Авторский блог Виктор  Власов 18:34 24 мая 2018

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.

Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.
В.А.Сухомлинский

– На определенном этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад, – рассказывает Наталья Анатольевна Мироненко, старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 90 комбинированного вида». – Его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Наталья Анатольевна говорит, казалось бы, о вещах очевидных и большинство об этом знает, однако выступать на эту тему необходимо постоянно – уже 15 детских садов Омска получили от Омской епархии статус базовой площадки, где специалисты показывают высокий уровень педагогического опыта, проводя соответствующие мастер-классы и открытые исследовательские конференции, в том числе и детский сад № 90 (заведующая детским садом – Наталья Алексеевна Оборина).

Знаете, дорогие читатели, мамы или папы, далеко не во всех детских садах создаются музейные экспозиции. И там, где данная практика имеет место быть – работают добросовестные люди и грамотные педагоги, обязательно креативные и не останавливающиеся на достигнутом.

Цель работы нашего ДОУ с родителями! – продолжает Наталья Анатольевна. – Создание единого образовательного пространства: «Детский сад – семья». И тема музейной педагогики остаётся актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, – это создание необходимых условий для развития взаимозависимых отношений, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольника.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к сотрудничеству семьи дошкольников.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, – подчёркивает Наталья Анатольевна. – Поэтому музеи в детском саду называют “мини-музеями”. Что такое мини-музей? Часть слова “мини” в нашем случае отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и определённую ограниченность тематики. Важной особенностью является участие детей и родителей в создании мини-музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, результат совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, даёт возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

двойной клик - редактировать изображение

Цель создания мини-музея детского сада:

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Создание условий в дошкольном учреждении для развития духовно-нравственной личности дошкольника.

Задачи мини-музея:

} Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

} Развитие творческого и логического мышления, воображения дошкольников;

} Создание условий для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности;

} Формирование у дошкольников представления о музее в целом;

} Формирование мотивации у педагогов и родителей на сотрудничество в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

} Вовлечение родителей в жизнь детского сада

Какое содержание и оформление мини-музея? – уточняю.

Об этом Наталья Мироненко рассказывает и на площадке Аксиологических чтений, проводимых в «Многопрофильной академии непрерывного образования», делясь опытом.

Содержание, оформление и назначение мини-музея отражают специфику возраста детей данной группы, – поясняет воспитатель. – Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями. В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, изготавливают их своими руками, оформляют, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сближению родителей и детей, делает их настоящими партнерами. Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Положительного результата можно достичь в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

– Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада, – добавляет Наталья Анатольевна. – Работа в музее очень увлекает детей, она стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. А работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями.

Какие же мероприятия, связанные с работой в мини-музеях, прошли в «детском саду № 90 комбинированного вида»?

16 февраля 2018 года в БДОУ города Омска «Детский сад №90 комбинированного вида», в рамках регионального постоянно действующего семинара «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в контексте ФГОС», организуемого отделом религиозного образования Омской епархии, состоялась творческая мастерская «Кукла в жизни ребенка».

двойной клик - редактировать изображение

Татьяна Владимировна Верхоробина, воспитатель средней группы – педагог творческий, внедряющий инновации в свою деятельность, очень умело и терпеливо рассказывала и показывала, как сделать самому куклу, в которую можно положить пасхальное яйцо и подарить близким и друзьям, о значении куклы в духовной и нравственной жизни ребенка. Воспитателям было предложено изготовить сувенирную куклу на пасхальное яйцо. Делали они это очень старательно! А потом благодарили организаторов! Каждый понёс свою куклу домой – подарить близким на Пасху!

16 марта 2018 года в БДОУ города Омска «Детский сад № 90 комбинированного вида», в рамках семинара и Кирилло-Мефодиевских чтений состоялся мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание средствами мини-музея «Книга». Воспитатель второй младшей группы Нигматулина Лилия Васиховна поделилась опытом работы по созданию и организации работы мини-музея «Книга». После окончания работы мастер-класса прошла творческая мастерская «Создание книги» и круглый стол «Значит, нужные книги ты в детстве читал…» для педагогов-воспитателей, посвященный Дню православной книги.

Наталья Александровна Рыжова (доктор педагогических наук) считает, что музей в детском саду является «интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться с взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

В нашем городе есть много музеев. Но выясняется, что основная часть воспитанников детского сада, ни разу не ходили в музей с родителями, причём по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения, да и у родителей подчас нет ни времени, ни желания.

Приучать ребёнка к походам в культурные заведения необходимо с детства. Воспитание чувства прекрасного происходит в детстве, когда психика ребёнка подвижна, а развивающаяся личность требует правильной эмоциональной подпитки. Что даст нам «музейное образование» в раннем возрасте? Обогащение внутреннего мира и художественный вкус. Речь не идёт о глубоком знании стилей и направлений, согласны? Главное, чтобы малышу нравилось обыкновенное созерцание, и через картину или целостную экспозицию он бы постиг красоту окружающего.

Ждём в нашем Родном Православном Прииртышье

1.0x