Сообщество «Салон» 00:18 28 мая 2018

Мы верим твёрдо в героев спорта!

выставка «Футбол и не только» в Новой Третьяковке
7

И у мячей бывают слёзы,
На штангах расцветают розы
Лишь для такого вратаря!

Евгений Евтушенко

Русский, советский поэт Константин Ваншенкин писал: «Притягательная сила спорта — в неизвестности конечного результата, в его неожиданности... Почему людям искусства так близок спорт? Потому что спорт близок самому искусству. Он тоже зрелище, он тоже потрясает, он тоже не терпит неполной отдачи — только всего себя, до конца». Потому-то и существует феномен — «спорт в искусстве». Остановись, мгновенье, ты прекрасно! Спорт — поэзия. Касание мяча, доля секунды перед стартом, прыжок в небо. Атлетически сложенное тело — завораживает. Отточенность мышц. Гимн человеческим возможностям.

«Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников. Мне всегда казалось, что спорт облагораживает человека, как всё красивое», — говорил Александр Дейнека, сотворивший целую галерею спортивных образов.

В Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка «Футбол и не только». Экспозиция приурочена к самому значительному событию лета 2018 года — Чемпионату мира по футболу. Представлены 27 скульптур — на них делается основной упор; и несколько живописных работ, создающих настроение, фон, «бэкграунд». Выставка задаёт два мощных вектора — исторический и общекультурный. Зрителю предстоит увлекательный экскурс в прошлое: как менялась концепция физического развития в нашей стране, какие виды спорта вдруг становились «модными», актуальными и — востребованными. То футбол, то хоккей, то — каратэ. Помимо этого можно проследить смену вех и направлений в искусстве. От авангарда 1920-х — к сталинской неоклассике, а потом — к суровому стилю и «свежим ветрам» «оттепели», чтобы раствориться в брутализме 1970-х и завязнуть в постмодернистских концепциях рубежа веков. У Бориса Слуцкого есть задумчивые, неторопливые строки: «Русский спор про русский спорт... и международный спорт, про хоккей и про футбол, кто и как вбивает гол…». Русский спор о русском спорте. Розы для вратаря. Симфония баскетбола и танец гимнастки.

Русский спорт как вид саморазвития и досуга  возник ещё до Революции, когда в крупных городах появились лыжные, футбольные и плавательные «общества».

Легендарный спартаковец Андрей Старостин рассказывал, как он, будучи мальчишкой, впервые увидел игру футболистов из ОЛЛС в Сокольниках: «Передо мной открылась сказочная панорама. Огромный зелёный ковер, размеченный белыми линиями, футболисты в синих рубашках и белых трусах, все в бутсах! Четыре флага по углам поля, ворота с массивными четырёхугольными штангами, окрашенными в белый цвет, с железными сетками, издающими какой-то особый музыкально-звенящий звук, когда в них попадает мяч».

Развлечение для избранных. То было в 1916 году, а уже в следующем десятилетии физкультура сделалась базисом национальной идеи.

Ревущие 1920-е годы! Перед нами коллаж «Футболист» (1922) Эля Лисицкого — человек, будто вписан в какую-то систему координат. Он больше напоминает механическую куклу, сработанную циничным гением. Идеал —  бесперебойно работающий агрегат, у которого мотор вместо сердца.

Юрий Олеша в романе «Зависть» дал точный портрет эталонного героя — футболиста Володи Макарова, мечтающего стать машиной: «Я – человек-машина. Не узнаешь ты меня. Я превратился в машину. Если ещё не превратился, то хочу превратиться. Машины здесь — зверьё! Породистые! Замечательно равнодушные, гордые машины».

На картине Павла Кузнецова «Пушбол» (1929—1931) мы видим плотную массу людей, толкающих огромный мяч. Это — некий спаянный механизм, устремлённый в заданном направлении. Ты — ничто. Единица — ноль. Александр Самохвалов пишет свою «Девушку с ядром» (1933) —  изображена здоровая, статная комсомолка. И в работе хороша, и в общественной жизни — активна. Она вся — движение. «У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки», — писали наши сатирики Ильф и Петров, и всем становилось ясно: красота есть рациональность. Соответствие целям. Никаких чарующих и милых бессмысленностей. А вот «Вратарь» Александра Дейнеки (1934) завис как бы на стыке времён: в нём ещё сильна динамика 1920-х, но уже проступают черты сталинской неоклассики.

Всё, точнее,  многое поменялось к середине 1930-х: и вкусы, и задачи, и отношение к спорту. Актуален лаконичный академизм, подчёркивающий красоту человека «новой формации».

Юрий Олеша, так недавно воспевавший футболиста-машину, транслирует образ белокурого Аполлона, явившегося благодаря всё той же технике: «Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь — вот тип современной мужской красоты». Главгерой фильма «Вратарь» предстаёт блондином античной лепки, а вовсе не простоватым пареньком с цыганской искоркой, каким был Антон Кандидов в одноимённой повести. На волне увлечения эллинизмом рождается чистый культ обнажённого тела. Хрестоматийный пример — «Девушка с веслом» Ивана Шадра (1936). Её небольшую копию можно увидеть на выставке. Потрясающа работа Матвея Манизера «Физкультурница» (1947), являющая образец послевоенной «триумфальной» эстетики, она также имеет корни в античности. И снова мы видим композицию Александра Дейнеки, сотворённую на стыке двух цивилизаций — его рельеф «Футболисты» (1948-1955) имеет черты сталинской монументальной классики, но, одновременно, это уже сугубо «оттепельная» вещь: намечается условность и схематичность изображения.

1950—1960-е годы — расцвет советского футбола, когда наши ребята  выезжают за рубеж и тягаются со знаменитыми игроками. Довоенный спорт являл собой подготовку к неминуемой оборонительной войне, тогда как спорт послевоенный казался мирным и по-доброму соревновательным. Из радиоточки звучали фестивальные мотивы: «Если бы парни всей Земли вместе собраться однажды могли». Описывая становление мальчика-футболиста, Константин Ваншенкин делал ставку на душевные качества: «— Футбол воспитывает настоящего мужчину. Он прививает смелость, силу, сметливость. —  Стойкость, — вставил отец, — благородство. —  Правильно. И нет лучшей игры для мужчин. Так что ты за него не бойся…» Но и не только футбол! Вот — скульптура Елены Янсон-Манизер «Заслуженный мастер спорта, трёхкратный чемпион по конькам М.Г. Исакова» (1949). Мария Исакова — первая советская чемпионка мира в конькобежном спорте. Примечательно, что хоккей в те годы считался чем-то вроде «сопутствующей физкультуры», а в жизнеописаниях великих футболистов мимоходом сказано, что они играли ещё и в хоккей, дабы не утратить форму (или, подобно Всеволоду Боброву, стояли у истоков нашей хоккейной сборной). Кроме того, хоккей — в силу материальных причин — тогда не мог быть массовым. Это дорогостоящий вид спорта, в отличие от того же футбола, для которого нужен просто мяч — часто сделанный пацанами из тряпок. Триумф «золотой шайбы» — это рубеж 1960-1970-х. Скульптура Иосифа Чайкова «Хоккеисты» (1971) выглядит брутально и несколько топорно — совершенно в духе времени, когда вошли в моду грубоватые статуэтки и барельефы с рублеными формами. Из той же серии — «топорная» «Пловчиха» Аделаиды Пологовой (1973). Сказывалось увлечение архаикой и первобытными культурами!

Мальчикам — клюшку, а девочкам? Популярной сделалась гимнастика — спортивная и художественная. Грация, пластика, упругая женственность. Неслучайно Иван Ефремов сделал главную героиню «Лезвия бритвы» именно гимнасткой: «Физическая красота девушки сливалась с её душевной сущностью, растворялась в ней, странным образом теряя свой вызывающий оттенок. Плавные и в то же время быстрые движения Симы, её гордая осанка и открытый внимательный и весёлый взгляд — казалось, девушка эта явилась из будущего». Концептуальная работа Владимира Вахрамеева «Ольга Корбут» (1973) показывает чудо-спортсменку в момент филигранного сальто. Корбут не только взяла все мыслимые и немыслимые награды — она вошла в историю, как мастер уникальных, сложнейших элементов. Правда, с «эры Корбут» началась дрессировка «на результат»: женская гимнастика превратилась в ... детскую, ибо лишь подросток — максимально пластичен. «Гуттаперчевые девочки» из Страны Советов с блеском побеждали тяжеловесных, то есть «созревших» немок и американок. Но как это отражалось на самих девочках? Вот — иная плоскость и другие ритмы. Александр Рукавишников. «Инструктор каратэ (В.Пак)» (1977). Среди молодёжи тогда расцветала мода на каратэ и прочие восточные единоборства. Есть масса исследований о хитросплетениях и нюансах, связанных с уголовным запретом и последующим разрешением каратэ. Важно другое — повальный интерес к личности и типажу каратиста. Все дворовые мальчишки изображали японских бойцов и с истошным криком «ки-я!» выделывали смешные пасы ногами. В музыкальном боевике «Не бойся, я с тобой», герои пели: «Когда чиста рука, а цели человечны, рука крошит отточенную сталь».

На выставке можно увидеть замечательные работы, посвящённые Олимпиаде-80. Борис Тальберг, триптих «Спорт» (1980, на фото). Михаил Переяславец, «Марафон» (1980). Солнечный мир здоровых и счастливых людей. Но! Бойкот Олимпиады-80 — логическое продолжение холодной войны против Советского Союза. Мешает ли это нашим воспоминаниям о том сказочном лете и проводах олимпийского медвежонка? Разумеется, нет. Эти панно и скульптуры — как частичка нашего детства, когда звучала песня: «Мы верим твёрдо в героев спорта. Нам победа, как воздух, нужна… Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!». Эту композицию поставили в саундтрек фильма «Движение вверх» (2017) — нам толкнули чёткую мысль: нынче таких спортсменов и таких песен больше не делают! А потому экспонаты 1990—2000-х годов на выставке — скучноватые и вялые. Как будто что-то полиняло. Драйв ушёл. Зато пришли деньги. Творчество — отражение бытия. Футболист-миллионер с наглой харей — унылое и, одновременно, раздражающее зрелище. Фигуристка, ищущая выгодных контрактов в «цивилизованных странах» — из той же помойной оперы. Кто станет их ваять или запечатлевать «в рывке»? Остаётся только смотреть на атлетов Дейнеки и вздыхать о неслучившемся. 

Cообщество
«Салон»
4 0 9 734
Cообщество
«Салон»
2 0 9 575
Комментарии Написать свой комментарий
28 мая 2018 в 14:27

Спорта больше не существует, только бизнес.
Когда правителям нужны были миллионы сильных, здоровых подданных - для войн, захвата территорий, строек, для размножения населения, в конце концов, то спорт был массовым и приносил пользу.
Сегодня - только деньги чиновникам и болезни спортсменам.

Кусочек по теме из "Часа быка":

"Людям Земли казалось странным, как могли спортивные состязания собирать такое огромное количество не участвующих в соревнованиях зрителей, почему-то приходивших в невероятное возбуждение от созерцания борьбы спортсменов. Только впоследствии земляне поняли существо дела. В спортивных соревнованиях выступали тщательно отобранные люди, посвятившие все свое время упорной и тупой тренировке в своей спортивной специальности. Всем другим не было места на состязаниях. Слабые физически и духовно тормансиане, как маленькие дети, обожали своих выдающихся спортсменов. Это выглядело смешно и даже противно. Похожее положение занимали артисты. Из миллионов людей отбирались единицы. Им предоставлялись лучшие условия жизни, право участия в любых постановках, фильмах и концертах. Их имена служили приманкой для множества зрителей, соревновавшихся за места в театрах, а сами эти артисты, называвшиеся «звездами», подвергались столь же наивному обожествлению, как и спортсмены."

28 мая 2018 в 20:37

Отличная статья, романтичная, вдохновенная.

Молодец, Галина! Спасибо.

Но вот Володя Кудинов напоминает, что на дворе то
диктатура буржуазии, слегка замаскированная под демократию.

Именно поэтому вокруг спорта царит всё более нездоровый ажиотаж,
и энтропия всего и вся неумолимо возрастает, грозя всему "живому."

29 мая 2018 в 07:36

Владимир Кудинов:
"Когда правителям нужны были миллионы сильных, здоровых подданных - для войн, захвата территорий, строек, для размножения населения, в конце концов, то спорт был массовым и приносил пользу."
=====================================================

Так вот почему завоевания Екатирины II были столь успешны.

29 мая 2018 в 20:52

Почему про одну только Екатерину вспомнили, коллега, - под руководством и прочих государей Россия прирастала территориями: Сибирь, Туркестан, Кавказ, Приморье, Забайкалье.
Какими массовыми видами спорта издревле занимались православные христиане на Руси:
- тяжелая атлетика,
- конный спорт,
- стрельба из лука,
- спортивная охота и рыбалка,
- экстремальный туризм в Сибирь и далее до последнего моря,
- гимнастические упражнения с топором, косой, вилами, молотом...,
- гребля и стругах,
- кулачные бои стенка на стенку,
- и прочее.
Также следует добавить, что предки вели исключительно здоровый образ жизни, соблюдали режим питания экологически чистыми продуктами.
Отметим, что Православная вера мудро установила систему Постов. В Великий Пост люди избавлялись от шлаков (как физических так и духовных) как раз накануне больших физических нагрузок на весенних полевых работах. Естественно, во время постов были исключены всякие половые сношения, новое поколение зачиналось осенью, после Покрова, когда организмы родителей были максимально усилены, а дети, зачатые весной, чаще бывают слабее.
Между прочим, когда князь Владимир выбирал Православную Веру, возможно он учитывал, что эта вера естественным образом улучшит генофонд народов?

И вот еще одна мысль.
Буржуазные революции в Западной Европе в 16-17 веках, собрали огромные массы людей в городах, где исключались спортивные упражнения сельских жителей, а в России даже в начале 20-го века как известно 90% населения (а может и не 90, не помню) оставались крестьянами.
Футбол, изобретение англичан, которым в своих городах просто нечем было заняться, русским мужикам оно было ни к чему.
В период сталинской индустриализации, у нас тоже множество народа переселилось в города.
Наверное Сталин понимал, что в будущей войне понадобятся миллионы сильных здоровых людей, поэтому и было такое внимание спорту, массовому спорту.
Все логично?

29 мая 2018 в 13:00

народ, недавно нашел уникальный способ как быстро накачать пресс (и другие мышцы) без физических усилий, диет и прочей лабуды. После двух недель использования миостимулятора убрал пивное пузу и начали проступать кубики, подкачал бицепс и ноги, а жена убрала в талии пару сантиметров и сделала красивый живот. Дa и прикoл что нe надo ничeгo дeлать прocтo надeл и включил, этo рeальнo cамый лeнивый и быcтрый cпocоб похудеть и подкaчатьcя, да и стоит копейки. Вот здесь я о нем и вычитал..--- http://myway.2sms.ru

31 мая 2018 в 18:21

Уважаемый автор! Статья интересная, полезная. Но для меня спорта больше нет. А в статье как то очень робко о физкультуре, которая , на мой взгляд, была куда важнее. Совсем молчок о болельщиках прошлого. А ведь это был особый сегмент советской культуры. Вспомните фильмы "Запасной игрок", "Вратарь", "Королевская регата" и другие. О спортивных комментаторах ни слова. В. Синявского, Ю Озерова, Я. Спарре. В Маслаченко знала вся страна. Сегодня матч комментируют два, три, а то и четыре комментатора. Как Синявский с Юзеровым в одиночку управлялись? Личности были! А тренеры? Бесков, Тарасов, Черныщов, Тихонов, Лобановский, Чайковская, Жук, Тарасова. Это же гиганты, гении тренерского дела. Да что говорить, растравили только душу!

1 июня 2018 в 17:24

Статья нормальная,но со спортом бардак.