Авторский блог Сергей Сокуров 10:46 20 мая 2018

Мирный звон тревожного колокола

Продолжение темы «Моя Малая Родина»  

Введение в публикацию

Настоящим повествованием пытаюсь привлечь внимание других авторов к теме «Моя Малая Родина». Предыдущий очерк с таким названием получил слабый отклик в круговороте модных тем якобы необыкновенно тяжёлого, опасного времени, которое завлекло нас прямо-таки на край пропасти. Но если так, почему бы не отвлечься на то, что не может не порождать добрых чувств своим содержанием изначально близкого, родного в образах предметов и лиц, в звуках и красках привычного пространства повседневной жизни? Многим есть что сказать. И многие способны отозваться в лад, радуя себя воспоминанием, а внимающих им – личными наблюдениями. Так поговорим?

Это старое забытое слово «Реут» (ударение спорно, говорят так и так). Реутом на Руси называли колокол с особым, тревожным звучанием (может быть, испорченное «ревун»?). Когда надобность в тревожном сигнале отпала, реуты были перелиты в церковные колокола и пушки; само слово исчезло из лексикона. Но осталось «колокольное название» одной населённой местности под Москвой. Об этом мой сказ.

***

Реутов, без малого, стотысячник, примостился под боком у Москвы. Он первым встречает утреннее солнце, а вечерняя тень мегаполиса - лишь художественный образ. Ибо сей малый город Подмосковья, как говорится, не «теряется в тени столицы»; он находится в её прямом управлении. Такую особость придаёт ему статус наукограда. Присвоен он Реутову в конце 2003 года, потому что на его гостеприимной «жилплощади» оказался один из отечественных выходов в Космос – НПО Машиностроения, озвученное на весь мир именем выдающегося конструктора-ракетчика В.Н. Челомея.

Я не зазываю охочих на новые впечатления непременно посетить Реутов. Здесь для пресыщенных глаз «профессионального туриста» не найдётся ничего такого сверх необычного, чтобы оправдать выезд за МКАД, трату сил и времени на «крюк». Но если уж вы оказались в Реутове (по делам ли, по приглашению друзей, родственников, проездом) найдите часик-другой, чтобы обойти город, осмотреть хоть на ходу его достопримечательности. А таковые есть повсюду, в любом уголке Подмосковья, и главная привлекательность их в том, что они… разные.

Ну где ещё, как не в Реутове, вы увидите след коляски, на которой Пушкин ехал из Москвы в нижегородское Болдино в конце лета 1830 года? А я могу показать, если захочу. Или место, точка в точку, вокруг которого полтысячи лет назад начал разрастаться будущий наукоград? С него и начнём, если вы любопытны, если ваше воображение волнуют сказы отшумевшего времени. А пока вы думаете, как поступить, предлагаю воспользоваться настоящим описанием маршрута, наиболее насыщенного, на мой взгляд, предметами старины и запоминающейся новизной.

Место отправления – здание городской администрации по адресу: ул. Ленина, д. 21, где ещё живёт дух неутомимого на новшества градоначальника-строителя А.Н. Ходырева. Надстройка 4-го этажа и рельефное расчленение фасада на два крыла полукруглым застеклённым выступом придало прежде «скучному», как бы приплюснутому, длинному строению на обширной площади праздничный вид. Став к нему спиной, поверните голову влево - увидите «казарменного типа» здание местной полиции, в 3 этажа, из бурого дореволюционного кирпича. Пока о нём молчок, в другом месте напомню. Проходите мимо, в конец ул. Ленина, до её стыка с ул. Гагарина и Победы.

Здесь вы окажетесь в крохотном скверике о трёх углах. В центре его из цветов (а зимой – из снежной пены) вырастает выполненный в бетоне, оформленном под бронзу, реут. Всамделишный «реутовский реут» при Иване Грозном находился под шеломом сторожевой башни на этом самом месте, где сейчас вы видите его художественное подобие, увенчанное скульптурным изображением белого почтового голубя. За год до того, как «пустошь Реутово» была отмечена, «в лето 7081» (1573 от Р.Х.), в Писцовой книге, к Москве в последний раз приблизилась на опасное расстояние с юго-востока орда крымского хана. Закройте глаза, углубитесь воображением в 4,5-вековую даль и вы услышите, как тревожно, раскачиваемый стрельцами, гудит реут, оповещая условным сигналом столицу, увидите командира стражи, который прикрепляет к лапке почтового голубя «грамотку» с изложением обстановки на его участке…

Отсюда, если смотреть встречь солнцу, вдоль улицы Победы, открывается вид на белоснежную, под золотыми куполами, громаду Троицкого храма. Возведённый в последние годы, он столь величественен и светел, что кажется, будто жилые башни и коробки постсоветского модернизма почтительно расступились, увеличив озеленённую храмовую площадь. Заводская труба за ним вида не портит. Наоборот, она, долгожительница рукотворного пейзажа, – как страж вечности среди новых построек. Антураж благородной старины ею не исчерпывается. Неподалёку от храма оттеняет его белизну двухэтажный, с мансардой, особняк тёмного кирпича того же цвета, что бросился вам в глаза, когда вы проходили мимо полиции. Это ладная постройка изящных, без излишеств, форм помнит детство фабричного посёлка Реутово. Она предназначалась, как жилой дом, для управляющих бумагопрядильной фабрики, речь о которой впереди.

Выбор места под строительство культового сооружения в наше время тем удачен, что на подходе к нему (если идти от реута-памятника в направлении к храму), справа, находится Мемориал Славы, с вечным огнём и часовней св вмч Георгия Победоносца. «Остановись прохожий!», - так в глубокой древности взывали скорбные надписи на могилах павших в боях. Остановитесь и вы, гость Реутова. А цветы можно приобрести заранее в киоске возле здания администрации.

Отсюда рекомендую перейти на другую, чётную сторону ул. Победы. Перед вами новостройка из новостроек – Молодёжный центр. Постсоветский модернизм принято укорять в однообразии и сухости архитектурных форм, давлении прямых линий. Но это здание (впрочем, как и большинство реутовских новостроек) опровергает такое мнение. Я вижу здесь решительное вторжение некоего «современного барокко». А функциональность интерьера – выше всяких похвал.

Теперь пройдите пару сотен метров в направлении храма. Миновав здание начального училища, 1888 года постройки (сейчас здесь спортивная школа), зайдите в Музейно-выставочный центр (дом 2). Экспозиция краеведческого музея небольшая, но знакомство с ней полезно, так как даёт возможность по макетам и планам представить исторический Реутов, начиная с 40-х годов XIX века. Кое-что из сохранившегося до наших дней вы увидите в ближайший час, когда, миновав храм, двинетесь в сторону последнего пруда этой, когда-то озёрной, местности.

Заодно посетите и выставочное крыло комплекса. Городская художественная галерея в том же подъезде, что и музей. Пересечёте холл, и окажетесь среди картин и других предметов изобразительного искусства, размещённых на двух уровнях. Время не потеряете: местные художники талантливы. А если в это время в галерее будет гостить выставка, то вам повезёт вдвойне.

Выйдя наружу, опять переходите улицу Победы. Вечный огонь останется у вас за спиной, а белая громада храма (церкви Троицы живоначальной в Реутове) под золотыми куполами, словно облако, нависнет над вами и охватит со всех сторон. Зайти или пройти мимо, полюбовавшись традиционными для русских православных церквей формами экстерьера? Спросите у себя. Сердце подскажет.

Вот теперь, во всеоружии знаний, вынесенных из краеведческого музея, вы по-новому взглянете и на видимое отсюда здание полиции, и на два других, похожих на него и между собой, как близнецы, постройки «казарменного типа». Они и были изначально казармами, как ещё и в советское время называли общежития для рабочего люда. Всего здесь, начиная с 1843 года, возвели 5 казарм, но первая из них уступила место новостройке, вторая, чьи окна смотрят сейчас на Троицкий храм, облицована до неузнаваемости светлым материалом, чтобы, наверное, не поглощать тёмным фасадом свет нового храма, а радостно отражать его. Оштукатурены и окрашены под цвет старого кирпича стены 4-ой казармы вблизи Мемориала Славы. Получилось «в тон Вечному огню». И только казармы №3 и №5 сохранили первозданный внешний вид. Последнюю из них занимает полиция. Вы обратили на неё внимание, начиная осмотр городских достопримечательностей. Под цвет им Дом управляющих фабрики рядом с храмом и фабричными корпусами за воистину крепостной стеной из того же нерушимого кирпича.

Насмотревшись, покидаем этот городской район с Мемориалом (он в окружении бывших казарм и новостроек) и громадой церкви Троицы живоначальной. Сразу за ней встречаются на перекрёстке проспект Мира и три улицы: Парковая, Победы и Ашхабадская. Первая из перечисленных, наверное, самая старая из всех городских. До недавнего времени на ней доживал свой век двухэтажный особняк, построенный в 1851 году первыми владельцами фабрики. Увы, в XXI веке он уступил место жилым башням. Исчезли и остатки парка.

Но не будем грустить и двинемся по Парковой улице вдоль глухого забора. За ним находится та самая фигурная труба, которую вы видели издали, начиная обход города, и её современники – производственные корпуса и складские помещения фабрики. Они, вместе с казармами, самые старые из сохранившихся строений, представляют Реутов ушедший, оставивший след на фотографиях и в живописных работах. Реутовская старина выделяется по цвету. Он бурый – от кирпича, из которого сложены и фигурная труба, и спальни-казармы. Всё (и кирпич собственного завода, и строения бумагопрядильной фабрики) пошло в 1843 году от московского купца 1-й гильдии С.А. Мазурина.

Помните, в музее вам показывали Межевой план земель сельца Реутова за 1839 год, до фабричной поры? На плане обозначен просёлок из села Ивановского (сейчас в черте Москвы). Путник, следующий в Архангельское 175 лет тому назад, непременно проезжал усадьбу тогдашней владелицы сельца, Анны Мастининой. На задах усадьбы показан пруд. Сейчас от той усадьбы с подъездной аллеей не осталось и следа, но пруд тот, получив при Мазуриных название Фабричный, несколько изменив береговые очертания, жив. На западном его берегу через 4 года после составления плана появится наша бумагопрядильная фабрика, трубу и корпуса которой вы видите за забором, проходя по улице Парковой в сторону пруда. Сменив несколько раз название и владельцев за 172 года своей истории, АО «Реутовская мануфактура», внутри и вне ограды, в своих строениях из бурого кирпича, как бы «законсервирует» вековую давность. Эстетика? Дело вкуса. И неоспоримая добротность. Советский Союз до Н.С. Хрущёва не знал столь удобных, сухих, тёплых казарм для своего «передового класса». «Гегемон» довольствовался, в основном, бараками.

Улица Парковая выходит в конец полукруга, который сделала от памятника-реута улица Гагарина. Прямо перед вами - в стекле и бетоне, корпуса НПО «Машиностроение». Это, без преувеличения, по масштабу, – город в городе по занимаемой площади. Не мечтайте оказаться за его оградой. Всё, что не секрет, есть в печати. Поэтому обойдём эту тему. Скажу только, что, если бы советское правительство по экономическим соображениям не отказалось от Луны, то посадочный модуль вывезли бы отсюда.

В этом месте ограда фабрики круто сворачивает к югу. И вам, гостю Реутова, надо сделать правый поворот. Несколько десятков шагов, и вы на поросшем вётлами берегу пруда. Очертания его извилисты. Над водной гладью поднимаются островки с древесной растительностью. С противоположной стороны в акваторию вклинивается полуостров с ресторанчиком (очень кстати подкрепиться на середине маршрута). Почти пять столетий к этому пруду тянулись титулованные, и не очень, владельцы пустоши, потом сельца, наконец - фабричного посёлка Реутово. На его северном берегу ставили господские дома и разбивали парки, а на восточном - выросла фабрика. Сейчас это зона городского отдыха. Что до купания, пришлось запретить. Экология, этим всё сказано. Надеемся, временно. Прибавится здесь рыбы и водоплавающей птицы, обретёт окружающая зелень здоровый вид, перестанут гуляющие и отдыхающие мусорить вокруг себя, значит, для пруда появится надежда на излечение.

Если вы не проголодались, оставьте ресторан для голодных и, обойдя пруд или проследовав вдоль его западного берега между урезом воды и оградой «Реутовской мануфактуры», идите в сторону рынка. «Кривая улочка» выведет. По пути, в начале ул. Ашхабадской, поманит к столику ностальгическая вывеска кафе «На углу СССР». Опять, выбор за вами. Это и угол площади с новым вокзалом. Недавно он сжил со света «Вокзальную избу» ст. Реутово, возведённую в 1913 году из дерева, при второй по значению «чугунке» России (Москва-Нижний). Видимо, старушка бросила вызов красоте современной архитектуры. Новое победило мелкими капитальными строениями под торговые палатки и внушительным стеклянным «Каратом», где можно приобрести всё, что пожелаешь, правда, при «кусачих» ценах. Так что осматривать здесь, по моему мнению, нечего. Но покрутить головой можно.

Ныряйте в подземный переход. За ним – двойник «Карата», импозантный донельзя «Экватор». Но не этот символ рыночной эпохи завладеет, я уверен, вашим вниманием. От него откроется вид на новый обширный парк с фонтаном и аттракционами, разбитый недавно по трём сторонам церкви Казанской иконы Божьей Матери. Храм, построенный на южной стороне Реутова на стыке тысячелетий, размерами, говорят знатоки, немал. Но по сравнению с Троицкой церковью (северная сторона), кажется небольшим, каким-то домашним, уютным. Этому впечатлению способствуют архитектурные особенности, уводящие от канонических форм церквей среднерусской полосы.

Отдохните на лавочке просторного парка, редко многолюдного, и прямиком, чуть в гору, мимо лицея(!) идите к ближайшей станции метро. «Новокосино» - своего рода достопримечательность наукограда, символ нового времени, в потоке которого оказалась бывшая пять веков назад пустошь. Реутовская часть подземки - как бы совместное владение со столицей огромной страны, что даёт патриотам Реутова право задирать нос.

Отправляться домой с конечной станции метро лучше, чем с промежуточной, ибо в ногах правды нет. Тем более, когда, кроме усталости, увозишь с собой приятные впечатления.

А теперь вернусь к упомянутому следу пушкинской коляски. Конечно, взяв направление из Ивановского на Горенки, Пушкин оставил Реутово сбоку. Но с одного из холмов ему открылась озёрная местность и, среди мелких водоёмов, один крупный, с барской усадьбой в густой зелени парка на берегу. «Что там?» – спросил поэт у возницы. – Сельцо Реутово, ваше благородие». – «Сворачивай!» - «Отчего так, барин?» - «Сворачивай, сворачивай, не гуторь. Чует моё сердце, это лучшее место на земле московской». Тот возница мемуаров не писал. И в дневнике поэта этот случай не отмечен (забыл, видно). Но я не сомневаюсь, что Пушкин именно здесь сделал «крюк» в сторону живописного сельца с прудом и парком, миновав Ивановское на пути из Москвы в Болдино. Отчего такая уверенность? Да просто чует моё сердце. Оно самый правдивый подсказчик.

1.0x