Авторский блог Олег Щукин 00:00 14 января 2016

Мегамашина

"Нефтедолларовый насос" по инерции продолжал работать примерно до конца 2011 года, когда окончательно стало ясно, что обеспечить хоть какой-то "нефтяной стандарт" всему массиву долларовых финансовых инструментов не удастся. Практически одновременно начались "арабская весна" на Ближнем Востоке и "сланцевая революция" (кстати, нигде за пределами США волшебные "сланцевые технологии" почему-то не работают — почему?), а цены на нефть после долгого "плато" в 2009-2014 годах пошли вниз с июля 2014 года. Куда же были переброшены все "горячие доллары"? Да на фондовые рынки. Их общая капитализация за период 2012-2015 годов возросла практически вдвое — до 75 трлн. долл., в США — до 25 трлн. долл. Суммарный американский долг (федеральный, корпоративный и домашних хозяйств) достиг уже 64,5 трлн. долл. — рост более чем вдвое за последние 8 лет. Иными словами, одна только экономика США "саккумулировала" за годы президентства Барака Обамы еще 45 трлн. долл., то есть почти четыре своих ВВП.

С рынком нефти происходит нечто невообразимое. Российские ВКС уничтожают тысячи автоцистерн, везущих "черное золото" в Турцию, — а цены падают. Саудовская Аравия казнит шиитского шейха, провоцируя конфликт с Ираном и ставя весь Ближний Восток на грань масштабной войны — они всё равно падают. Даже когда официальный Эр-Рияд объявляет о IPO компании Saudi Aramco с доказанными запасами в 261 млрд. баррелей (это 9,1 трлн. долл. даже при нынешних ценах) — они тем более падают…

Говорят, это потому, что нефти на рынке много, а долларов мало — вот и ФРС сократила денежную базу за 2015 год на 435 млрд. долл., и учетную ставку повысила.

Некто Марк Солонин, "российский публицист и авиаконструктор", а заодно историк-"ревизионист", недавно на девятом канале израильского телевидения огласил смертный приговор РФ — по причине того, что "нефтяные цены упали и больше не поднимутся": "На протяжении нескольких лет я имел удовольствие общаться с людьми, которые считаются серьёзными экономическими экспертами. И всем задавал один и тот же вопрос: как может быть такое, что совокупное потребление нефти в мире с 2004 по 2008 годы выросло на 17%, а цены выросли в 4,5 раза?.. На что доктора и академики начинали мне говорить про растущую экономику Китая, про экономику Индии и Бразилии… Но 17%? Это конкретная цифра".

Интересные у Марка Семёновича собеседники. Вроде бы все доктора и академики — надеюсь, всё-таки экономисты, а не психиатры, — но они почему-то ничего не сказали ему про "нефтедолларовый насос", благодаря которому "мировой рынок" "с 2004 по 2008 годы" (это как раз второе президентство Джорджа Буша-младшего) проглотил "дополнительные" 4,5 трлн. долл., которые ФРС напечатала буквально "из воздуха". Марк Солонин ведь не удивляется, что в Зимбабве в ноябре 2008 года были выпущены банкноты в 100 триллионов местных "баксов", а цены выросли в 321 миллион раз, хотя национальная экономика сократилась на 18%? Гиперинфляция, знаете ли… Есть такое явление в сфере финансов и экономики.

Так вот, взрывной рост цен на энергоносители был вызван не столько ростом объёмов их потребления, сколько тем, что на мировой рынок нефти: реальный и всегда востребованный актив , — были брошены "горячие доллары":. Годовой рынок потребления нефти — примерно 4,5 млрд. тонн, или около 36 млрд. баррелей. Каждые 10 долларов на барреле — это 360 млрд. долл. То есть "нефтедолларовый насос" эпохи Джорджа Буша-младшего дополнительно "связал" примерно 25 трлн. долл. — а с учётом "мультипликативного эффекта" фьючерсов и прочих финансовых деривативов эту сумму можно увеличить примерно в 5 раз — до 125 трлн. долл.

Казалось бы, ого-го. Но вот проблема — рост разного рода финансовых обязательств за тот же период составил, по разным оценкам, от 400 до 700 трлн. долл., что соответствует 40-70 трлн. долл. "чистой" эмиссии. Для сравнения — у Lehman Brothers в 2008 году был непокрытый долг "всего" в 613 млрд. долл., примерно 0,9-1,5% от этой суммы.

Но "нефтедолларовый насос" по инерции продолжал работать примерно до конца 2011 года, когда окончательно стало ясно, что обеспечить хоть какой-то "нефтяной стандарт" всему массиву долларовых финансовых инструментов не удастся. Практически одновременно начались "арабская весна" на Ближнем Востоке и "сланцевая революция" (кстати, нигде за пределами США волшебные "сланцевые технологии" почему-то не работают — почему?), а цены на нефть после долгого "плато" в 2009-2014 годах пошли вниз с июля 2014 года

Куда же были переброшены все "горячие доллары"? Да на фондовые рынки. Их общая капитализация за период 2012-2015 годов возросла практически вдвое — до 75 трлн. долл., в США — до 25 трлн. долл. Суммарный американский долг (федеральный, корпоративный и домашних хозяйств) достиг уже 64,5 трлн. долл. — рост более чем вдвое за последние 8 лет. Иными словами, одна только экономика США "саккумулировала" за годы президентства Барака Обамы еще 45 трлн. долл., то есть почти четыре своих ВВП.

Чем же теперь, выходит, занята ФРС? Опровержением тезиса "фарш невозможно прокрутить назад"? И, кажется, у неё что-то получается?

1.0x