Авторский блог Владимир  Бровкин 11:37 16 июня 2019

Марк Юдалевич и китайский трактор

на просторах Родины

двойной клик - редактировать изображение

Трактор Алтайского тракторного завода на пьедестале в совхозе имени Ленина П.Н. Грудинина

двойной клик - редактировать изображение

«Мы с чудесным конем, все поля обойдем

Соберем и посеем и вспашем…»

Помните такую песню? Да их много было у нас таких песен, от которых распирала грудь гордость.

Но песни теперь не те.

В лучшем случае встретите в тех же сетях каламбур Вилли Токарева про трактористов.

Теперь с верхней полки в вагоне нужно упасть, чтобы представить себе, чтобы на эстраде сегодня или в кино об этом пели так, как пели тогда.

Впрочем, и трактора теперь не те.

А какие у нас теперь трактора? Когда все ведущие тракторные заводы страны грохнуты.

Но это как бы предисловие к рассказу.

А теперь — сам рассказ.

И была отрасль. Сельскохозяйственного и тракторного машиностроения.

Которую сдуло как ветром.

С тракторными, комбайновыми и прочими заводами — промышленными гигантами.

двойной клик - редактировать изображение

И были заводы.

Которые в военное лихолетье и при крайнем напряжении сил одни отстроили.

А другие их в мирное время с феерическим размахом и с немеряным облегчением в душе благостно грохнули.

На Алтае таким гигантом этой отрасли был Алтайский тракторный завод в городе Рубцовске.

Одни запредельные сталинградские руины которого и ныне более чем впечатляют.

Сижу с родственницей тетей Шурой. Та рассказывает мне неспешно историю о том, как они молодые девчонки в войну поднимали этот завод с нуля. Ребятам тогда была дорога на фронт. А девчонкам — мобилизация на промпредприятия и в оборонку.

Слушаю я ее, и все теперь ведая и понимая, только недоуменно мычу! — слов нет, чтобы что-то тут сказать более или менее членораздельное.

двойной клик - редактировать изображение

И был писатель Марк Юдалевич.

Известный местный писатель. И писавший, что сегодня обнаруживается как несказанное чудо, среди всего того, что наваяли местные писатели, праздники которых тут и там теперь нынешние местные подвижники вместе с нынешними тружениками пера, для разнообразия жизни, отмечают, много и прочувствованно о производстве. Другие как-то шарахались от производства.

Местные писатели советскую власть в массе своей, честным тут надо быть, недолюбливали. Мало давала. А хотелось — больше.

Какая лафа современным писателям-ребятишкам ныне. Бегают те сердешные, про душу, про совесть что-то чирикают. Да их и попрекать в том, что они о производстве не пишут, пожалуй и не с руки. Какие могут быть произведения о производство, если заводов нет.

Вот они на душевные страсти-мордасти все более налегают. Да разного рода «фэнтези» еще пишут.

Тебе что, более заняться что ли нечем? — спрашиваю я тут одного такого, который мне тут пудовую рукопись прислал о космических витязях. С таким запредельным хороводом сопутствующей чертовщины.

Писатели же пошустрей, чаще всего из тертых и знающих конъюнктуру жизни журналистов, те пишут книги тем, у кого тяму писать нет, а деньга есть. И которые себе книгу, ставшую теперь, как не крути, уже предметом как бы роскоши, могут позволить. Недавно видел «Блокаду» Александра Чаковского — не дать ни взять видом — золотой ларец. Это книга-то об обугленном страданиями и омытом беспримерным героизмом времени.

Это был писатель широкого профиля. Проживший долгую жизнь. И заслуженно называвшийся на склоне лет патриархом алтайских писателей.

Он много писал о местной культуре.

Более чем на слуху была в свое время его пьеса о красных партизанах, неоднократно ставившаяся на сцене местного драмтеатра.

Он писал о горнозаводских инженерах.

«32-го не будет» — его книга о буднях моторного завода, ныне феерически и завидно грохнутого.

В отличие от других, все искавших в буднях дней какие-то духовные скрепы, в пору, когда страна, как это теперь уже стало очевидно, под бурные рукоплескания переполненных парадных залов, была на марше демонтажа (прикрытого стыдливо потом словом «застой») советских завоеваний и рекордов и под громкие и помпезные словеса вычурных воззваний.

Отдать тут надо должное тем же деревенщикам, кучковавшимся на базе восхищения патриархальщиной.

Сам я когда-то с лихвою отдал дань восхищения им, которые, как теперь это понимаю, все выискивали, трындя о духоподъемности, в жизни советской державы темные углы и прорехи.

И которые теперь как-то все более чем поблекли и скукожились в моих глазах. Да почти все до единого. Уже чего стоят запахи и ароматы одного последнего романа Василия Белова, которым я когда-то безмерно восхищался и которого боготворил.

Да многие из них на этой почве до последних дней более чем уперто и непрозорливо и оставались. И возрастает цена сегодня, глядя в клоаку и омут происходящего, тем, кто пусть и негромко пел гимн созиданию, что составляло основное содержание так безжалостно отринутой и осмеянной ныне (и это с ее-то более чем впечатляющими рекордами) эпохи. Кстати этот писатель, писатель прямо скажем многовекторый (блесну здесь сегодня этим новым и модным ныне словом), вот нонсенс, в отличие от других оказывал посильную помощь «Голосу труда». Прошлое с завидным упорством не обличал. Это ведь что-то значит? Да бесспорно значит! Вот вам и спектр времени чудес.

Продолжая тему промгигантов, превратившихся в результате судьбоносных реформ в зловещие блокбастерные видения, привожу емкое и броское стихотворение этого автора, которое стоит и разного рода воспоминаний и всякого рода статистических изысканий о том же, стоящем в этом же ряду заводов, о котором шла речь выше — об Алтайском тракторном заводе.

Из его книги для детей «По Алтаю», изданной в 1951 году. Тогда их, детей, учили грамоте на таких вот примерах из повседневной жизни.

РУБЦОВСК

Это — город без окраин.

На одном конце встает

Как большой степной хозяин,

Мощный тракторный завод.

Посмотри с другого края —

Возвышается «Сельмаш».

Он растет — краса Алтая —

Наша гордость, город наш.

Корпуса уходят в небо,

Рвутся улицы вперед.

Кто у нас неделю не был,

Много нового найдет.

От Карпат и до Игарки

Можно всюду и везде

Встретить трактор здешней марки,

Славной марки АТЗ.

Все теперь, кто землю пашет,

Хлеб родной стране дает,

Знают плуг «Алтайсельмаша»,

Знают наш родной завод.

Но это — про заводы.

А какая была наука.

Снова дальше края не пойду. Вспомню АНИТИМ. Одно из ведущих научно-производственных объединений отрасли со впечатляющей гаммой разработок и внедрения передовых технологий различного направления. Я работал на этом чудо-предприятии и до сих пор испытываю невысказанное чувство восхищения им. И сожаление. Ибо я на нем хотел бы проработать всю свою трудовую жизнь. Проектируя там огромные линии.

Это было первоклассное научно-производственное объединение.

С вектором передовых разработок, внедряемых в производство: шлиценакаткой, роботостроением, сваркой взрывом, порошковой металлургией, обширной гаммой сварочных и холодноштамповочных технологий.

С неплохой экспериментальной базой. НПО строило свой большой завод. Ему тесно было в прежних производственных рамках. В недостроенных корпусах которого (когда грянула перестройка!), ютились потом все кому не лень: начиная от торговцев подержанной автомобильной техникой до производителей (сколько их тогда этих фирмочек развелось) колбасы.

Именно в эту пору, когда нас временами посылали на помощь строителям этого завода, я встретил там одного строителя, уроженца Ставропольской области и рассказ которого запомнил, который по молодости хорошо знал ваятеля перестройки, сулившего стране «больше социализма», чем она его могла бы переварить.

двойной клик - редактировать изображение

А вот восторженная статья, как емкая и точная фраза тридцатилетнего марафона нынешних дней из краевой газеты «Алтайская правда».

КИТАЙСКИЙ ТРАКТОР НА АЛТАЙСКОМ ПОЛЕ

«В Барнауле на базе компании «Европейские агротехнологии — Сибирь» открылся дилерский центр одного из мировых лиде­ров по производству сельхозтех­ники — корпорации YTO (КНР). В линейке поставки представле­ны колесные тракторы этой марки. В перспективе появят­ся и гусеничные, а также само­ходные погрузчики.

Более двух десятков машин марки YTO уже работают в крупных хозяйствах ре­гиона. Мощность колесных тракторов ва­рьируется от 30 до 250 лошадиных сил. Техника снабжена валом отбора мощ­ности и трехточечной задней навеской, что дает возможность задействовать ее практически во всех видах сельскохо­зяйственных работ.

У директора ООО «Шипуново» Шипуновского района Юрия Лунева, в хозяй­стве которого 10 тракторов китайского производства появились еще три года на­зад, нареканий к импортной технике нет.

— Отработали на тракторах без про­блем, при этом серьезно сэкономили на ГСМ. В двигателях и трансмиссиях трак­торов YTO применяются технологии от компаний PERKINS и FIAT — на выходе это дает хорошее тяговое усилие и значитель­но экономит топливо. По сути, это трак­торы-универсалы, которые будут востре­бованы в любом хозяйстве. Приятный бонус — цены. Китайские тракторы сто­ят меньше, чем импортные аналоги, на 20 - 30 процентов. Линейка сельскохо­зяйственной техники довольно широ­кая. Мы планируем взять еще тракто­ры чуть ниже мощностью, чем сейчас у нас есть, для обработки полей гербици­дами, — планирует Юрий Лунев

Отметим, что это уже третья попытка захода китайской сельхозтехники в Алтай­ский край. Две попытки оказались не слиш­ком удачными, поскольку к сельхозтехнике негде было взять запчасти. Теперь, по мне­нию сельхозпроизводителей, можно поку­пать технику без опаски. Дилерский центр решит все проблемы.

— Китайская госкорпорация YTO на рын­ке сельхозтехники более 60 лет. Ежегодно она выпускает более 100 тысяч единиц про­дукции. География поставок корпорации насчитывает 96 стран.

— Будем поставлять в ваш регион эффек­тивную и надежную технику, а также гаран­тируем покупателям качественное сервисное обслуживание, — пообещал заместитель генерального директора корпорации YTO Шань Чуньюй. При этом китайская компа­ния дает гарантию на технику на два года без ограничения наработки моточасов в этот период.

А также в первый год работы корпорация берет на себя транспортные расходы на до­ставку техники до границы с РФ и предо­ставляет дополнительную скидку на свои тракторы. Подтвердил обещание китайских партнеров и директор торгового дома «Ев­ропейские агротехнологии —Сибирь» Ан­тон Новокрещенов:

— Дилерский центр предоставит клиен­там полный спектр услуг, широкую линей­ку техники, качественное обслуживание и снабжение запасными частями.

Приходу нового производителя сельхоз­техники на алтайский рынок предшество­вала длительная подготовка.

— В течение двух лет мы плотно работали с китайским заводом. Подбирали комплек­тацию техники, чтобы подходила к навес­ной и прицепной технике, чтобы вынесла наши морозы, - сказал Антон Новокрещенов.

Заместитель министра сельского хозяй­ства Алтайского края Юрий Лукьянов оце­нил приход нового производителя сельхоз­техники на алтайский рынок:

— Мы рады, что на рынок зашел новый продавец. Посмотрим, насколько его тех­ника адаптирована к навесному оборудова­нию российского производства. Хорошо, что это широкая линейка тракторов, аграрии смогут выбрать машину по мощности, кото­рая ему нужна, а также по цене и качеству.

Без сомнения, посевная покажет воз­можности новой техники на алтайских полях».

А вообще, на полях края, далее сообщает газета под красочным фото китайской чудо-техники, сегодня работает более двух десятков тракторов YT0.

Почитаю я эту брызжущую восторгом информацию так. Почитаю этак. А восторга — нет. А если что и есть, то что-то такое колом встает во мне подспудное и бессловесное. И даже все это комментировать мне никак уже не хочется. Теперь уже многое, что вокруг видишь и наблюдаешь, комментировать не хочется.

А чего тут комментировать?

Был в районе колхоз «Россия».

Ликвидированный, среди внушительного списка и других хозяйств района в 2008 году.

На полях которого, теперь уже во вновь организованном ООО, пашут китайские тракторы…

И сам сельсовет в селе, имеющим одно название с райцентром (когда в начале прошлого века тут вели линию железнодорожную, теперь наполовину разобранную, то железнодорожные станции называли тогда, не мудрствуя лукаво, по названию рядом лежавшей деревни) называется теперь броско «Российским»…

Но это, к слову.

Хорошо ли живут земляки? Я во всякие справочники заглядывать не стану.

Я использую проверенный метод: сошлюсь на рассказы земляков на этой земле живущих. В соседнем селе, это мне рассказывает родственник, там живущий и когда-то в нем работавший главою администрации, уже стоят 75 брошенных домов. Впечатляет цифра? Да, бесспорно впечатляет. А чего вы хотите — там был градообразующий объект — колхоз. Но колхоза там нет и люди из села кинулись кто-куда, врассыпную.

Другое село, где был прославленный на всю страну колхоз. Из того, что в результате долгих и многочисленных реорганизаций от него осталось, угнали за долги весь скот. Брат долгие годы, шофер по профессии, не могущий там своим силам найти применение и заработать кусок хлеба все эти годы работает вахтовым методом то на северах, то охранником в Кузбассе. Сестра из Заринска рассказывает: была у матери в гостях там, прошлась по селу: дом стоит, в двух — забиты окна. У другой сестры, живущей там, пытаюсь докопаться до тонкостей земельных отношений. А там сам черт теперь не разберет, у кого там теперь чьи земли и кто там чем теперь владеет-володеет. «Я тут паи фермеру отдала, а кто там за ним — я этого уже ничего не знаю».

А вот отзывы земляков о передовом хозяйстве в Российском сельсовете, где работают теперь на полях китайские тракторы. Как там живут люди? Отвечают — лучше, чем в других селах.

А почему бы и нет? Поля-то там пашут.

двойной клик - редактировать изображение

А так впечатляюще выглядят сегодня корпуса Моторного завода

1.0x