Авторский блог Марфа Петровичева 23:05 21 мая 2017

МАСШТАБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Обрывки газет, колючей проволоки, россыпи гильз, ржавчина листьев и печатное металлическое «октябрь 1993» — под стеклянным полом выставки Государственного центрального музея современной истории России. Наш экскурсовод — русский писатель и депутат Госудраственной Думы РФ Сергей Александрович Шаргунов (на этот раз без депутатского значка) рассказывает о самом недавнем витке российской истории: о периоде с великой Перестройки до нынешних дней.

Начало экспозиции представлено короткометражной видео-презентацией, обозначившей основные контуры событий с 1985 по 1999 года: Чернобыль, ожидание перемен, празднование тысячелетия крещения Руси, возвращение Солженицына, Вишневская в платочке, новая Конституция, Афганистан, московский Dior, танки на улицах, рыдающие женщины, парад суверенитетов, референдум, Тальков, памятник Дзержинскому, пустая кружка Горбачёва, новогодний Ельцин — демонстрации, речи и лица, знакомые и не слишком знакомые (большинство экскурсантов — студенты). Сергей Шаргунов является непосредственным участником тех исторических событий: по его словам, уже в 13 лет он держал плакат и вместе со взрослыми выходил на улицы, по которым носилась в очередной раз взвихрённая Русь. Через несколько десятков лет, будучи уже известным писателем, он напишет роман «1993», в котором засвидетельствует всё услышанное и осмысленное. Перечисляя известную последовательность фактов, экскурсовод не просто давал культурологический комментарий: он показывал масштаб представления того, чем была последняя русская Смута.

По узкому коридору экспонатов мы продвигаемся всё дальше. Хочется отметить, что художественная составляющая выставки выражена последовательно и цельно: плазмы трансляций политических выступлений в зале, посвящённом XXI веку, нисколько не диссонируют с гнетущей атмосферой экспонатов 90-х, где доминирует красный: алое знамя СССР — «кирпичный» плакат Цвика — словно кровью, буквы на чугунном щите: «Солдаты, не стреляйте по своим братьям!».

Сжатость выступления не позволяет вывести монолог ведущего к дискуссии, однако позиция С. А. Шаргунова ясна и понятна: народ не должен быть пассивен. «Всем нам, каких бы мы взглядов ни придерживались, нужна великая Россия, в которой будут уважать каждого человека и где никто не будет чувствовать себя маленьким, забитым и безгласным. Вот об этом порыве — чтобы каждый был услышан — и говорит нам урок Перестройки. То, что получилось так, как получилось, — тоже часть жизни, которая не бывает идеальной. Хочется верить, что бессмысленно события не проходят. Всему своё время», — призывает Шаргунов среди мерцающих регалий ушедшей власти, и размах его артистических рук охватывает нас всех.

Невдалеке от ярких комбинезонов Сочи-2014, в самом углу, расположен уголок новейшей русской литературы: небольшой стеклянный шкаф, на полках которого, к улыбке нашего экскурсовода, стоял и его портрет (возле недавно опубликованной книги о Валентине Катаеве).

Экскурсия завершается — мы перемещаемся в более широкое помещение, в котором состоялась небольшая беседа. Время стремительно подходило к концу, и задать вопросы успели лишь немногие: спрашивали про концепцию «Юнармии», единый учебник истории, а также и про принципы школьного преподавания новейшей истории России. Следующим экскурсоводом по программе «Ночь музеев» должен был выступить советник Президента России М. А. Федотов — разбирая автографы и улыбки писателя, очень неохотно выпуская его из своего внимания, наша аудитория покидала зал.

1.0x