Авторский блог Мария Карпова 13:03 11 июля 2014

Многовековая традиция трезвости

Речь не идет о внушении людям чего-то нового и странного – речь идет о возвращении людей к естественной природной трезвости – ведь все мы в детстве, от рождения были трезвенниками и жили в трезвости.

На вопросы «Завтра» отвечает Виктор Павлович Кривногов, этнограф, доктор исторических наук, профессор Гуманитарного института Сибирского Федерального университета (г. Красноярск).

«ЗАВТРА». Существует миф, что в России пьют все и всегда. И в России, и за рубежом это качество, похоже, стало визитной карточкой русских. Действительно ли Россия является самой пьющей страной? Если да, то, как так получилось, обусловлено ли это исторически, географически, генетически, как-либо?

Виктор КРИВОНОГОВ. То что, сегодня Россия одна из самых пьющих стран мира – к сожалению, реальность. Мы входим в пятерку самых пьющих стран мира. Но всегда ли так было? Можно слышать мнение, что Россия всегда была пьяной страной, якобы пьянство – наша многовековая традиция. Этот русофобский миф умышленно распространяют те, кто заинтересован в сбыте своей ядовитой, наркотической продукции. Замысел простой – если молодежи внушили, что пьянство – наша «многовековая традиция», то дело молодежи – следовать этим «национальным» традициям, к радости алкопроизводителей и алкоторговцев.

Объективные научные исторические исследования полностью опровергают этот миф. В ХVII-ХIX веках Россия была одной из самых малопьющих стран Европы. Статистика по употреблению алкоголя существует уже около 200 лет. И, согласно этим данным, потребление алкоголя на душу населения в России по всем статистическим данным было в разы меньше, чем в остальной Европе. На распространение трезвости в русском народе нередко обращали внимание иностранные путешественники, все это есть в исторической литературе. В крестьянской среде употребление алкоголя было редкостью. Доля трезвенников среди мужчин переваливало далеко за половину, а среди женщин непьющих было подавляющее большинство. Напомню, что крестьяне в прошлые века оставляли около 9/10 нашего российского общества.

Так что слухи о «извечном пьянстве русских», мягко говоря, сильно преувеличены. Трезвость была нашей многовековой традицией, она одобрялась и поощрялась обществом, была обычным и распространенным явлением. Минимальный по европейским масштабам уровень потребления алкоголя в России, а затем в СССР, продержался до середины 1950-х годов. Так что массовое пьянство - это не традиция, а небывалое никогда раньше новшество, оно началось примерно с 1960-х годов. Если бы такое, как сейчас, пьянство началось не 50 лет назад, а например 200 или 300 лет назад, уверен – сейчас нашу страну населяли бы совсем другие народы. А русские остались бы разве что в летописях и преданиях, как и многие другие исчезнувшие в веках народы – скифы или печенеги.

«ЗАВТРА». У отдельных народов существует низкая сопротивляемость к алкоголю. Европейским колонизаторам удалось споить целые племена индейцев. Но русские-то как раз народ-колонизатор. Почему же за русским народом закрепилась такая сомнительная репутация пьющего народа?

Виктор КРИВОНОГОВ. Действительно, в зависимости от многовековой системы питания, у разных народов сложилась разная сопротивляемость алкогольному яду. У некоторых южных народов сопротивляемость выше, у северных ниже, русские относятся к северным народам, для них алкоголь опаснее. Но большого значения эта разница не имеет – при широком распространении алкоголя, «сдаются» и более стойкие южные народы - например, французы, итальянцы, испанцы – там алкоголизм также достиг больших масштабов, несмотря на эти особенности. Наличие широченной доступности алкогольного наркотика и отсутствия трезвых убеждений в обществе способны сломить любой, даже самый стойкий народ. Что мы и наблюдаем.

«ЗАВТРА». Вы занимаетесь научным доказательством необходимости ведения трезвого образа жизни (отказ от любого вида наркотических веществ). Неужели нашему обществу сегодня необходимо опять долго и научно доказывать, что употребление опьяняющих веществ является смертельно опасным?

Виктор КРИВОНОГОВ. Конечно, необходимо – другого пути нет. Как говориться, пить или жить. Слишком большой был перерыв в пропаганде трезвости – в течение многих десятилетий, без всякой альтернативы, людям доказывалась необходимость пить «культурно», «умеренно», а о трезвости вообще разговора не было. В результате те, кто этим занимался, добились огромных «успехов» - трезвость в стране почти ликвидирована, трезвенников по убеждению (среди взрослых) остались единицы, почти все приобщились к «употреблению»… чего? Одного из опаснейших наркотиков! А сама идея трезвости была дискредитирована. На оставшихся немногих трезвых людей стали смотреть с подозрением, о них распространялись всякого рода небылицы, вроде того, что они либо сектанты, либо больные люди, либо экстремисты, в общем подозрительные и опасные люди. Дошло до того, что нормальные трезвые люди были вынуждены тщательно скрывать свою трезвость, например, в застолье незаметно наливать в рюмку вместо водки воду, ссылаться на нездоровье и т.д.

Для восстановления нашей русской традиционной трезвости необходимо, прежде всего, разоблачить в глазах народа лживую и провокационную «теорию культурного пития», которая заставляет миллионы людей, и, что самое худшее, детей и молодежь, отказаться от естественной нормальной трезвости и начать употреблять этот легальный наркотик.

«ЗАВТРА». Какие проблемы в борьбе с пьянством вы считаете основными?

Виктор КРИВОНОГОВ. Главная проблема в борьбе с пьянством – полная бессмысленность этой борьбы. Борьба с пьянством – это борьба с последствиями. Наша задача – перейти от бессмысленной борьбы с пьянством – к единственно результативной борьбе за трезвость, и в плане ликвидации доступности алкогольного наркотика, и в плане радикального переосмысления всем народом своего отношения к трезвости. Переход массы «культурно пьющего» населения к трезвости – это в основном задача для пропагандистов, системы образования, прессы. Проблема в том, что пресса, система образования, пока что к такой работе не готовы, потому что работающие там люди – тоже в основном жертвы пропаганды этой самой теории «культурного» пития. А пропагандировать трезвость, как это неоднократно доказывала жизнь, могут только убежденные трезвенники – у «культурпитейщиков» – не получается. Как бы «культурпитейщик» ни старался говорить о трезвости, как-то не верится – то рога, то копыта, то хвост «культурпитейщика» то и дело высовываются из-под длинного плаща. Прежде чем убеждать людей надо быть убежденным самому. Правда, последние годы, в этих сферах доля трезвых людей постепенно растет, так что не все так плачевно. Голос трезвых людей раздается все громче. Помогает этому и интернет.

«ЗАВТРА». Как качественно меняется жизнь отдельного человека и общества в целом, где фактор алкоголя имеет минимальное значение?

Виктор КРИВОНОГОВ. Качественно меняется жизнь не при «минимальном значении» алкоголя, а при утверждении трезвости, нормальной и естественной. Отрезвление общества приведет к самым быстрым и положительным сдвигам, среди них – резкое уменьшение смертности, значительное повышение рождаемости (то есть, решение демографической проблемы), уменьшение (в разы) преступности, уменьшение расходов на медицину и правоохранительные органы, укрепление семьи (сокращение числа разводов), значительное повышение производительности труда, улучшение качества жизни, рост духовности… - вот далеко не полный перечень плюсов трезвости, и это отнюдь не преувеличение – все это доказано и просчитано серьезными учеными. Исчезнет проблема мигрантов – они станут попросту не нужны. Решена будет проблема безработицы – замечено – трезвый человек всегда найдет для себя полезное занятие. Трезвость открывает перед человеком новые широкие возможности и для духовного роста, и материального благополучия. И это отразится на жизни каждого человека, каждой семьи. Будут и минусы – для небольшой прослойки населения (менее 1 %) – производителям и продавцам алкогольного наркотика придется менять работу. А вот владельцы этой индустрии понесут многомиллиардные убытки. Именно из этой среды мы ощущаем самое остервенелое и бешеное сопротивления попыткам спасти народ от алкогольного геноцида. Их можно понять – им есть что терять.

«ЗАВТРА». Какой психологический или социальный процесс стоит за феноменом детского алкоголизма?

Виктор КРИВОНОГОВ. За феноменом детского алкоголизма, или возьмем шире – за употреблением алкоголя детьми стоит нормальный и естественный процесс подражания детей взрослым. Ненормальным и неестественным процессом является употребление почти всеми взрослыми наркотических ядов, прежде всего алкоголя и табака.

«ЗАВТРА». Как можно привести общество к трезвости? Какими методами и инструментами?

Виктор КРИВОНОГОВ. Методы зависят от выяснения главных причин алкоголизации общества. После многолетних и скрупулезных исследований, дискуссий, обсуждений большинство специалистов называют две главные причины – это доступность алкоголя и запрограммированность населения на «культурное» употребление алкоголя.

Попросту говоря, чтобы некий товар или вещество было распространено в обществе, надо сделать всего две вещи – в достаточном объеме его произвести и выставить на прилавки (то есть сделать доступным) и убедить людей это приобретать, то есть создать спрос. Ничего третьего не требуется. А значит для ликвидации проблемы необходимо воздействие на обе эти причины – то есть непрерывное сокращение доступности алкоголя, в перспективе – до нуля, и замена в сознании людей «культурпитейных» убеждений на трезвые.

Речь не идет о внушении людям чего-то нового и странного – речь идет о возвращении людей к естественной природной трезвости – ведь все мы в детстве, от рождения были трезвенниками и жили в трезвости. Нас этой трезвости просто искусно и ловко лишили в период перехода от детства к взрослой жизни ради удовлетворения корыстных интересов тех, кто наживается на народном пьянстве. Чтобы запутать и обмануть людей, чтобы отобрать у них трезвость, вместо реального выбора был предложен ложный выбор. Система обмана построена совершенно примитивно, но весьма действенно. Подросткам, молодым людям предлагают – вы уже взрослые и вот вам «свободный выбор» - либо пьянство и алкоголизм, либо «культурное, умеренное потребление» алкоголя. Третьего – не дано. Так что получается выбор без выбора. Но единственно достойный мыслящего человека, патриота, - это как раз третий выбор – нормальная естественная трезвость от рождения до смерти.

Подготовила Мария Карпова.

1.0x