Авторский блог Александр Маслов 00:00 29 августа 2013

Мегамашина

Наиболее вероятным местом конфликта в самое ближайшее время может оказаться Крым. "Переданный" Украинской ССР Н.С.Хрущевым в феврале 1954 года, этот регион, где пересекаются межэтнические и межконфессиональные проблемы (с участием крымских татар), проблемы базы Черноморского флота РФ, а также проблемы делимитации границ (по Черному и Азовскому морям), является знаковым также для мировой политики. Свои права на него, кроме России, способна предъявить Турция, известен интерес к Крыму как со стороны Великобритании (Крымская война), так и со стороны еврейской общины (планы создания еврейской республики в Крыму)

До намеченного на 28-29 ноября саммита "Восточного партнерства" Евросоюза в Вильнюсе, где Украина намерена подписать документы об ассоциированном членстве в ЕС и установлении с ним "зоны свободной торговли", отношения между Киевом и Москвой будут переживать сложный период, поскольку "европейский вектор" своей внешней политики "команде Януковича" всё это время придётся подтверждать не только на словах, но и на деле. А значит — максимально дистанцироваться от России и интеграционных процессов на евразийском пространстве, приступив к реализации модели "Враг на Востоке, друзья на Западе", что полностью совпадает с требованиями как "оранжевой" ("Батькивщина", "Удар"), так и "красно-черной" ("Свобода") оппозиции.
На состоявшемся 23 августа, в День независимости Украины, "Национальном круглом столе" с участием трех этих политических сил, были сформулированы следующие условия прекращения "парламентской войны": принятие полного пакета "евроинтеграционных" законов, кадровые перестановки в правительстве, а также окончательный отказ от переговоров с Россией о вступлении в Таможенный союз.
Однако Партия Регионов, судя по всему, сегодня стремится стать единственной "партией власти"— украинским аналогом "Единой России", сосредоточив в своих руках всю "повестку дня". Поэтому её представители демонстративно проигнорировали работу "Национального круглого стола", и точно так же будет проигнорирован пакет условий оппозиции — то есть политический диалог не состоится.
Иное дело, что эти условия могут быть выполнены и даже перевыполнены правительством Николая Азарова — без формальной нормализации работы Верховной Рады и переговоров с оппозицией. То есть те политические силы, которые считались (и являлись) прозападными, окажутся полностью отстранены от участия в реализации "европейского вектора "украинской политики. Что интересно — при полной поддержке со стороны самого Евросоюза, снявшего все предварительные требования к официальному Киеву, включая требование освободить Юлию Тимошенко. И это вполне понятно — в условиях охватившего Европу финансово-экономического кризиса дополнительные рынки сбыта для продукции европейских предприятий (а Украина — это почти 40 млн. потребителей) куда важнее, чем судьба бывшей "королевы Майдана".
В этих условиях политические перспективы оппозиции, казавшиеся недавно вполне безоблачными, истончаются до призрачности. Ей остаётся или присоединиться к "регионалам", или идти на заведомо проигрышную конфронтацию по каким-то третьестепенным проблемам, или же вообще покинуть реальное политическое поле страны. Что означает его тотальное переформатирование с созданием некоей новой социально-политической модели страны, "Украины-2".
Впрочем, для этого "команде Януковича"необходимо пройти между своими Сциллой и Харибдой.
Сцилла — это угрозы дефолта, экономического кризиса и, в меньшей мере, отставки правительства. Угрозы вполне реальные, но и вполне купируемые. Во всяком случае, получить несколько десятков миллиардов долларов официальный Киев сегодня может. Но уже не от Европы и не от России — традиционных "доноров" украинской "нэзалэжности".
В использовании геостратегического потенциала Украины сегодня весьма заинтересованы и Китай, и нефтяные монархии арабского мира. Информации о том, что этот интерес уже переходит в сферу конкретных договоренностей и сделок, становится всё больше.
А Харибда — это масштабный конфликт с Россией, способный стать "точкой сборки"для "новой украинской идентичности". Этот конфликт не может и не будет носить сугубо экономический характер, в отличие от двух "газовых войн" образца 2005-2006 и 2008-2009 годов. Тем более, что от опасностей подобного рода Москва уже подстраховалась запуском "Северного потока" и строительством газохранилищ на юге России. Точно так же неэффективной будет любая атака против собственности российских резидентов на территории Украины.
А значит, наиболее вероятным местом такого конфликта в самое ближайшее время может оказаться Крым. "Переданный" Украинской ССР Н.С.Хрущевым в феврале 1954 года, этот регион, где пересекаются межэтнические и межконфессиональные проблемы (с участием крымских татар), проблемы базы Черноморского флота РФ, а также проблемы делимитации границ (по Черному и Азовскому морям), является знаковым также для мировой политики. Свои права на него, кроме России, способна предъявить также Турция, известен интерес к Крыму как со стороны Великобритании (Крымская война), так и со стороны еврейской общины (планы создания еврейской республики в Крыму).
Подтверждение и закрепление украинского суверенитета над Крымом в этой связи выглядят весьма заманчивым политическим шагом. И вероятность того, что он будет сделан, чрезвычайно высока. Тем более, что в "политическом штабе" Януковича сегодня, судя по действиям "регионалов", работают профессионалы высокого класса и явно не украинского происхождения (по слухам, связанные с Республиканской партией США).
В Москве же почему-то продолжают рассматривать отношения с Киевом исключительно через призму экономических интересов (газ, "труба", таможня, конфеты Roshen и т.п.), что может привести к весьма неожиданным и неприятным последствиям для России..

1.0x