Авторский блог Людмила Диковицкая 11:41 21 апреля 2018

Меланхолия §2 (почти по Дюреру)

Предлагаю Вашему вниманию исследование Николая Диковицкого из цикла его работ, посвящённых символизму.

Μελαγχολία «страдание чёрной желчью; меланхолия», из μέλας (род. п. μέλανος) «чёрный, тёмный» + χολή «желчь; гнев».

Восприятие мира во времена Дюрера было совершенно иным, чем нынче. И когда мы сейчас необдуманно пытаемся натянуть наше мировоззрение на Дюрера, поступаем, мягко говоря, неразумно. Время переместилось. Переместилось по половому признаку. Время всегда движется от мужского к женскому, от творчества к красоте, от духа к материи. И определения поздней осени неприемлемы к лету или ранней осени, - совсем иные эманации, иное мировосприятие... Сейчас больше вздохов, больше внимания уделяется рифме, ритму, мелодии, больше обращаем внимания на ньюэйджевские заморочки, вроде того, как долго прозвучит флейта или как долго солист вытянет ту или иную ноту и сколько октав он сможет осилить. Смысл песни, музыки остаётся на втором плане, да и текст чаще всего вульгарен по содержанию. Примерно по Жванецкому в исполнении А. Райкина:

«Пока экскурсия таращилась на статую, я выскочил, прихватил на углу. Только разложился, газетку постелил, вахтерша прицепилась:

- В Греческом зале, в Греческом зале, как вам не стыдно!»

Ну не относились эллины к статуям Аполлона и Афродиты как к произведениям искусства. Искусство – это муляж жизни от слова «искусственный», для искушения материей. Жизнь - нечто иное. Жизнь для героя Райкина - бычки в томате, штопор, для Дюрера - Диавол, Смерть, Рыцарь, Великий Архитектор... Потому-то и меланхолия для эллинов – это страдание чёрной желчью, а для нынешних властительниц мира - это всего лишь грустное состояние с любовными переживаниями. И понятие «Любовь» переместилось справа-налево. Если справа (сторона Бога) Любовь - это то, о чём говорил Апостол Павел, на санскрите bhaga или bhāva, или же ratha – радость, то нынешняя любовь – почти повсеместно «каханне» или «кохання», или kama на санкрите. Ничего не попишешь – Закон непреложен. Он одинаков для всего сущего: от силовых линий электрического поля, движущегося от плюса к минусу, до направления движения социума в своём развитии. Вкушение адамова яблока познания всегда оборачивается издержками падения в материю. И обратного пути не бывает по Закону. Правда, есть одна оговорка, широко распространённая в русских сказках, и упоминаемая прямым текстом в «Слове о Законе и Благодати»: «Моисей с горы Синайской принёс Закон, а не благодать, тень, а не Истину...». Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз. А пока о Законе.

И как работает Закон?

Закон обязательно подразумевает наличие двух полюсов. Только два полюса обеспечивают движение жизни. Только при наличии Инь и Янь существование возможно, и существование всегда осуществляется в направлении от рождения к смерти, от Времени в Пространство, чтобы, затем, пройдя через нулевую точку или пустоту, снова превратиться во Время. Но склоняюсь перед мудростью нашего современника Великого математика Григория Перельмана, сказавшего буквально: «Я научился вычислять пустоты...пустоты есть везде. И зачем мне бежать за миллионом...» Сам интервьюер не понял значения этой фразы, и слово «пустота» написал со строчной буквы, а между тем Пустота – основа всего, она всегда присутствует, и как раз с ней связано понятие Благодати. Кстати, в пятидесятые годы, на заре компьютерной эры советские учёные разрабатывают компьютер с троичной системой, не двоичной, которой мы все пользуемся, а системой, по которой построена вся Вселенная. «-1», «0», «+1» - это код нашего Бытия. Ноль – генератор, с которого всё начинается и в котором всё заканчивается: «Аз есмь Альфа и Омега».

Альбрехт Дюрер, наверное, очень хорошо понимал это. Понимал, но не хотел оказаться на костре инквизиции, иначе почему все изображения Распятия, выполненные им, содержат канонические для католиков три гвоздя, которыми Спаситель был пригвождён к кресту, а в Меланхолии показаны четыре... Слева от Распятия Дева Мария, справа – Иоанн Евангелист. Всё канонично, всё закономерно, всё по Закону. Давным-давно в православных храмах это правило соблюдалось непреложно: слева женская половина, справа мужская, говорят, у старообрядцев по сей день это правило соблюдается. И на алтарной преграде слева, как правило, икона Богородицы, справа какого-либо святого мужского пола.

двойной клик - редактировать изображение

У православных имеется интересный крест, называемый Голгофским. Крест очень символичен и содержит квинтэссенцию смысла христианской веры.

двойной клик - редактировать изображение

Кстати, у старообрядцев не принято носить нательный крестик с распятием, а именно Голгофский.

двойной клик - редактировать изображение

Разъяснение символизма голгофского креста не входит в нашу задачу, за исключением двух символов, расположенных слева и справа от него: копья и трости. Копья Лонгина, которым пронзили Христа на кресте, и трости с губкой, смоченной в уксусе, который подносили к устам распятого Христа. Исходя из логики, копьё – женский атрибут, атрибут смерти, трость – мужской. Неподготовленному и забитому современной информацией читателю это может показаться абсурдом, так как нам внушается совсем иное. Но это только так на взгляд поверхностный. Многое объясняет этимология. Очень многое. И неспроста пытаются убить русский язык, даже заменой алфавита как в Казахстане. А этимология такова, кто-то даёт, кто-то отнимает. Кому дано много, как по-русски? Правильно, богатый, - тот, кому дал Бог. «Дай, Боже», - просим мы, да и в седой древности был Даждьбог. А кто отнимает? Посмотрите на женские имена: Мария, Марина, Марфа... Здесь корень «мар». И это корень слова «смерть» - мор, mort, mori... Не нужно вестись на объяснения, что происхождение еврейское мириам, или морская. Море у наших предков также ассоциировалось со смертью, ибо плавание всегда было сопряжено со смертельной опасностью, от того и назвали морем, как и мороз, впрочем. И весна – это не женское время года, а мужское, связанное с пашней и бросанием зерна в землю. Женское время – осень, сбор урожая и складывание (ладування) уже собранного. Отсюда и Лада, и его английский аналог Lady. Да и зима до зимнего солнцестояния, когда рождается мужское начало, – женское время. Иными словами, мужчина творит, женщина пользуется сотворённым. Потому-то и любят женщины принимать, а мужчины отдавать... Но это пространное отступление сделано для того, чтобы не возник когнитивный диссонанс в связи с отождествлением копья с женщиной.

Не отрицая реальности Христа как личности (или личностей), скажем прямо, что символ распятия, да ещё на кресте не так прост, как рисуют нам священники. И дело не в том, что распяты были и Дионис, и Митра, да и Прометей прикован к скале. Дело в том, что крест – это не орудие казни, а ни много, ни мало – Древо Жизни, которое фигурирует у всех народов: от древних шумеров, до современных обывателей, которые духом не ведают, что, устанавливая на Новый год ёлку, устанавливают символ вечнозелёного Мирового Дерева. Кстати, устанавливать нужно не на Новый год, а на день зимнего солнцестояния – Рождество. Тогда символизм будет исполнен в полной мере.

Днесь виситъ на Древѣ

землю на водахъ Повѣсивый...

гласит тропарь Великой Пятницы. Не на кресте, а не древе, прямым текстом вам говорится.

Но в распятии имеется ещё одна тонкость, которая, пожалуй, будет самой главной и самой еретической в глазах ортодокса. Для этого небольшой экскурс в буддизм, а точнее, совсем маленькая, но глубокая притча:

У Гаутамы Будды спросил один монах:

- Ты Будда?

- Да – ответил Будда, - и я Будда, и ты Будда, только ты об этом пока не знаешь.

Вообще-то, буддизм имеет гораздо больше параллелей с Православием, чем даже Католицизм. Об этом можно порассуждать, только это материал на отдельную статью.

Вернёмся к распятию. Если взглянуть на Распятие без предвзятости и без вбитых в голову концепций, то Христос – Сын Человеческий. В Евангелиях прямым текстом сказано: «Сын Человеческий». И распят человек на мировом древе между двумя началами, условно говоря, мужским и женским, между «+» и «-». И сам Сын Человеческий находится в иллюзии этого мiра. А Воскресение Сына Человеческого - есть схождение с Креста, а заодно и разрушение Креста (Дерева), что символизирует разбитие на Великдень крашенок – символов Малого Сварожья. Для мыслящих одна цитата из Евангелий:

Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. (Мар. 10:18).

Бог – справа. Это мужское начало или плюс.

Без комментариев.

И теперь - к нашим евреям (ну как же без них?).

Каббалистическое Дерево Сефирот здорово коррелирует со сказанным выше.

двойной клик - редактировать изображение

Если принять, что здесь символизм тот же, что и в православном кресте, то при наложении креста на «Дерево» получим:

двойной клик - редактировать изображение

При чём здесь копьё и трость? – спросите вы. А при том, что Сефира 8 הוד кроме значения «Слава», имеет ещё перевод «Остриё», а Сефира 7 נצח кроме «Победа», имеет перевод «Сок»...

И снова без комментариев.

Что же касается наклонённой перекладины снизу, то здесь простой символ, - от Победы (седьмая сефира) к Славе (восьмая сефира). Почему справа-налево, да потому, что справа мужская половина, она же и задаёт начало, женская - ведомая.

Полная аналогия с Деревом Сефирот – восьмиконечный папский крест.

двойной клик - редактировать изображение

Изображение распятия в православной и католической традициях:

двойной клик - редактировать изображение

То, что католическое распятие не соответствует Мировому Дереву, это ещё не всё.

В православии не допускается изображать Спасителя обвисшим на кресте. Руки должны быть горизонтальными. Голова при этом оказывается на уровне сокрытого знака Даат, который различные астрологи-нумерологи отождествляют с Фаэтоном, а Сефира 6, отождествляемая с Солнцем, оказывается на уровне солнечного сплетения (ещё одно совпадение: Солнце - солнечное сплетение), католики же на символизм махнули рукой и пошли по пути натурализма, голова Спасителя оказывается на уровне Сефиры 6.

Сефира 9 «Основа» опять же, по утверждениям каббалистов, соответствует Луне. Подтверждением этому служит и общепринятое изображение православного креста с полумесяцем внизу

двойной клик - редактировать изображение

Этот полумесяц, применяемый, кстати, не только в православии, но и в исламе, вполне соответствует вот этому образу:

двойной клик - редактировать изображение

Ну а Сефира 10 – Царство, - Голгофа с черепом Адама, который вкусив яблока познания, стал смертным, но это и царство смертного Адама – Человека, царство иллюзорное, ибо будучи распятым, он живёт в мире Закона. Благодать наступит лишь после Воскресения.

Источник

1.0x