Сообщество «На русском направлении» 00:00 9 октября 2014

Марш-бросок

Спросите своего соседа, что он знает о том же самом метро — об архитекторах, об оформителях плафонов, о первых линиях. О той станции, на которую он каждый вечер приезжает после восьмичасового бдения в офисе. Скорее всего, в ответ вы услышите глубокомысленно-томное мычание. Зато вам тут же выдадут море позитива относительно Метро-2. Знание-жвачка становится удобным заменителем собственно знаний. Оно заполняет мозговые извилины и уже "просто знания" кажутся пресными и, по сути, ненужными. Катиться вниз всегда удобнее и — легче, нежели карабкаться в гору. Главное, чтоб все были довольны, не правда ли?

Давным-давно, в добропорядочные советские времена телевидение занималось, в основном, просвещением и воспитанием граждан. Благородный политес и Слава КПСС! Никаких тебе слухов — скандалов — расследований. Ни слова — о нашествиях НЛО из района Проксима-Центавры. Ни разу — о гигантских крысах, образовавших мощную империю в подземельях московского метрополитена. Совсем ничего — о том, что сталинские высотки обладают сакральной связью с пирамидами Древнего Египта и в определённые часы издают странные, леденящие душу звуки. Сами по себе.

Больше того — все эти побасенки, сплетни и домыслы считались в СССР привилегией тех самых полуграмотных тёток, о которых иронично спел Владимир Высоцкий: "Словно мухи, тут и там, / ходят слухи по домам, / А беззубые старухи / их разносят по умам". Разумеется, люди обо всём этом шушукались в НИИ-шных курилках, на прокуренных кухнях или во время дачных чаепитий — и про "тарелочки", и про метро-крыс, и про Бермудский треугольник. О последнем даже мелькала кое-какая скупая информация по ТВ — недаром у того же Владимира Семёновича возникла тема Канатчиковой Дачи и её легковозбудимых телезрителей: "Говорил, ломая руки, краснобай и баламут / Про бессилие науки перед тайною Бермуд". В общем, тема проскальзывала, но её не педалировали, хотя фанаты-любители и прочие уфологи-надомники, безусловно, имелись.

Сейчас — не то. Байки остро модны — ими стремительно и планомерно заполняют "эфирное пространство". Это выгодно — показывать не историю метро (что — нудно), а — жуткие тайны метро. Их можно выдумывать на лету, усиливать страшноватыми звуками и подтверждать "экспертными оценками". Зрителю нравится! Зритель — набрасывается! Это будоражит сознание, бередит душу, отвлекает от тягомотной, нелюбимой работы и от докучливых мыслей о выплате набранных кредитов. Вы хотите сильных ощущений? Да нет проблем. Смотрите наше новое теле-расследование о перевале Дятлова. Мы наконец-то расскажем и — главное покажем, что же на самом деле случилось на горе Отортен в далёком 1959 году. И — крупным планом замёрзшие трупы студентов. Пипл же интересуется! Под пиво и воблу.

Почему — так? Подцензурное советское телевещание совсем никак не зависело от рейтингов и предпочтений. Да, "Утренняя почта" с Аллой Борисовной и "Арабесками" имела большой успех у обывателя, однако, никому не было дела до пипло-хавательного рефлекса, который и приносит нехилый барыш создателям развлекательных программ. Зрителю постоянно намекали, что Боккерини и Дебюсси много выше "Арабесок" даже, если последние — слаще и заливистее звучат. В СССР чётко соблюдался принцип иерархии жанров, направлений, смыслов — развлекуха тащилась в некомильфотном арьергарде и не лезла в передовицу. Всё поменялось в конце 1980-х, когда на волне Перестройки стало возможно показывать не только голую правду о конкурсах красоты, но и чертей, домовых и примкнувших к ним "барабашек". Хомо-советикусы узнали о полтергейсте, после чего возжаждали новых сенсаций.

Вы, конечно же, гневно спросите: "А что, собственно, в этом дурного? Кому помешали все эти подземные крысы, инопланетные черти и параллельные миры? Интересно же!" Соглашусь, что интересно. Более того — затягивает. Но. Есть такое устойчивое словосочетание: "пища для ума". Это — полезные, развивающие знания. Информация, заставляющая мозг — работать, а душу — чувствовать. Но есть информационная жвачка — смачная, сладкая, заманчивая, и — в лучшем случае, бесполезная. Чем отличается какой-нибудь бананово-лимонный bubble-gum от, собственно, еды? Наличием феерического аромата, "долгоиграющей" перспективой и — пустопорожним результатом, если, конечно, не считать таковым гастрит или иное заболевание желудка. Жевательная резинка создаёт видимость ощущений, является симулятором вкуса — уже через пять минут становится ясно, что это — ужасная дрянь и надо бы выплюнуть. Но рука тянется за следующей порцией. Привычка. Так и здесь. Знание-жвачка легко стряпается и хорошо продаётся — скандалы, ужасы, гипотезы, …ракеты пришельцев над Аркаимом и граф де Сен-Жермен, предсказывающий триумф и гибель Лейбы Троцкого. Такая программа будет иметь хороший рейтинг, а, следовательно, в неё можно напихать побольше рекламных роликов.

Всё бы ничего, но именно знание-жвачка накрепко оседает в сознании — вытравить его столь же трудно, как и отскоблить злосчастный баббл-гам от любой поверхности. Спросите своего соседа, что он знает о том же самом метро — об архитекторах, об оформителях плафонов, о первых линиях. О той станции, на которую он каждый вечер приезжает после восьмичасового бдения в офисе. Скорее всего, в ответ вы услышите глубокомысленно-томное мычание. Зато вам тут же выдадут море позитива относительно Метро-2. Знание-жвачка становится удобным заменителем собственно знаний. Оно заполняет мозговые извилины и уже "просто знания" кажутся пресными и, по сути, ненужными. Катиться вниз всегда удобнее и — легче, нежели карабкаться в гору. Главное, чтоб все были довольны, не правда ли? Show must go on, детки! Дебилизация — продолжается.

Cообщество
«На русском направлении»
15 марта 2024
Cообщество
«На русском направлении»
1.0x