Сообщество «Посольский приказ» 21:52 29 октября 2017

Мадьярский реванш

Находящаяся в самом центре Европы и служащая своего рода связующим звеном между Россией, Балканами и Западной Европой, при этом старающаяся не попадать в сферу влияния ни одной из этих фракций, Венгрия сумела достичь невероятного. В контексте Европы, где нормой считается отрекаться от своего великого наследия и каяться за деяния своих предков, Венгрия прямо заявляет, что гордится своим великодержавным прошлым. В Европе, где политический спектр скошен настолько, что даже умеренные и тихие правоцентристы зачастую подвергаются сравнениям с Гитлером, каким-то образом существует партия «Фидес», по меркам любой другой европейской страны считавшаяся бы ультраправой. В той же Европе, где ведущие идеологи напрямую говорят о том, что настало время отказываться от национальной идентичности, венгерское правительство предоставляет право голоса на выборах всем этническим венграм, даже тем, кто в стране никогда не проживал. Наконец, все в той же самой Европе, где по улицам крупнейших городов с танцами и шумом ходят те, кто не скрываясь гордится своей дефективностью, а Папа Римский положительно оценивает арабское нашествие на континент, в Венгрии принимается конституция, законодательно определяющая объединение венгерского народа Христом и христианством, полностью запрещаются аборты и разрешается использование огнестрельного оружия в целях самообороны. Причины такой контрарности центральной линии европейской политики следует искать в двух плоскостях – в истории Венгрии последних полутора веков и в истории жизни Виктора Орбана, чье имя вот уже восьмой год вызывает дрожь в коленках у брюссельских бюрократов.

Поле разгромного окончания Первой мировой Венгрия вышла из состава двуединой монархии Австро-Венгрии, провозгласив республику. В попытках смягчить руководство стран-победителей молодая республика существенно сократила армию, из-за чего потеряла способность сопротивляться интервенциям Чехословакии и Румынии в начале 1919 года. В результате этого, а также поддержки Антантой войны против Венгрии и полного игнорирования венгерских условий для заключения мирного договора, внутри страны произошли значительные перемены и к власти пришли коммунисты, сумевшие не только отразить атаки чехов, но и перейти в наступление, захватив южную часть Словакии. Только после этого президент США Уилсон пошел навстречу Венгрии и инициировал подписание мирного договора, важнейшим условием которого был отвод венгерских войск в пределы страны в обмен на прекращение интервенций союзников Антанты. Разумеется, интервенции не были прекращены даже после выполнения венгерскими красными своих обязательств, а продолжались до августа 1919, когда советская власть в Венгрии пала под ударами румынской армии, поддерживаемой Антантой. В результате этого Венгрия потеряла огромные территории и навсегда приобрела тот самый особенный реваншизм, связанный с Первой мировой.

двойной клик - редактировать изображение

Еще два десятилетия, до начала хаоса Второй мировой, во всех государственных учреждениях Венгрии были приспущены национальные флаги, а в школах и церквях без устали молились о восстановлении страны в прежних границах. Начиная с 1950-х годов умелая игра политиков на печали и ярости венгров была способна принести победу на выборах. Венгрия в этом плане сильно напоминает Турцию, где лидер, манипулируя реваншистскими настроениями, оставшихся после Первой мировой войны, не только сумел закрепиться у власти, но и встать в авангарде возрожденного националистического движения. В каком-то смысле такой же алгоритм был применен и к некоторым другим странам с великим прошлым, потерпевшим страшное поражение и утратившим значительные территории.

В обновленном виде, вновь поднявшем голову уже в XXI веке, венгерский реваншизм делает упор не на потерянные территории, а на венгерский народ, утративший родной край. Из 16 миллионов венгров лишь 9 живет в Венгрии, остальные же нашли пристанище в центрах иммиграционного притяжения, таких как Канада и США или же оказались отрезаны от родной земли границами, проведенными Антантой. В граничащих с Венгрией странах до сих пор живет почти 2 с половиной миллиона венгром, чье возвращение домой стало главной целью националистического правительства Виктора Орбана.

Орбан, разгон карьеры которого произошел в 1990-х годах, во время тяжелейшего кризиса венгерской экономики и демографии, в 1988 учредил партию «Фидес», чье название расшифровывается как «Союз молодых демократов». Постепенно либеральная направленность партии уступила место правоконсервативной ориентации и умеренному национализму. В 1998 году «Фидес» одержала победу на выборах и Орбан стал премьером. Четыре года экономических реформ привели к тому, что суровому спаду был положен конец, но непопулярное в народе вступление в НАТО уничтожило шансы на победу партии на следующих выборах. Орбан извлек уроки и в следующих кампаниях делал упор не только на необходимость придерживаться правого экономического курса, но и на идеи социального консерватизма. Эти усилия дали свои плоды к началу нового десятилетия, когда результатом победы «Фидес» и повторного вступления Орбана в должность стала крупнейшая конституционная реформа, принятая весной 2011 года. Текст Конституции, провозгласившей брак союзом между мужчиной и женщиной, а элементом, скрепляющим венгерский народ – христианство, моментально стал красной тряпкой для всех европейских либералов. Венгрия моментально была признана недемократическим, дискриминирующим и нарушающим права человека государством. В глазах Брюсселя Орбан стал кровавым тираном, когда отказался принимать беженцев с Ближнего Востока, призвал к отказу от этого других европейских лидеров и построил стену на границе. Из-за своего положения Венгрия служит транзитным государством, отделяющим беженцев, проникающих в Европу через Балканы, от огромных пособий и бесплатных квартир, которые предоставляют немцы и французы. Орбан не одобряет санкций против России и настаивает на острой необходимости сотрудничества с Москвой, что еще больше настраивает против него Брюссель. Очередным скандалом недавно увенчалось заявление Орбана по поводу сомнительной деятельности самого известного на Западе венгра - спекулянта Джорджа Сороса. Отданные им распоряжения венгерским спецслужбам были направлены против действий множества НКО миллиардера, чья цель, по словам Орбана, - превращение Европы в континент с населением из смешанных рас.

Виктор Орбан, отец пятерых детей и в прошлом полупрофессиональный спортсмен встал во главе страны на закате тяжелейшего века в ее истории. Сегодня, спустя два десятилетия, в европейской политике не осталось никого, кто был бы равнодушен к венгерскому премьеру. Его боготворят евроскептики, консерваторы и националисты всех мастей, от британской UKIP до немецкой AfD, его люто ненавидит бессильное меньшинство внутри страны и ведущие идеологические и бюрократические деятели Евросоюза. Но то, что имеет наибольшее значение – его, как показали последние парламентские выборы, поддерживает две трети населения страны, вероятно, видя в нем истинного патриота, столь редкого в сегодняшней Европе.

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x