фа­ми­лии), ко­то­рый рас­пи­сы­ва­ет храм и пи­шет ико­ны.
Да­ле­ко не каж­дый про­вин­ци­аль­ный го­ро­док мо­жет по­хва­с­тать­ся на­ли­чи­ем соб­ст­вен­ной кар­тин­ной га­ле­реи и дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра. А Бо­ри­сог­лебск мо­жет. В да­ле­ком 1909 го­ду на день­ги куп­ца и ме­це­на­та Мяг­ко­ва бы­ло на­ча­то стро­и­тель­ст­во На­род­но­го до­ма, где сей­час и рас­по­ла­га­ет­ся те­атр. Это зда­ние при­зна­но се­го­дня объ­ек­том ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия ре­ги­о­наль­но­го зна­че­ния и счи­та­ет­ся од­ним из лучших в го­ро­де.
Люд­ми­ла Ве­де­ня­пи­на при­шла ра­бо­тать в те­атр хо­рео­гра­фом 15 лет на­зад, в тот год, ког­да на­ча­ли вос­ста­нав­ли­вать цер­ковь Бо­ри­са и Гле­ба. У нее то­же, мож­но ска­зать, на­ча­лась но­вая жизнь. В го­род при­ехал ре­жис­сер Ад­гур Ко­ве. Для по­ста­нов­ки спек­так­лей ему ну­жен был хо­рео­граф. И тут на од­ном из го­род­ских фе­с­ти­ва­лей он уви­дел Люд­ми­ли­ны ра­бо­ты, а по­сколь­ку ее тан­цы бы­ли те­а­т­ра­ли­зо­ван­ны­ми, он сра­зу по­нял: вот то, что ему нуж­но. Тан­це­валь­ный кол­лек­тив, ко­то­рым на тот мо­мент ру­ко­во­ди­ла Ве­де­ня­пи­на, за­щи­щал тог­да зва­ние на­род­но­го. Ре­жис­сер по­смо­т­рел ее тан­цы, взял ви­део­кас­се­ты с дру­ги­ми ра­бо­та­ми и… че­рез не­сколь­ко дней при­гла­сил на бе­се­ду. От пред­ло­же­ния при­нять уча­с­тие в спек­так­ле вме­с­те со сво­им кол­лек­ти­вом Люд­ми­ла и не ду­ма­ла от­ка­зы­вать­ся. Так на­ча­лась сов­ме­ст­ная ра­бо­та. Спек­такль Л.Мед­ве­де­ва "Рек­ви­ем" шел не­сколь­ко се­зо­нов, го­ро­жа­не с удо­воль­ст­вие хо­ди­ли на не­го.
Са­ма Люд­ми­ла Сер­ге­ев­на тан­цу­ет с 15 лет и не мыс­лит сво­ей жиз­ни без тан­цев и без те­а­т­ра. Кста­ти, ее доч­ка Али­са, на­сто­я­щий ре­бе­нок за­ку­ли­сья, ко­то­рая с го­ди­ка ста­ла со­про­вож­дать ма­му на ре­пе­ти­ции, в этом го­ду по­сту­пи­ла в те­а­т­раль­ный ВУЗ. Она то­же "боль­на" те­а­т­ром. Это у них, по-ви­ди­мо­му, се­мей­ное…

Вот и при­шло вре­мя уез­жать. Я не люб­лю про­ща­ния на вок­за­лах, не люб­лю чув­ст­во ще­мя­щей гру­с­ти, ко­то­рое за­хва­ты­ва­ет те­бя в свои цеп­кие объ­я­тия, ког­да ты по­ни­ма­ешь, что при­шла по­ра рас­ста­вать­ся, и не­из­ве­ст­но, ког­да ты смо­жешь сю­да вы­рвать­ся в сле­ду­ю­щий раз. Хо­тя ме­ст­ные ста­ро­жи­лы по­мнят Бо­ри­сог­леб­ский же­лез­но­до­рож­ный вок­зал 40-х го­дов про­шло­го ве­ка со­вер­шен­но дру­гим — та­ким, ка­ким мы, жи­те­ли XXI ве­ка да­же не мо­жем его во­об­ра­зить. Пред­ставь­те се­бе, что по вы­ход­ным дням при­бы­ва­ю­щие по­ез­да встре­ча­ли под вальс "На соп­ках Ман­ч­жу­рии" в ис­пол­не­нии ду­хо­во­го ор­ке­с­т­ра. Вход на пер­рон был плат­ным, и да­мы в шляп­ках и на­ряд­ных пла­ть­ях, не спе­ша, про­гу­ли­ва­лись вдоль плат­фор­мы. А ве­че­ром в зда­нии вок­за­ла на­чи­нал ра­бо­тать един­ст­вен­ный в го­ро­де ре­с­то­ран. Бе­лые ко­лон­ны, по­то­лоч­ная леп­ни­на, свод­ча­тые ок­на с тю­ле­вы­ми за­на­ве­с­ка­ми, паль­мы в кад­ках, мет­лах­ская плит­ка на по­лу, сер­ви­ро­ван­ные хру­с­та­лем и фар­фо­ром сто­ли­ки с на­крах­ма­лен­ны­ми ска­тер­тя­ми… Как все это не по­хо­же на тот вок­зал, в сте­нах ко­то­ро­го я сей­час жду сво­е­го по­ез­да на Моск­ву. Но я все рав­но очень люб­лю этот вок­зал, очень люб­лю этот ма­лень­кий про­вин­ци­аль­ный го­ро­док, очень люб­лю его жи­те­лей…

1.0x