Авторский блог Сергей Сокуров 07:51 5 января 2018

Между Азией и Европой

Окончание темы «Ига»

Результатом пресловутого татаро-монгольского ига стала в конце концов страна, размером с континент. А что ждёт Россию в XXI веке, всё ещё больной от экспериментов «учением» и последующей ломкой его плодов?

Ушло в далёкое невозвратное прошлое вече, с которым должен был считаться князь. Теперь в Московском великом княжестве, взявшем на себя роль объединителя страны, устанавливалась самодержавная власть и бюрократическая централизация, что характерно для государств Востока. Москва, мягко отняв у Владимира звание стольного града, расширяясь за счёт Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, подбираясь к владениям Новгорода Великого, весь XIV век, в целом для неё благоприятный, не стремилась, не спешила покончить с зависимостью от Сарая. Подвиг Дмитрия Ивановича, внука хитроумного, ловкого Калиты, на Куликовом поле был внешне актом союзнического долга перед «законным царём» Тохтамышем. Князь-вассал выступил против узурпатора ханской власти – эмира Мамая. Но объективно победа 8 сентября 1380 года в глазах униженного народа произвела впечатление «ярлыка от Бога» на право одерживать крупные победы над непобедимыми, казалось, агорянами. Она наполнила Русь уверенностью в свои силы. «Хан по праву силы» Мамай не за очередным «полоном» направил свои тумены в сторону Москвы. Он задумал повторить широкомасштабное нашествие Батыя, исправить его ошибку. То есть, лишить князей и бояр какой-либо власти и установить прямое правление Сарая над покорёнными землями, посадив в города Руси своих назначенцев. Однако громкая победа вассалов над своими повелителями насторожила законного хана Тохтамыша, которому В.к. Дмитрий, получивший прозвище Донской, разгромив властолюбивого эмира Мамая, вернул власть над Золотой Ордой. В ханском дворце под позолоченным месяцем сочли необходимым указать Москве «её место». «Примерное наказание» Тохтамышем донского героя, спустя два года, было беспощадным и на 100 лет отбило охоту у москвичей пробовать свои силы на потомках Чингисхана.

Хотя добрых чувств у наказанных к экзекуторам не прибавилось, Калитовичи, по словам уральского историка, «продолжили политику Александра Невского, которая с одной стороны, означала добровольное подчинение превосходящей силе, а с другой стороны – постепенное восстановление городов и сёл». Добавлю: и всестороннее усиление Великого княжества. Поскольку татары, приняв ислам, остались веротерпимы, большего врага православная Русь видела в католиках Ордена, Литвы и Польши и продолжала вести с ними борьбу на равных, привлекая своего суверена в союзники. При правлении Ивана Калиты необременительная дань, относительная безопасность, наличие целинных земель способствовали второму(*1) мощному притоку населения с разорённого юга и перенаселённого запада в Владимиро-Московские пределы. Это были люди энергичные, способные начинать жизнь на новом месте. Разнородная смесь давала отличное потомство. Число поселений увеличилось в 4 раза. Москва стала привлекательна и для бояр. «Со всех сторон собирались знатные служилые люди из Мурома, из Нижнего, из Ростова, Смоленска, Чернигова, даже из Киева и из Волыни» (В. О. Ключевский). За ними следовали обозы с имуществом и вооружённые холопы, вольные крестьяне. Г. В. Вернадский насчитал здесь 5 -6 миллионов человек (для примера: в Орде в 2-3 раза больше, в 5-6 раз больше в Персии, которая служила тогда образцом для подражания во всём и для ордынских ханов, и для русских князей. В XIV веке поднялись из руин Ростов, Владимир, Рязань, Суздаль, Тверь, Нижний Новгород; Москва превратилась в крупнейший город северо-востока (население 20-25 тысяч). К середине того столетия возродилось каменное строительство. Но редки были ремесленные кварталы, горожан кормили огороды. В летописи упоминается купец Тарасий Петров, который выкупил у татар множество пленников и заселил ими шесть сёл. Открылся торговый путь посуху, Доном и Днепром, потом по морю - в Судак, по Волге – в Сарай и дальше через Каспий, в Персию. Меховые деньги и слитки серебра сменила 93-граммовая «денга» (монг. «серебряная монета») Дмитрия Донского, позже началась чеканка монет в других великокняжеских центрах, в Новгороде и Пскове.

Ещё 100 лет колебания чаш на Весах Судьбы, и правнук победителя на Поле Куликовом, Иван III Васильевич, наметит, скажу образно, в шатре на Угре-реке те безвозвратные пути Руси-России, которые в свои сроки приведлут к Каспийскому и Чёрному морям, к Балтике, к Тихому океану, к горам Гиндукуш и Памиру.

Подведём итоги вместе с исследователем описанных событий С.А. Нефёдовым. Вначале слово учёному историку. Цитирую (курсив) и пересказываю, добавляя своё:

Волна монгольского нашествия имела глобальный характер… Овладевая очередной страной, монголы впитывали её культурные элементы и в своём дальнейшем продвижении переносили эти элементы вместе с собственно монгольскими. Таким образом, монголы принесли на Русь не только монгольское оружие, но китайскую систему управления. В дальнейшем волна завоеваний принесла эти монгольские и китайские элементы в Иран, и здесь в процессе социального синтеза к ним присоединились местные, иранские культурные элементы, такие как ислам, система икта (вознаграждение за службу землёй) и персидская монархическая традиция. Когда полвека спустя Иран стал могущественным государством, то эта соединённая персидско-монголо-китайская традиция стала распространяться на другие страны, на Индию, Египет и на Золотую Орду с подчинённой ей Русью. Позже наша страна, до Петра, подверглась османскому влиянию.

На русских людях не могло не сказаться соседство с цивилизациями Ближнего Востока. Чтобы выжить, сохранить или отстоять утерянную независимость, поверженная страна должна активно перенимать у соседей, в том числе у завоевателей, всё, что ей на пользу, в первую очередь то, что «под рукой». Необходимые преобразования указывали места поиска: где находится нужное, какой путь наиболее доступен.

Перед татаро-монгольским завоеванием Русь не представляла собой социально-культурного единства. В то время как Новгород оставался приверженным к варяжским традициям, на Северо-Востоке превалировала перенесенная из Киева византийская традиция. После завоевания Северо-Запад остался в области традиционной культуры, порождённой норманнским культурным кругом, а Северо-Восток вошёл в область монгольского культурного круга. В пределах последнего, в Золотой Орде и Персии, поначалу преобладали китайские традиции, потом – мусульманские и персидские, но возобладала традиционалистская, кочевая реакция. В итоге, основанные монголами государства распались на племенные ханства.

Московская государственность, сохраняя некоторые норманнские традиции (удельные порядки, например), стала строиться по смешанному китайско-персидскому образцу, который стал основным и для Османской империи – самой процветающей и могущественной державы Евразии в XVII веке. Многие её институты были предметом зависти и подражания европейских правителей. Испытала на себя турецкое влияние и Россия – царство первых Романовых. Но «крымский вопрос», жизненно важный для России, на века вперёд сделал Стамбул главным врагом Москвы, а затем Петербурга. И обе столицы начнут искать союзника в борьбе со столь опасным и сильным врагом. В Азии таких союзников не окажется. Но в Европе они найдутся. Притом, успехи Европы в технике, в частности, в военной, вынудят Россию, всё чаще ощущавшую свою «недвижность» вместе с «недвижным Китаем» (*2) и застойной Персией, решительно переориентироваться на модернизацию по западным образцам. Но Россия – это люди, а люди – инертная масса. Нужен был вождь для преобразований, и такой появился - в царской семье Романовых. Назвали Петром.

Как развивался ход событий дальше – длинный разговор, другая тема. А завершая эту, скажу горькую правду:

Придёт после Петра Великого и продолжателей его дела время, и Российская империя, вместившая в себя Империю Чингисхана, отмеченная Славой в Берлине при власти самодержца-грузина, первая из мировых держав преодолевшая земное притяжение, начнёт движение вспять, к границам XVI- XVII веков. Но это будет уже совсем другая страна, предавшая и символы предков и саму память о них. Это будет страна, пережившая насилие уже новым влиянием, оформленным в «немецкое учение», перед которым пресловутое татаро-монгольское иго меркнет. Ибо результатом того, давнего ига стала в конце концов страна, размером с континент. А что ждёт Россию в XXI веке, всё ещё больной от экспериментов «учением» и последующей ломкой его плодов? Не исключено, - возврат к границам Московского княжества XIII века и долгий сон в ожидании нового Ивана Калиты.

Примечания:

(*1). Первое массовое переселения руссов-южан за Оку имело место при активизации половцев при правлении Владимира Мономаха.

(*2). А.Пушкин, «Клеветникам России»: От потрясенного Кремля // До стен недвижного Китая…

1.0x