Авторский блог Алексис Палеолог 10:41 9 ноября 2018

Маленькая Эллада после СССР

Четверть века назад и сегодня

Думаю, многим известно о современных греках, чьи предки начали колонизировать берега Понта Эвксинского (позже Русского, Чёрного моря) за 16 столетий до Христа. Именно местные греки, а не татары и другие поздние пришельцы имеют право называться автохтонами первого ряда. В средние века греки непрерывно прибывали сюда - во владения Стамбула и Бахчисарая. Приток греков усиливался при воцарении в Северном и Восточном Причерноморье России. К концу империи наблюдалась максимальная численность понтийцев, разговаривающих на диалектах греческого языка, их наивысшая комфортность существования. По этой причине немалая часть греческих беженцев из Турции Ататюрка выбрала местом оседлости СССР, видя в нём всё ту же спасительницу. Гонения на понтийских греков 30-40 годов ХХ века сказались на численности эллинской диаспоры, на условиях её жизни. Тем не менее, после Второй мировой войны новая волна греков хлынула на старые угодья «вечного народа Зевса и Христа». Россия даже в образе мачехи была предпочтительней сиротства. При этом, и потомки ранних переселенцев, и «новые понтийцы», как правило, осознавали себя русскими греками, независимо от того, где они оказались волею судьбы: в РСФСР, в УССР, на Кавказе, в Молдавии и т.д.
Но ещё более удивительна судьба греков, предки которых, как правило, неизвестными путями оказались вне Эллады, вне Византии, вне Османской империи, в тех краях, куда потом пришла Россия, расширяясь от удела московских государей.
Мои дед и отец, например, считали себя коренными львовянами. Можно предположить, что наши родоначальники оказались здесь, под короной польских королей, ещё в XVI веке, прибыв в поисках счастья в обозе торговца вином с о. Кос Корнякта. Башня его имени, возведённая на деньги удачливого негоцианта, возвышается над старинным центром Львова. Знаменательно в моей судьбе, что родители, став гражданами СССР, отдали меня в русскую школу. Там сформировалось моё самосознание.
Но я не забывал, кто я и откуда, гордился этим. Когда вдруг невольно оказался украинцем при распаде СССР, примкнул к Греческому обществу, созданному соплеменником с русифицированной фамилией Терзов (видимо от греческого «терзи» - портной). В 90-х годах вслед за Русским обществом ( орг. Сокуров), стали возникать другие национальные объединения на Западной Украине. Помнятся Польское общество (орг. Лешек Мазепа), Еврейское (орг. Лизен), Армянское (орг. Абрамян). Всего десятка полтора. Собирались где придётся, чаще всего у русских, которые имели свой культурный центр, открытый для всех организаций такого типа. Хотя содержание целого здания нашим русским друзьям обходилось, думаю, «в копеечку», с бездомных неукраинцев-«мигрантов» арендую плату не брали. Мы же, греки, там бывали часто, так как мало кто из нас владел родным языком, ГО было русскоязычным.
Вскоре я покинул город, в котором родился. Связь со своими потерял. Не знаю, существует ли сейчас греческая организация, которую моя сестра Афина назвала «нашей маленькой Элладой».
Но это всё в прошлом. Ностальгия. В том национальном кругу, где я нахожусь сейчас, все приветствовали возвращение Крыма в состав России. Это же наша древняя Таврия, где принял крещение по византийскому обряду князь Владимир! Колоннада среди руин Херсонеса подтверждает права истинных автохтонов. А православная Россия через Константинополь-Царьград породнилась с Греческой цивилизацией.
Греческие диаспоры, теперь отрезанные друг от друга новыми границами, – это всё маленькие общества-государства. Каждое из них – Маленькая Эллада, стремящаяся слиться с другими. Но каждому понятно, что это нереально в Грузии, например, или на юге Украины. Реально только в России. История – подтверждение тому. Крым возвращён и нам, грекам, понтийским и «рассеянным». И в хоре голосов многонационального государства святое слово «Элевтерия» должно звучать, как слово народа, который положил начало эллинской (значит, европейской) цивилизации вокруг Понта Эвксинского.

1.0x