Мегамашина
Сообщество «Символ веры» 00:00 21 марта 2013

Мегамашина

Кон­клав кар­ди­на­лов, со­брав­ший­ся в Ва­ти­ка­не, после трехдневных дебатов из­брал 266-м по сче­ту па­пой Рим­ским 76-лет­не­го при­ма­са Ар­ген­ти­ны Хор­хе Ма­рио Бер­го­льо, при­няв­ше­го имя Фран­циск.
0

Кон­клав кар­ди­на­лов, со­брав­ший­ся в Ва­ти­ка­не, после трехдневных дебатов из­брал 266-м по сче­ту па­пой Рим­ским 76-лет­не­го при­ма­са Ар­ген­ти­ны Хор­хе Ма­рио Бер­го­льо, при­няв­ше­го имя Фран­циск.

Это ре­ше­ние выс­ших ру­ко­во­ди­те­лей ка­то­ли­че­с­кой церк­ви ока­за­лось не толь­ко не­лег­ким: имя но­во­го гла­вы ка­то­ли­че­с­кой церк­ви бы­ло на­зва­но ми­ни­мум по­сле вось­ми го­ло­со­ва­ний, в ко­то­рых пре­тен­дент должн был по­лу­чить не ме­нее 77 го­ло­сов, — но и экстра­о­рди­нар­ным.

Да­же не по фор­маль­ным при­зна­кам, хо­тя ра­нее ни од­но­го пред­ста­ви­те­ля Ла­тин­ской Аме­ри­ки или пред­ста­ви­те­ля ор­де­на ие­зу­и­тов сре­ди рим­ских пон­ти­фи­ков не бы­ло. Экс­тра­ор­ди­нар­ность дан­но­го вы­бо­ра обус­лов­ле­на преж­де все­го тем, что он оз­на­ча­ет от­каз Ва­ти­ка­на от пол­ной ка­пи­ту­ля­ции пе­ред Фе­де­раль­ным ре­зер­вом США, ко­то­рая ка­за­лась не­из­беж­ной по­сле до­б­ро­воль­ной от­став­ки Бе­не­дик­та XVI, диф­фа­ми­ро­ван­но­го уп­ре­ка­ми в "на­цист­ском про­шлом", "ан­ти­се­ми­тиз­ме", "не­дее­спо­соб­но­с­ти", пе­до­фи­лии вы­со­ко­по­с­тав­лен­ных пре­ла­тов и так далее, и тому подобное.

Кам­па­ния про­тив Бе­не­дик­та XVI ве­лась не толь­ко чрез­вы­чай­но мас­си­ро­ван­но и дол­го — в ней бы­ли за­дей­ст­во­ва­ны все при­емы го­су­дар­ст­вен­ных спец­служб, вплоть до вер­бов­ки лю­дей из бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния па­пы Рим­ско­го ((ка­мер­ди­нер Бе­не­дик­та XVI Па­о­ло Га­б­ри­э­ле и глав­ный про­грам­мист Ва­ти­ка­на Кла­у­дио Шар­пел­лет­ти). Ка­за­лось, что те­перь де­ло в шля­пе и Фе­д­ераль­но­му ре­зер­ву ос­та­ет­ся толь­ко по­ста­вить на Свя­той пре­стол од­но­го из пол­но­стью уп­рав­ля­е­мых кар­ди­на­лов, сре­ди ко­то­рых ча­ще все­го на­зы­вал­ся Пи­тер Тарк­сон из Га­ны, гла­ва Пап­ско­го со­ве­та по спра­вед­ли­во­с­ти и ми­ру.

Но ни это­му "аф­ро­а­ф­ри­кан­цу", ни ка­кой-ли­бо из за­пас­ных фи­гур Фе­д­ре­зер­ва при­ме­рить на се­бя пап­скую ти­а­ру по­ка не уда­лось — пон­ти­фи­ком из­бра­ли "тём­ную ло­шад­ку" из Ар­ген­ти­ны.

Би­о­гра­фия Хор­хе Ма­рио Бер­го­льо ти­пич­на для пред­ста­ви­те­лей ла­ти­но­а­ме­ри­кан­ской "те­о­ло­гии ос­во­бож­де­ния" 60-х–70-х го­дов, пы­тав­ших­ся дать "хри­с­ти­ан­скую аль­тер­на­ти­ву" ре­во­лю­ци­он­ным по­ры­вам Фи­де­ля Ка­с­т­ро и Че Ге­ва­ры: ро­дил­ся в мно­го­дет­ной и не­бо­га­той се­мье ита­ль­ян­ских (что не­ма­ло­важ­но для по­ни­ма­ния его даль­ней­шей ка­рь­е­ры) эми­г­ран­тов, по­лу­чил выс­шее об­ра­зо­ва­ние (хи­ми­ка-тех­но­ло­га), по­сле че­го сде­лал вы­бор в поль­зу церк­ви. И не про­сто церк­ви, а ор­де­на ие­зу­и­тов, чле­ном ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся с 1958 го­да, то есть поч­ти 55 лет.

Об­раз ие­зу­и­та: хи­т­ро­го и бес­прин­цип­но­го ма­ни­пу­ля­то­ра ок­ру­жа­ю­щи­ми людь­ми "Ad majorem Dei gloriam" ("К вящей славе Божией"), хо­ро­шо зна­ко­мый нам из клас­си­че­с­ких про­из­ве­де­ний за­пад­но­е­в­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры, — для Ла­тин­ской Аме­ри­ки, как пра­ви­ло, не не­сет по­доб­но­го не­га­ти­ва. Здесь не бы­ло ни ре­ли­ги­оз­ных войн, ни столк­но­ве­ния свет­ских го­су­да­рей с "кня­зь­я­ми церк­ви".

В Ла­тин­ской Аме­ри­ке от­цы-ие­зу­и­ты, на­про­тив, вы­пол­ня­ли в ос­нов­ном мис­си­о­нер­скую, про­све­ти­тель­скую и дру­гие со­ци­аль­ные функ­ции, за­ча­с­тую вы­сту­пая в ро­ли за­ступ­ни­ков уг­не­тен­ных ин­дей­цев и ме­ти­сов пе­ред ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­с­тя­ми. В XVII-XVIII ве­ках со­здан­ные ие­зу­и­та­ми ин­дей­ские "ре­дук­ции" на сты­ке тер­ри­то­рий со­вре­мен­ных Па­ра­гвая, Ар­ген­ти­ны и Бра­зи­лии по су­ти ста­ли "го­су­дар­ст­вом в го­су­дар­ст­ве", к то­му же с не­ви­дан­ным до­то­ле ни­где в ми­ре уров­нем со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­с­ти, пред­во­с­хи­тив­шим уто­пи­че­с­кие экс­пе­ри­мен­ты Оу­э­на и Фу­рье.

Бла­го­да­ря это­му имен­но в сре­де ла­ти­но­а­ме­ри­кан­ских ие­зу­и­тов воз­ник­ла и по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние "те­о­ло­гия ос­во­бож­де­ния", за­ве­там ко­то­рой — без фор­маль­но­го при­со­е­ди­не­ния к ней, не­воз­мож­но­го после осуждения Ватиканом в середине 80-х годов, — всю свою жизнь сле­до­вал Хор­хе Ма­рио Бер­то­льо, ко­то­рый, на­вер­ное, мог бы по­вто­рить вслед за Уго Ча­ве­сом: "Он (Ии­сус) был со мной в труд­ные вре­ме­на, в са­мые страш­ные мо­мен­ты жиз­ни. Ии­сус Хри­с­тос, не­со­мнен­но, был ис­то­ри­че­с­кой фи­гу­рой — он был по­встан­цем, од­ним из на­ших, ан­ти­им­пе­ри­а­ли­с­тов. Он вос­стал про­тив Рим­ской им­пе­рии. Ибо кто мог бы ска­зать, что Ии­сус был ка­пи­та­ли­с­том? Нет. Это Иу­да был ка­пи­та­ли­с­том, взяв свои сре­б­ре­ни­ки! Хри­с­тос был ре­во­лю­ци­о­не­ром. Он вос­стал про­тив ре­ли­ги­оз­ных ие­рар­хий. Он вос­стал про­тив эко­но­ми­че­с­кой вла­с­ти то­го вре­ме­ни. Он пред­по­чел смерть для за­щи­ты сво­их гу­ма­ни­с­ти­че­с­ких иде­а­лов, и он жаж­дал пе­ре­мен. Он был на­шим Ии­су­сом Хри­с­том!"

Са­мо ти­ту­лар­ное имя но­во­го па­пы Рим­ско­го — принятое им так­же впер­вые в ис­то­рии Ва­ти­ка­на — прямо указывает на фи­гу­ру Фран­ци­с­ка Ас­сиз­ско­го, со­зда­те­ля ор­де­на фран­ци­с­кан­цев, про­по­ве­до­вав­ше­го иде­а­лы бед­но­с­ти, со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­с­ти и гар­мо­нии че­ло­ве­ка с при­ро­дой.

Для Рос­сии и Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, ви­ди­мо, не­без­раз­лич­ным мо­жет ока­зать­ся и тот факт, что па­па Фран­циск, бу­ду­чи кар­ди­на­лом Ар­ген­ти­ны и воз­глав­ляя "ка­то­ли­ков вос­точ­но­го об­ря­да" (уни­а­тов), не еди­нож­ды слу­жил, по су­ти, пра­во­слав­ную ли­тур­гию.

Имен­но та­кая яр­кая и не­о­рди­нар­ная фи­гу­ра се­го­дня не­об­хо­ди­ма ка­то­ли­че­с­кой церк­ви (да и, по секрету, всей объединенной Европе) на Свя­том Пре­сто­ле, что­бы ус­пеш­но про­ти­во­сто­ять всем "вы­зо­вам вре­ме­ни", со­хра­нить, ук­ре­пить и об­но­вить свою иден­тич­ность пе­ред ли­цом ли­бе­раль­но-гло­ба­лист­ско­го про­ек­та. Не ис­клю­че­но, что не­кие но­вые па­ра­ме­т­ры по­лу­чат и кон­так­ты Ва­ти­ка­на с Мос­ков­ским па­т­ри­ар­ха­том. Про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся толь­ко в том, на­сколь­ко дол­гим ока­жет­ся пон­ти­фи­кат па­пы Фран­ци­с­ка — в ис­то­рии Ва­ти­ка­на "мол­ни­е­нос­ные смер­ти" "наместника Божия на земле" случались не раз и не два.

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой