МЕДЛЕННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
комментарий к статье
Александра Проханова «Словом разрушали города»
http://zavtra.ru/blogs/slovom_razrushali_goroda
Самая лучшая фраза в полемике, в комментариях, в этом так сказать творческом диалоге — как все это еще можно назвать? — так это фраза Сергея Ужакина: «Бумажная книга уходит из жизни горожанина и это общая примета. Человек медленно возвращается в пещерное состояние».
И это одно из магистральных путей дегуманизации нашего общества.
Медленность — это тоже фирменный стиль сегодняшнего дня.
Медленно — но верно!
КАМАЗами, тому свидетель, выгружали из библиотек книги и везли их на Новоалтайский картонно-рубероидный завод. Интеллигенция топила книгами баню и с ужасом приходилось их выхватывать из их рук.
Обыденка — мешки с классикой у мусорных баков.
Книга потеряла ныне всякую ценность, а ныне выпущенные тома и фолианты чаще всего напоминают коробки из-под дорогих шоколадных конфет.
Уровень же нынешних профессиональных писателей в провинции — это ведь какой-то ужас. Вчерашние третьеразрядные писатели из провинции — просто классики мирового уровня в сравнении с нынешними инженерами человеческих душ. Самое главное в их сегодняшнем творчестве — это разного рода тусовки на разного рода ярморочных мероприятиях, приуроченных ко дню рождения какого-либо, вот парадокс времени, советского автора.
Странно, правда, что в данной статье не нашлось место Василию Шукшину, писателю более чем крупному и провидческому.
«Будь человеком!» — вот главный завет, который он нам оставил и который сегодня так востребован, а так же его предостережение, не менее актуальное на каждый день: «Ванька, смотри!»
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за понюх табаку... Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Василий ШУКШИН
Буду честным — было время, когда я сомневался в том, что Василий Шукшин — гениальный писатель. Большой, крупный — да! Но чтобы гений? Но время все расставило по своим местам. И сегодня его гениальность мне более чем очевидна и понятна. Проза его, его рассказы и повести, на первый взгляд кажутся раздерганными и написанными слишком на скорую руку. Действительно, в вопросах гладкости слога вопросы к нему могут быть. И герои его часто были слишком нервны, слишком невоздержанны и скандальны. И это все вместе с бытовухой его сюжетов порою раздражало. (Теперь видно, что по многим параметрам, он стоит рядом с другой глыбой нашей литературы — Алексеем Максимовичем Горьким, даже в этом плане) А он был глубоко нравственный и социальный писатель. А не юморист, как его иной раз пытаются представить. И одновременно до сентиментальности нежный писатель. Кто не помнит плачь его возле порушенного дома матери в его знаменитом фильме «Калина красная» (А там он плакал не только о матери и о родительском доме, но и о нашей порушенной ныне Родине) И видел прозорливо то, что многие его собратья по перу, с виду как бы и более мастеровитые, чем он, а уж про нас то и говорить тем более нечего, не видели в упор, да и не видят порою до сих пор. Он уже тогда видел в нашем обществе зарождающихся реформаторов, тем, кому раскаленным утюгом жгли ляжку деньги, и не хватало в стране трудового народа «демократии». И называл это все ясным словом — катастрофа. И только теперь в наше время в полный рост его гений стал ясен мне и очевиден. Это был прозорливый пророк, который кричал нам «Ванька, смотри!», и в крике этом захлебнулся и надорвался, о беде, именуемой перестройкой и реформами, которая на нас надвигалась. А потом, как японское цунами, обрушились нашествием. Как актуален его наказ сегодня, обращенный сегодня в век общечеловеческих ценностей у каждому: «Будь человеком!» Каждое слово его творчества, каждая запятая огнедышаще кричит и сегодня об этом.