Сообщество «Салон» 12:45 20 декабря 2018

Магнетизм граней

в музеях Московского Кремля представлена экспозиция «Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей»
4

 

«Пляшет мир драгоценностей, звоном дразня,

Ударяет по золоту и самоцветам.

В этих чистых вещах восхищает меня

Сочетанье внезапное звука со светом».

Шарль Бодлер.

В знаменитом кинофильме «Джентльмены предпочитают блондинок» героиня Мэрилин Монро поёт песенку-манифест: «Лучшие друзья девушек — это бриллианты». Соль в том, что всё — преходяще, эфемерно, тогда как драгоценности — остаются, и потому лучший кавалер — не тот, который погибает во имя любви, а тот, что lives and gives expensive jewels - живёт и предоставляет дорогие каменья. Диадемы и браслеты — завораживают и пугают. Ради них совершаются ограбления и удушения. Причина не только в стоимости, но и в бешеной энергетике, заключённой в этих блестящих штучках. Неслучайно в Средние века писались трактаты о лечебно-магических свойствах камней. Не нужно быть ювелиром и вообще профессионалом, чтобы оценить игру света и магнетизм граней. «Мистер Роллз плохо разбирался в драгоценных камнях, но Алмаз Раджи был чудом и говорил сам за себя. Найди его деревенский мальчонка, он с криком бежал бы до ближайшего дома, а дикарь благоговейно простерся бы ниц перед таким удивительным фетишем. Красота этого камня ласкала взор молодого священника, мысль о его неисчислимой стоимости подавляла воображение». В этом отрывке из стивенсоновского «Клуба самоубийц» - вся природная страсть хомо-сапиенса к редкостному — подлинному — сиянию камня. Увы, не каждый из нас имеет ценности, но их можно увидеть на выставке.

В музеях Московского Кремля сейчас представлена экспозиция «Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей», организатором которой выступил дом Bulgari. Это - респектабельная итальянская компания, основанная в 1884 году и специализирующаяся на предметах роскоши — ювелирных изделиях, часах, аксессуарах из кожи, парфюмерии. Вещь от Bulgari — символ достатка, пафоса и риска. «Готовя совместно с нашими коллегами выставку, мы хотели не просто представить посетителям Музеев Кремля удивительные по своей красоте произведения Bulgari, но продемонстрировать особую специфику этих украшений, показать, что в жизни женщины XX века они всегда играли не только эстетическую, но и социальную роль», — констатировала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Итак, блистательный финал XIX столетия — человечество думает, что наконец-то достигло цели. Растут шикарные отели, проектируются высоченные — аж семиэтажные — доходные дома, наследуются великие состояния и — за пару дней проигрываются в игорных клубах. Эра технических новинок и небывалых удобств: «Мы с вами живем в век комфорта. Так как у нас дела во всех уголках планеты, человечеству пришлось придумать железные дороги. Железные дороги успешнейшим образом разъединили нас с друзьями, поэтому пришлось изобрести телеграф — чтобы и на больших расстояниях люди могли общаться друг с другом. В отелях, например, завели лифты, чтобы людям не приходилось карабкаться какие-нибудь сто ступеней по лестнице», - утверждает персонаж всё того же «Клуба самоубийц». На этом благодатном фоне возникает целая сеть ювелирных контор, создающих обрамление для светской жизни. Нуворишам нужно много и — сразу. Грек Сотириос Булгарис основывает в Италии доходный бизнес и очень скоро достигает успеха. Его фирменной огранкой был кабошон (от фр. caboche — голова) - способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность. Мир жадных богачей требовал блеска. Глашатай эстетики декаданса Жорис Гюисманс устами своего героя – Дез Эссента высказывался о бриллиантах весьма сурово: «Бриллиант опошлился с тех пор, как им стали украшать свой мизинец торговцы». Далее герой Гюисманса рассуждает о явном несовершенстве каждого из камней. Изумруды и рубины, с его точки зрения, похожи на примелькавшиеся всем зелёные и красные омнибусные огни. Топазы - «радость обывателя». Вот только сапфир уберег свой синий блеск от грубых толстосумов! Он скромен и возвышенно благороден. Но, тем не менее, и сапфир, оказывается, не слишком хорош – его ясные лучи перестают радовать зрителя при свете ламп. В те годы полагали, что электричество «убивает» любую красоту — особенно, если это — прелесть женщины и мерцание камня. Экспозиция Bulgari спорит с этим выводом — грамотно поданная подсветка и — романтические истории красавиц тому подтверждение.

Задача выставки — показать, как менялись вкусы, направления, и — желания. Всё, что казалось немыслимым и — безвкусным в 1910-х сделается феерическим в 1980-х. Вот - забавная брошь Ice Cream Cone (золото, коралл, халцедон и - бриллианты) 1986 года — стандартный «вафельный» конус, наполненный бледно-розовым «мороженым». В том же 1986 году Bulgari выпускает не менее смешное «Эскимо на палочке» (золото, полихромный халцедон и бриллианты). Смелые эксперименты с «едой» стали возможны только после Энди Уорхола с его крикливым поп-артом, превращающим любой кулёк поп-корна в объект поп-искусства. Попса в XX веке перестала быть ущербной — вряд ли это позитив, но это — факт. Здесь — бурлеск высшей пробы, в прямом смысле этого слова. Надкусанные сладости из дорогостоящих металлов и камней — в качестве украшения какого-нибудь эффектного жакета от Сен-Лорана — для женщины-яппи. Тут же — шуточные и — отнюдь не дешёвые брошки Candy (золото, бриллианты, зеленый турмалин, цитрин) датированные 1983 годом — это уже карамельки в разноцветных фантиках. Не менее интересны этнические мотивы 1970-х на примере колье «со слоником» из аметистов, бриллиантов и зеленой эмали (1971). Сугубо европейская вещь сотворена в подражание индийской теме, как было модно в эру хиппи. Также широко представлена серия Monete с использованием античных драхм и сестерциев — типичная игра постмодернизма 1970-1980-х годов.

Основная часть экспозиции - драгоценности, принадлежавшие звёздам итальянского и голливудского кино. В XX веке актёры, певцы и музыканты, развлекающие толпу, обратились в кумиров, чья значимость равнялась королевской, аристократической. Поэтому свадебная тиара инфанты Беатрисы Испанской из платины, бриллиантов и аквамаринов (1935) или, например, украшения коллекционерки и благотворительницы - баронессы Кармен Тиссен-Борнемиса выглядят не только сдержаннее «артистических» - вот это как раз не вызывает удивления — но и занимают не самое почётное место. Они — в ряду прочих. В центре внимания - безделушки Элизабет Тейлор, которая признавалась, что у неё было очень много мужчин и несколько брачных союзов, однако же, подлинный экстаз и слияние — только с украшениями. Суперстар даже написала книгу «Роман с драгоценностями», где поведала о времени и о себе, а заодно — о чудесных блёстках. Безжалостные журналисты и бытописатели гламурной жизни подшучивали над этой склонностью: чем толще мадам Тейлор, тем весомее броши, колье, ожерелья. Тонкий перстень с аккуратным камешком или скромная веточка с парой аметистовых ягод, мол, «затеряются» на фоне тётушки-бегемота. Остроумная актриса парировала: «Да. Большим девочкам нужны большие бриллианты». Впрочем, Тейлор любила крупные вещи даже в те годы, когда её талия не превышала пятидесяти трёх сантиметров. Каждый экспонат — воспоминание о событии. Чудный сотуар с подвеской (платина, сапфиры, бриллианты) - подарен Ричардом Бёртоном на пике влюблённости, во время съёмок легендарной «Клеопатры» - фильма наивного, анти-исторического, и — роскошного. Красотка Тейлор милостиво позволяла дарить себе украшения, а потому все каменья с выставки - доказательства «не вечной» любви. Зато блеск — вечен.

Итальянская дива Анна Маньяни — полная противоположность Элизабет Тейлор — и в игре, и в отношениях. Тем не менее, и она любила вещи от Bulgari, которые покупала сама, не дожидаясь, что ей поднесут алмаз в качестве льстивого дара. На выставке - её броши из платины с рубинами и бриллиантами (1959) и кольцо Trombino (ок.1965) с редчайшим бриллиантом, имеющим вес 25 каратов. Другая королева послевоенного кино — Джинна Лоллобриджида. У неё наблюдалась столь же неутолимая жажда роскоши, как у Тейлор и, как трещали вездесущие репортёры: намного больше вкуса. Её броши из бриллиантов и серьги с изумрудами (1960) — лишь дополнение к земной красе Лоллобриджиды.

Ещё одна заказчица Bulgari - Анита Экберг — одна из так называемых «блондинок Хичкока». То был особый типаж — холодная богиня, обладающая, как ни странно, горячим темпераментом и некоторой склонностью к распутству. Хичкок искал таких актрис с какой-то фанатической маниакальностью — только они — эти «полыхающие ледышки», оксюмороны годились для его мрачных фантасмагорий. На выставке - несколько вещей Экберг, а на фотоизображениях шведка выглядит, скорее, элегантно, чем эксцентрично. Брошь и браслет — зачем больше?

Кстати, во многом, благодаря «звёздам» экрана, эстрады и подиума в XX веке были окончательно утрачены правила ношения тех или иных камней. В старых классических произведениях нам то и дело встречаются рассуждения в духе уайльдовских леди: «Гертруда разрешает носить только жемчуг, а я его терпеть не могу. В жемчугах я такая скромница, умница, пай – девочка». Однако и в середине XX столетия приводились кое-какие резоны в пользу возрастного ценза.«Я обожаю бриллианты. Хотя я считаю, что носить бриллианты девушкам до сорока  — это дурной тон», - щебетала Холли Голайтли из фильма «Завтрак у Тиффани». В книжном варианте монолог ещё острее: «Но это дешёвка – носить бриллианты, пока тебе нет сорока. И даже в сорок рискованно. По-настоящему они выглядят только на старухах». Нынче юные модельки спокойно позируют в тяжёлых колье, а немолодые богачки, наплевав на этикет своих прабабушек, демонстрируют какую-нибудь стильную бижутерию (тоже, впрочем, не бросовую). Догмы касались не только носительниц бриллиантов, но и — создателей украшений. Из печати выходили многостраничные пособия — о том, какие металлы и камни надо смешивать в одном украшении, а какие — нет. Ювелиры Bulgari изначально не желали следовать канону, поэтому у них можно встретить самые фантастические сочетания, вряд ли мыслимые у других мастеров.

Несмотря на то, что драгоценности — коварны и жестоки, а из-за них совершаются безумства, убийства и неблаговидные поступки, всё же ювелирные изыски не перестают восторгать людей. В этом — наша слабость. Или — часть нашей культуры?

На фото: браслет в технике Tubogas, двухцветное золото, античные бронзовые монеты, 1975 год.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Cообщество
«Салон»
4 0 8 960
Cообщество
«Салон»
1 1 10 240
Комментарии Написать свой комментарий
20 декабря 2018 в 18:21

Не актуально.

21 декабря 2018 в 14:32

Еще бы - правоверных ленинцев от таких выставок откровенно воротит.

""Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира. Это было бы самым «справедливым» и наглядно-назидательным употреблением золота... "

В.И. Ленин
«О значении золота теперь и после полной победы социализма»
5 ноября 1921 г.

20 декабря 2018 в 21:37

Ценная тема.
Провозглашается, что «Лучшие друзья девушек — это бриллианты». А не мужчины.
Кем толще мадам Тейлор, тем весомее броши, колье, ожерелья.

А вот зачем они им? С бриллиантами женщина чувствует себя прекрасно. Да. Но по сравнению с другими, окружающими, а те зеленеют от зависти, чувствуют себя хуже.
Вот так драгоценностями и нарядами женщины борятся за Иерархию.
Мужчины тоже борятся, и верхнему достаются лучшие женщины. Но если всех женить? Серафим Саровский писал? "МеньшИтесь друг перед другом".
Не пора ли отменить эту животную борьбу за иерархию.
Станьте людьми. Дорогая женщина недоступна для мужчин.