Авторский блог Анна Скок 00:00 28 ноября 2013

Миссия культуры

Защита "пусек" — акт глубоко безнравственный. Вот почему я упорно говорю о необходимости нового культурного призыва — из провинции. Не может социальный лифт для талантов из глубинки ограничиваться телепроектом "Голос". Это должна быть продуманная общегосударственная программа. Москве полезно помолчать немножко и послушать, что скажет Россия.

Елена Ямпольская — российский журналист, писатель, театральный критик, с 2011 года главный редактор газеты "Культура". Её назначение на этот пост вызвало шквал эмоций и заявлений, а сама "Культура" пережила новое рождение. После же недавнего блестящего выступления на президентском Совете по культуре и искусству споры вокруг персоны главного редактора "Культуры" вспыхнули с новой силой. Корреспондент "Завтра" встретился с Еленой Ямпольской и расспросил о самых животрепещущих темах современной российской культуры.

"ЗАВТРА". Елена Александровна, все мы знали газету "Культура" как рупор либеральной мысли. С вашим приходом всё кардинально изменилось. На каких принципах строится теперь политика газеты?

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. Политика газеты очевидна для всех, кто нас читает. Можно обозначить формальные принципы: это пророссийское издание, это патриотическое издание, это издание, относящееся с огромным уважением к нашей истории как в целом российской, так и конкретно — советской. Ибо всё-таки большинство из нас вышли родом из той эпохи, и поливать её грязью мы не собираемся ни при каких обстоятельствах. Конечно, "Культура" — газета светская, однако мы много внимания уделяем традиционным для России религиозным конфессиям, особенно Русской православной церкви. У нас нет никаких особенных отношений с Патриархией, но при любых нападках на Церковь, при попытках спровоцировать вокруг нее очередной скандал мы всегда встаем на её сторону.

Мы — газета, интересующаяся той культурой, которая имеет отношение к нравственности, культурой, несущей определенную систему ценностей. Соответственно, некоторые вещи, интересные, быть может, для других изданий, на наших страницах не печатаются. Скажем, инсталляция из старых унитазов считается частью современной культуры, но нас она по определению не интересует.

При этом быть "правильными" — только полдела. И для газеты, и для человека. Дальше встает вопрос: что ты можешь как профессионал предложить читателю? Газета должна оставаться интересной, читабельной, красивой — чтобы было приятно ее в руки взять, на стол положить. Лично я считаю, что у нас самая красивая газета в стране — мы в это вкладываем много сил и дизайнерских умений.

"ЗАВТРА". А для кого предназначена обновлённая "Культура"? Кто её читатель? Раньше был слоган "Еженедельная газета интеллигенции". Теперь — "Духовное пространство русской Евразии".

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. Да, слоган чересчур пафосный, но нам надо было с самого начала сделать заявку — именно на охват какого пространства мы амбициозно претендуем. Это постсоветские государства, прежде всего. Но также — любая земля, ощутившая на себе влияние русской культуры, русского языка, русского мировоззрения.

Для кого газета предназначена? Для любого человека, чьи духовные запросы выходят за рамки демографической ситуации в семье Пугачёвой и Галкина. Если еще хоть что-нибудь способно его взволновать, наша газета вполне подойдет. Потому что она, на мой взгляд, интересна, она разнообразна, она грамотна, в конце концов. Мы обсуждаем самые острые социальные вопросы, публикуем много специальных репортажей: наши корреспонденты ездят по всей стране. Героями публикаций становятся не только деятели культуры, но люди, работающие на земле, ученые, политики, военные, разведчики. В само слово "культура" мы вкладываем максимально широкий смысл. Культура человеческих взаимоотношений, культура окружающей среды, культура честного труда.

"ЗАВТРА". Но вы всё-таки отсекаете определённую часть современного искусства. Ведь большая часть площадок занята именно так называемой "либеральной тусовкой". Вы не освещаете и не анализируете эту культуру, которая, по сути, занимает немалую нишу современного культурного пространства нашей страны.

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. Не страны, и даже не Москвы, а центра столицы. Если мы сейчас посчитаем, сколько народа входит в ту "тусовку", которую вы упомянули… Честно скажу, как главный редактор, не вижу резона гнаться за этой микроскопической, хотя, действительно, очень шумной аудиторией. А тем паче — я не готова кривить душой, чтобы им понравиться. О глухом молчании речь не идет: мы можем написать, например, об очередном проекте Гельмана, но — со своей позиции. Даем собственную оценку, раздражаем, провоцируем, вызываем споры. Это нормальная для газеты деятельность — раздражать и провоцировать.

"ЗАВТРА". И, надо сказать, это вам удаётся неплохо: 12 октября в эфире радиостанции "Эхо Москвы", во время обсуждения вопроса об идеологии в культуре, в ваш адрес просто нескончаемой волной лилась критика. Взбесились прямо-таки!

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. Знаете, мало что меня сейчас радует в жизни так, как эта безостановочная ругань, которая продолжается со времён президентского Совета по культуре, где мне посчастливилось взять слово. Ну и выступление в Совете Федерации, на заседании по проведению Года культуры, тоже добавило "доброжелателей". Вот уже несколько недель я читаю разнообразный бред в свой адрес типа: Ямпольская призвала вывезти всю культурную элиту за МКАД и бросить в чистом поле. Читаю с наслаждением. Во-первых, есть сугубо личная корысть. Как говорит Никита Михалков: чем больше клевещут, тем чище душа. Во-вторых, я понимаю, что, видимо, мы затеяли очень серьёзное дело, если на него так реагируют. Год культуры!.. Да в России каждый год как-нибудь называется. Недавно был Год русского языка. Кто запомнил, чем он ознаменовался? Провели определенное количество мероприятий, всё по регламенту, правильно и скучно. А тут объявили Год культуры — и крика столько… Потому что понимают: речь идёт не о концертах и выставках, и даже не о распределении грантов. Не о культуре в узком понимании, когда ее автоматически приравнивают к искусству. Мол, культура — это когда играют на скрипке. Извините, культура — это гораздо больше. Культура — это система ценностей, которыми живет общество.

"Взбесились", как вы абсолютно точно выразились, — потому что почувствовали, что время меняется, причём меняется необратимо. Им обидно. Им страшно. Как нам было жутковато еще несколько лет назад, так теперь не по себе становится нашим оппонентам. Этот крик на "Эхе…" — свидетельство огромного испуга и полнейшей внутренней слабости.

"ЗАВТРА". А как вы можете прокомментировать ситуацию в противоположном лагере, в целом? Не считая страха, о котором вы упомянули, есть ли ещё какие-то причины, почему они так волнуются?

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. В российском либерализме, на несчастье, собрались специфические люди, которые совершенно не выносят другой точки зрения. Причем, теперь понятно, что так было уже с начала 90-х. Наш либерализм — худшая разновидность большевизма. У большевизма были свои плюсы, и они полностью потеряны, к сожалению. Зато самое негативное, что его отличало, — всё взято нашими либералами. Полнейшая нетерпимость к чужому мнению, требование немедленно сделать так, чтобы не просто мнения не было, но и человека, который его высказал, тоже. На что идет такая бурная реакция? На слово "идеология", которое звучит с разных трибун все чаще. Почему они на него так реагируют?

Потому что ни секунды за последние двадцать лет, с тех пор как в ельцинской Конституции был написан запрет на идеологию, в реальности этот запрет не исполнялся. Мы жили по очень определенной идеологии. Её не надо было объявлять обязательной или государственной, она и так проникла во все поры общества. Результаты этого проникновения мы наблюдаем каждый день. Но наши оппоненты понимают, что это заканчивается, они понимают, что их идеология умерла — народ её не принял, и верхи, поколебавшись, тоже поняли, что ради выживания государства, просто — сохранения России на карте мира, нужен общественный договор на абсолютно других началах. Пришло время создавать новую общероссийскую идеологию, основанную на корневых, традиционных ценностях. Вполне естественно, что либералы пытаются взять реванш, кричат, визжат, молотят по воздуху кулаками, но это уже их проблемы.

"ЗАВТРА". Елена Александровна, на ваш взгляд, должна ли быть у культуры какая-то национальная миссия? Или же она может существовать в чисто эстетическом выражении?

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ. Культура может быть любой. Свободное волеизъявление художника должно ограничиваться только Уголовным кодексом. Меня гораздо больше интересует вопрос, какую культуру станет поддерживать государство. На мой взгляд, обременять госбюджет следует только той культурой, которая поможет выстроить идеологию национального развития.

Той культурой, которая отдельного человека делает лучше, а толпу способна превратить в народ. Я такое наблюдала на премьере фильма "Легенда №17": целый зал жил одной, общей радостью.

Всё остальное может совершенно спокойно существовать на спонсорские деньги или на любые другие частные пожертвования. Что будет в стране поощряемо — это самое главное. Давайте прекратим шаманить, будто любое проявление культуры самоценно. Ничего подобного. Самоценными являются сильное государство и личность, у которой есть возможность совершенствоваться. Причем я уверена, что эти две цели не противоречат друг другу, они пересекаются. Нормальное государство заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин имел возможность становиться лучше — прежде всего в нравственном отношении. Потому что это значит, что он будет честно работать. Это значит, что он не захочет воровать. Не станет брать и давать взятки. Не поднимет руку на ближнего. Не бросит ребенка. Пойдет служить в армию — защищать страну, которая его вырастила. Единственный фундамент, на котором может стоять и укрепляться государство, — качественный человеческий материал. На гнилом материале ничего построить нельзя. Если мы с этим соглашаемся, то национальная миссия культуры очевидна.

Способна ли она эту миссию выполнить? В данный момент — нет. Наша культурная элита фактически превратилась в тусовку. Точнее, в несколько тусовок. Мы десятилетиями наблюдаем на телеэкране одни и те же лица, зачастую надоевшие до тошноты. Мы очень редко слышим, чтобы деятель культуры высказывался по наболевшим для всей нации вопросам. А когда они пытаются проявить гражданскую позицию, то демонстрируют полную безответственность — как в случае с подписями в защиту Pussy Riot. Если печально известное "Письмо 42-х" можно объяснить крайним психологическим возбуждением, эмоции захлестывали мозг, то защита "пусек" — акт глубоко безнравственный. Вот почему я упорно говорю о необходимости нового культурного призыва — из провинции. Не может социальный лифт для талантов из глубинки ограничиваться телепроектом "Голос". Это должна быть продуманная общегосударственная программа. Москве полезно помолчать немножко и послушать, что скажет Россия.

1.0x