Сообщество «Форум» 19:40 2 апреля 2018

Максим Горький

Глазами еврея-мещанина

«а на горьковском автозаводе машина «Чайка» выпускается, такая уж Антон Палычу компенсация получается» Л.О.Утёсов

Писать о Максиме Горьком после Ходасевича - это всё равно, что говорить о Ленине после Горького. Всё сказано. Но СВОЙ взгляд - возможен.

Вопреки Белинскому, не «Евгений Онегин», но «Жизнь Клима Самгина» можно с полным основанием считать «энциклопедией русской жизни».

Нина Берберова как-то сказала, что очень любила Горького-человека, но как писатель он ей «был невыносимо скучен».

Горький-писатель мне скучен никогда не бывает. Взял бы «Клима Самгина» с собой на необитаемый остров, вместе с Библией и «Подростком».

А Горький-человек - это русский Жан Вальжан, представитель универсального, и очень деятельного добра, не с кулаками, но с очень щедрыми руками.

Наряду с Львом Николаичем, Алексей Максимыч был колоссальной пороховой бочкой, заложенной под старую Россию. Но шёл он глубже и дальше. Толстой своей критикой уничтожал институты: государство, церковь, армию, суд присяжных, семью...

Горький громит саму природу человеческую. У русского ницшеанца «просто люди», «дачники», «мещане» - это «злые враги жизни». Именно на них, на «ужей, которым тепло и сыро», а не на пресловутых «помещиков и капиталистов», направил Горький всю обличительную силу своего дарования.

Как там у Юнны Мориц: «Художник должен не тешить, а мешать»?

Горький - мешал. Его мишени - маленькие люди в виц-мундирах, выслужившие классный чин, пьющие чай с вареньем на даче. Это, по Горькому, корень всякого зла. «Жующие». Гагары. «Вот вы тут жуете, такую, знаете ли, колбасу, а ТАМ, ... там - нар-р-р-од!... что-то там делает такое.»

Русские народники-ницшеанцы, и первый из них, Максим Горький, штучно создали этно-социальную группу, именуемую советской еврейской интеллигенцией.

Очевидно, самую успешную и образованную во всей человеческой истории последних столетий. Создали вашего покорного слугу. Слепили из ничего, вернее, из того, что было.

Недавно посмотрел фильм Парфёнова. Еврей 19в, выходивший за ворота гетто, становился русским, превращался в Рубинштейна или Серова.

Горький своей просветительской, издательской деятельностью, своим щедрым покровительством заложил основы синкретической культуры, где еврейство играло отчётливую и самостоятельную роль.

Для еврея начала 20в единственным путём в культуру был народнический либо марксистский кружок. Только там их привечали, там их уважали.

Но мещанство является самой основой нашего ремесленного, профессионального народа. И усвоение горьковской ницшеанской проповеди «геройства», «шахидства», «кликанья бури» породило то неснимаемое противоречие в умах, из которого возникли террористы, бомбисты и чекисты гражданской войны.

До Горького русская литература смотрела на еврея либо как на заразу, по-пушкински зажав нос кружевным платочком, либо сострадательно, вслед за Короленко и Гарин-Михайловским. Да и как не пожалеть этого несчастного жидка, он ведь «тоже человек».

Горький, впервые в русской литературе, вывел по-библейски красочные образы еврея-борца, революционера и трибуна (напр. Рашель Топаз в «Вассе Железновой»), но и прямо противопоставил осмысленно живущего еврея-демократа затхлому миру русских купцов, мещан, деловых людей.

Подобное осмысление русским человеком еврейства в его подлинном смысле «дрожжей, на которых взошло человечество», крайне нечасто и в советский период. Уже в 40е горьковское творение дало трещину, и два элемента советизма хвалят сами себя, нещадно и площадно поносЯ друг дружку.

Большинство в российском политикуме начала прошлого века держалось мысли, что решение еврейского вопроса - в ассимиляции. Настанет, мол, день, когда последний еврей морфирует в русского. Такова была позиция самых благонамеренных, «прогрессивного блока», требовавшего «поэтапной отмены всех юридических ограничений», поскольку они видели в иудействе «очередных нацменов»

Не то Горький, указавший нам великое поприще. Не удовлетворяясь формальным равенством, эта плеяда считала долгом накормить (в прямом смысле, просто поставить перед голодно-обморочным студентом-евреем тарелку щей), образовать, помочь опубликовать, выдвинуть, делать всё то, что сегодняшнее левачьё делает на Западе по отношению к неграм. Иногда и просто усыновить (см. Зиновий Пешков). Галковский называет это «класть больше заварки».

Много раз было сказано о подвижничестве Горького в эпоху «несвоевременных мыслей», скольких людей он спас от расстрела или тюрьмы, скольким помог выехать заграницу. Горький вложился в революцию по-полной. Но когда она настала, он обратил свой колоссальный авторитет Буревестника не на пользу себе, но ради помощи преследуемых новой властью, в том числе и тех, против кого он сам не так давно возбуждал гнев и ненависть.

Разойдясь и разругавшись с теми неблагодарными свиньями, кто ещё вчера кормился с горьковского стола, он покинул Россию.

Горький-человек и гражданин должен быть всемерно почитаем.

Горький-писатель должен быть повсеместно читаем и построчно изучаем.

Горьковский «анти-дачный» дискурс - деконструирован.

Меня, к примеру, чрезвычайно интересует метод мощнейшего горьковского эротизма.

«Мальчик лежал на полу и занимался детским грехом» - это же чудо! (Дело Артамоновых?)

Горький потрясающе остроумен:

- Ты читал Ивангоэ?

- Айвенго, - поправил Клим. - Это написал Вальтер-Скотт.

- Дурак, - презрительно сказал Иноков. - Что ты всех поправляешь?

И, криво усмехнувшись, предупредил:

- Смотри, вырастешь - учителем будешь. Мальчики засмеялись.

Читая Горького, удручаешься АКТУАЛЬНОСТИ всех этих споров: Европа мы, не Европа, что нужно скорее: плуг или парламент. Если убрать вечнозелёную тему «Путин-огурец», то весь форум Завтра можно подменить романом Жизнь Клима Самгина без малейшей потери смысла. Все характеры будут представлены, все фабулы - изложены.

К оружию, дачники!

На фото: Максим Горький и Зиновий Пешков (Свердлов)

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x