Сообщество «Форум» 00:00 26 июня 2014

Марш-бросок

Вся вторая половина 1980-х — это бесконечное пережёвывание выдуманной проблемы. Школа, мол, зашла в тупик и упала в глубокую яму! Вытащим и откачаем! Советское образование в 1960-1970-х было одним из лучших в мире, но сие почему-то не принималось во внимание.

Последний Звонок — ЕГЭ — Выпускной бал — все эти волнующие темы в мае-июне всегда на слуху. То мы дружно браним единый тестовый экзамен, то ужасаемся выложенным в Сеть фотографиям пьяных, размалёванных выпускниц. Кто виноват? Что делать? Нынче принято огульно порицать равнодушных учителей, алчных директрис, бездарно составленную программу обучения и прочие ужасы современного недообразования. Ругая же, мы не отдаём себе отчёта в главном: как раз именно сейчас в школах работают подвижники, пытаясь не просто достучаться, а уже и прорваться через крепкую броню, поставленную рекламой, блокбастерами, играми-стрелялками и глянцевой прессой. Семья школьника — та в вечном трудовом процессе. Папа куёт железо, то бишь — делает деньги. Мама, начитавшись психологических статей о том, что женщина-мать должна реализоваться также и в качестве офис-леди, …так вот она тоже бежит из дома — перекладывать яркие скрепки и танцевать качучу на корпоративных оргиях. Что остаётся? Учитель, к бою! Ты обязан! Разумеется, нынешняя система образования не может вызывать восторга. Но сегодня ли всё это началось?

И тогда мы киваем в сторону ужасных девяностых, когда везде и всюду царил неистребимый кавардак, а пионерские лагеря стояли заброшенными — этакие обломки почившей империи. Но кошмар 1990-х тоже наступил не просто так, не на ровном месте. Отмотаем плёнку до отметки "1984". С чего бы это вдруг? 30 лет назад стартовала знаменитая реформа средней общеобразовательной школы. Тогда об этом говорили все — родители, учителя, психологи, парторги и комсорги. Однако же эту круглую дату почти никто не вспоминает, хотя нам есть, что вспомнить. Замечу — сия реформа была провозглашена ровно за год до начала "основной" Перестройки. Символично — развал школы начался с опережением "общего" графика.

Вся вторая половина 1980-х — это бесконечное пережёвывание выдуманной проблемы. Школа, мол, зашла в тупик и упала в глубокую яму! Вытащим и откачаем! Советское образование в 1960-1970-х было одним из лучших в мире, но сие почему-то не принималось во внимание. Отовсюду неслось: "Школе не хватает творческих учителей! Нужны новые формы! Давайте уйдём от классно-урочной тягомотины и начнём растить Таланты с большой буквы Тэ!" Это, как схватить практически здорового человека, доказать ему, что он серьёзно болен и начать пичкать его лекарствами да гормонами. Кого получим? Вялый полутруп с многочисленными нарушениями. Так вот реформа! В многочисленных статьях писалось, что школьная система не отвечает требованиям динамичной современности, а учителя погрязли в рутине. Беру первую попавшуюся статейку, опубликованную в дамском журнале "Работница". Да-да. В те годы о школе не кричал только ленивый! Итак: "Отсечь отжившее, застарелое, ненужное. И…найти в себе силы выздороветь". Выздороветь предлагалось учителям, деткам, народу в целом.

В публикациях мелькали красивые, бесполезные мыслеформы. Вот лишь некоторые из них: учитель — это дерзновенный проводник в Страну знаний, творческое горение, а не скука — вот наш метод, все жанры, кроме скучного — это лозунг не только театральный, но и школьный! Экспериментаторский балаганчик под вывеской просвещения. "Не женитесь на курсистках!" — так пел учитель словесности из "Республики ШКИД". Когда его спросили, что он творит, он честно ответил: это — свежая методика.

Законодатели призывали: "Решительно искоренять из школьной практики факты формализма и процентомании". Но именно после начала реформ возникли ещё более активные приписки и выдача желаемого за действительное. Так сказать, отчёты по борьбе с отчётами были весьма в ходу. Вы там уже реформировались? Мы вот уже — на всю катушку! Памятен и лозунг той реформы: "Каждый учитель должен стать творцом". Писали честно, прямо, зримо: "Учителю пора сойти с кафедры и прекратить вещать в пустоту!" Итак, наше общество на момент реформ оказалось в положении этакого коллективного неуча, а всё, что было пройдено за предшествующий период, — бессодержательно и лишено творческого начала. Индустриализация, Космос, тяжпром, физики-лирики, повальная начитанность населения, опера-балет-классическая музыка — видимо, всё это пустота, и эту пустоту предполагалось срочно чем-нибудь заполнить.

В моду стали входить нестандартные методы обучения. На этой волне появилось много агрессивных неофитов — молоденьких педагогов, которые врывались в класс и требовали от детей творческого горения. Один мой хороший знакомый как-то признался, что в школе ненавидел химию, потому что учительница требовала…ставить мини-спектакли по заданным темам. Например, изобразить возгонку хлорида аммония или процесс производства серной кислоты.

Уже в начале 1990-х резко упал престиж высшего и вообще — любого! образования. Полуграмотные менеджеры — дети реформ — рулили фирмами-однодневками. Другие выпускники "школ-лабораторий" шустро торговали поддельным "адидасом", а за углом их уж поджидали крутолобые парнишки в кожаных куртках и спортивных штанах — на разборку. Вдалеке полыхал "Белый дом", и это было отнюдь не "творческое горение".

1.0x