Сообщество «Посольский приказ» 00:00 29 мая 2014

Мегамашина

Очередной, 18-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ, SPIEF), прошедший 22-24 мая, оказался весьма необычным. Необычным прежде всего потому, что проходил на фоне объявленных США и их союзниками антироссийских санкций

Очередной, 18-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ, SPIEF), прошедший 22-24 мая, оказался весьма необычным.

Необычным прежде всего потому, что проходил на фоне объявленных США и их союзниками антироссийских санкций.

Иными словами, Россию с треском выставили за дверь "цивилизованного сообщества", исключив из "Большой восьмерки", которая снова стала "Большой семеркой" в формате "США + шестерки", ряд высокопоставленных представителей российской "властной вертикали" объявили "персонами нон грата", не исключив такой возможности и для самого российского президента, а всем мероприятиям, которые организует Россия, устроили настоящий бойкот.

В том числе — и питерскому форуму.

Надо сказать, в российских "элитах" эти западные новости вызвали разноречивую реакцию. Записные либералы организовали "партию компромисса и умиротворения", готовые чуть ли не на коленях ползти в Каноссу, Страсбург или куда скажут — вымаливать прощение и отпущение грехов, совершенных против "вашингтонского обкома".

А вот ставшие капитанами отечественной экономики фигуры из числа бывших "путинских силовиков" на санкции отреагировали кисло и, можно сказать, с презрением.

Потому что за годы "дружбы" с Западом не раз имели возможность убедиться в том, что "деньги решают", и "бабло побеждает зло".

Путинская поездка в Шанхай, подписанные там российско-китайские соглашения и выступление Путина в Петербурге показали это со всей очевидностью.

Конечно, европейский рынок, привычный и платежеспособный, Кремлю сегодня терять не хочется, да и объективных предпосылок для этого никаких нет: контакты развиваются успешно, совместные проекты "весят" не одну сотню миллиардов долларов, — и отказываться от этого в угоду Вашингтону не улыбается не только Путину и Ко, но и европейским (включая британские) корпорациям.

Неслучайно режим "санкций" в Петербурге успешно проигнорировали и ВР, и Royal Dutch Shell, и Total, и Eni, и Hyundai, и многие другие крупнейшие корпорации Запада.

Выступая перед гостями форума 23 мая, президент РФ Владимир Путин не только заявил, что хорошо понимает "озабоченность иностранных бизнесменов, которые вложили в Россию сотни миллиардов долларов, завоевали здесь себе отличную репутацию, успешно работают в нашей стране… Что, теперь успешный бизнес в угоду несостоятельной политике должен нести убытки и сдать конкурентам наработанные позиции и огромный рынок?" И не только декларировал, что "экономические санкции как инструмент политического давления в современном взаимозависимом мире имеют эффект бумеранга и, в конечном счёте, отражаются на бизнесе и экономиках стран, которые их инициируют", — он обнародовал и конкретную "дорожную карту" российского ответа на санкции.

Весьма щадящую, надо сказать — в этом гигантская заслуга и шанхайских договоренностей, и предшествующих им российско-китайских соглашений. Видимо, не имея гарантированного поступления сотен миллиардов долларов от "красного дракона" по энергетическим и прочим контрактам, российскому президенту пришлось бы задействовать более жесткую, автаркичную и мобилизационную модель экономики. Но пока в этом необходимости нет, и предложения того же Сергея Глазьева по дедолларизации и деоффшоризации отечественной экономики будут использованы в весьма ограниченных масштабах и смягченных формах.

Но программа импортозамещения, например, предусматривает строительство новых предприятий и локализацию конкурентного производства в нашей стране, с возвратом "собственного рынка национальным производителям", под которыми теперь будут пониматься и размещенные на территории РФ предприятия с иностранным участием, и даже со стопроцентным иностранным капиталом.

Предусматривается и проектное финансирование промышленности (стоимость кредита будет высчитываться из уровня инфляции + 1%), и льготы для новых проектов "в чистом поле" (гринфилдов), и технологическое перевооружение экономики, и инвестирование части Фонда национального благосостояния в инфраструктуру.

Путин (при помощи Китая, а возможно — и Лондона) не пошёл по пути лобовой конфронтации с Западом, "или-или", выбрав совершенно иное, заимствованное из восточных единоборств, решение, позволив США победоносно "атаковать пустоту".

Основной массив российских и постсоветских активов, судя по всему, был загодя выведен из-под удара санкций, и этот момент американцы, как и появление "вежливых людей" в Крыму, не то чтобы проморгали, но не смогли отреагировать на него адекватно.

Интересно в этой связи "зеркальное" уменьшение номинированных в долларах ценных бумаг в золотовалютных запасах России на 40 млрд. долл. за последние четыре месяца — и аналогичное по сумме увеличение доли анонимных инвесторов, действующих под бельгийским флагом.

Никаких адекватных версий по данному поводу до сих пор озвучено не было, но взаимосвязь между двумя этими фактами никто не отрицает. Не исключено, что, начав с санкций против России, США придется вводить их не только против Китая, но и против своих союзников по НАТО — той же Бельгии, например, а в конце концов — и против себя самих. Что является уже откровенным маразмом и "синдромом унтер-офицерской вдовы".

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x