Авторский блог Елена Соколова 15:32 21 ноября 2018

Людвиг Нобель в гостях у Елены Образцовой

О панельной дискуссии "Славная история — из прошлого в будущее" в рамках VII Санкт-Петербургского МКФ

15 ноября 2018 года в Культурном центре Елены Образцовой, на Невском, 65, в рамках Санкт-Петербургского Международного Культурного Форума прошла панельная дискуссия секции "Сохранение культурного наследия", на тему "Славная история — из прошлого в будущее". Было заявлено представление уже реализованных культурных и социальных проектов, получивших признание, к обсуждению планировались вопросы, связанные с продолжением традиций и культурного наследия прошлого.

Заседание открыла один из модераторов дискуссии, г-жа Анжелика Гурская, директор Северо-западного филиала «Российской газеты», сразу обозначив несколько основных посылов:

двойной клик - редактировать изображение

- Понимание культуры не только как наследия, но и как творческого потенциала страны;

- Важность реализации культурно и общественно-значимых проектов;

- Ключевая роль фонда Людвига Нобеля в культурном пространстве России как средства и способа сохранения и продолжения культурных традиций.

Далее слово взял г-н Евгений Лукошков, руководитель Фонда, и провел для собравшихся краткий экскурс в историю, рассказав о старшем брате всем известного Альфреда Нобеля – Людвиге, о его практическом вкладе в историю и производственную мощь России, о его социальных проектах и меценатстве, а также о том, что именно в честь Людвига Нобеля была учреждена первая в мире Нобелевская премия и случилось это в 1888 году, тогда как всем известный шведский аналог был учрежден лишь семь лет спустя. Связывая прошлое и будущее, он подчеркнул, что поскольку фонд Людвига Нобеля есть средство и способ сохранения и приумножения традиций, то он не может и не должен существовать без идей и людей, которые, по сути, есть руки (как виртуальные, так и реальные), которые призваны ( или должны быть призваны) делать все возможное для выполнения главной задачи фонда, совпадающей с самыми насущными требованиями нашего времени.

двойной клик - редактировать изображение

Генеральный секретарь Всемирного союза женщин-предпринимателей Карин Ван Моурик, автор недавно вышедшей в издательстве «ЭКСМО» книги « Перевод русского. Дневник фройлян Мюллер - фрау Иванов» (написанной в сотрудничестве с Натальей Баранниковой), на отличном русском языке говорила о своей деятельности по популяризации русской культуры, через Центр Марины Цветаевой во Фрайбурге (Германия), где она является со-онователем, и где, вместе с профессором славистики, доктором Элизабет Шоре, организует различные мероприятия, например, такие как выставка «Россия в Европе — Европа в России. 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева», которая разместилась 22 сентября этого года в городском музее Баден-Бадена и будет работать там до 3 марта 2019 г. Основной идеей ее выступления стала мысль о параллелях и повторениях в мировой Истории, и о насущной необходимости диалога культур двух наших стран, России и Германии - на фоне эскалации вражды и силового противостояния в политике. И чем сильнее это напряжение, тем ярче и теснее должно быть это взаимодействие, потому что только оно может помочь преодолеть злое, разъединяющее нас начало.

двойной клик - редактировать изображение

Анна Вячеславовна Яковлева, еще один руководитель Фонда Людвига Нобеля, рассказала о проекте «Кадеты Победы», и о тех, ради которых собственно и предпринимается это самое возрождение, о котором так много говорится сегодня. Проект этот реализовался в форме смотра, став Первым Смотром (тут же повеяло чем-то очень знакомым, из моей пионерской юности, нахлынули воспоминания….) воспитанников кадетских училищ и корпусов. В Смотре приняли участие и стали победителями такие учебные заведения как ГБОУ «Кадетская школа Пушкинского района г.Санкт-Петербурга ( открыта в 2004г); Иваново-Вознесенский имени генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева кадетский корпус муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №43», созданный в 1998 году; Первый Московский Кадетский Корпус, отметивший в 2018-ом 240 лет со дня своего создания, где с 1904-го и вплоть до расформирования в 1918 году, директором был генерал-лейтенант В.В.Римский-Корсаков; Второй Московский Кадетский Корпус, открытый в декабре 1849-го и наконец, ФГКОУ «Первый пограничный кадетский военный корпус Федеральной службы безопасности Российской Федерации». В буклете, изданном в рамках проекта – история создания этих корпусов, стихи, рассказы и фотографии картин, выполненных юными кадетами. Есть даже одна икона, Святого Пантелеймона, написанная Шумаковой Юлией, ученицей Иваново-Вознесенского кадетского корпуса, которая несмотря на столь юный возраст, уже даже получила благословение Церкви. И это говорит об очень глубокой серьезности и ее натуры и ее увлечения, ибо согласно Церкви - икона это то, что направляет и поддерживает человека в духовном пути и к ее создателю предъявляются особые требования. Икона может быть выполнена только в молитвенном, благоговейном состоянии и благословить на такое серьезное послушание может только опытный духовник.

Тема воспитания подрастающего поколения и преемственности традиций прозвучала также в выступлении Максимцева Игоря Анатольевича, ректора Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Он рассказал о просветительской акции, проведенной в университете к 100-летию Революции 1917-го, как экспонировались в стенах Университета документальные материалы тех лет, как проводились встречи с теми петербуржцами, кто помнит ( по рассказам близких и родных, как я поняла ) те грозовые годы.

двойной клик - редактировать изображение

Дети существа искренние и бросающиеся в крайности по любому поводу. Для юности нет полутонов, они нетерпимы и нетерпеливы. И даже те прагматики, коими они являются сегодня, все так же чувствительны ко лжи и фальши, а, возможно, теперь - еще более чем когда-либо раньше. И потому неудивительно, что это возрождение свидетельств прошлого в стенах бережно сохраняемого здания Ассигнационного Банка Российской Империи, построенного по проекту Джакомо Кваренги в 1783—1799 годах, произвело на ребят сильное впечатление. Ведь перед ними были не слова, не лозунги, а факты. А факты, как известно, упрямая вещь, опровергнуть которую можно лишь с помощью других фактов.

двойной клик - редактировать изображение

Теме документальных свидетельств прежних эпох была продолжена в одном из самых (на мой взгляд) интересных докладов заседания – в выступлении г-на Валентина Эльбека, президента Фонда исторической фотографии имени К.К.Буллы. Пока он говорил, я вспоминала «Имя Розы» Умберто Эко и книжку Раймонда Фейста, попавшую в руки случайно, где среди прочего рассказывалось о монастырской обители в некоем городе Сарт, веками собирающей книги и манускрипты, ибо если исполнится пророчество и все поглотит тьма, останется только «то, что есть Сарт», то есть сохраненное в стенах монастыря знание, которое сможет послужить тем, кому удастся пережить тьму.

Карл Карлович Булла был личным фотографом, личным «летописцем» Людвига Нобеля. Только учтенных работ Карла Буллы и его сыновей, Виктора и Александра, в архивы и хранилища было передано общим числом в 238 тысяч. 238 000 фотографий современного им мира. И это только документалистика, а еще были портреты и фотографии великих их современников – Горького, Есенина, Шаляпина, Стасова, Чуковского, Репина, Льва Толстого. И еще были просто портреты и просто фотографии, за которыми на 4 этаж ( где располагалась студия Буллы) стояли очереди. Достигнув высот в портретной фотографии, и получив высочайшее дозволение снимать все что ему угодно, Карл Булла положил русской фотожурналистике.В 1918 году он уехал в Эстонию на родину жены, собираясь вернуться через год, но эти планы так и не осуществились, и последние 11 лет он прожил со своей женой Христиной, на ее родине, в селении Ийде на острове Сааремаа. Дети – Александр и Виктор Булла, оставшиеся в России, горячо приветствовали революцию и стали продолжателями дела отца.

Виктор Булла был фотокорреспондентом на русско-японской войне, оставив наиподробнейшую ее летопись, а Александр сделал то же самое для Первой Мировой. Кроме того, оба стояли у истоков кинематографии - в 1909 году они организовали товарищество «Аполлон» по производству документальных фильмов. Виктор Булла принадлежал к окружению Сергея Мироновича Кирова, много снимал В.И.Ленина, и именно с одной из его фотографий было взято изображение Ильича для первого варианта Ордена Ленина. Оба они впоследствии были репрессированы – где и как умер Александр Булла, так и осталось неизвестным, а Виктор был арестован и расстрелян.

20 июля 2018 года, на острове Сааремаа, был открыт филиал музея Фонда исторической фотографии и памятник на могиле Карла Карловича Буллы. Валентин Эльбек рассказал, что на открытие памятника собралось практически все население, люди пришли семьями, в национальных костюмах. Ко дню открытия они расчистили территорию вокруг памятника, заасфальтировали подъезд к нему. Дом, где прожил свои последние годы Карл Карлович, стал называться музеем-усадьбой «Дом Буллы».

Гости из Америки ( Пол (Павел Павлович) Родзянко, возглавляющий Фонд Эрмитажа в Соединенных Штатах Америки, заместитель председателя Фонда американо-российского культурного сотрудничества), и из Англии (Майкл Вайн-Паркер, председатель Императорского Православного Палестинского общества в Великобритании) много говорили о «культурной дипломатии», однако должна честно признаться, что к стыду своему, я так ничего конкретного и не уяснила из их выступлений, кроме разве что того, что: а) в какой-то период отношения между Россией и Америкой достигли такого напряжения, что единственной (то ли разрешенной, то ли возможной - ???) формой их поддержания стали гала-ужины, и что: б). наш английский гость очень гордится своим знакомством с патриархом Кириллом, рядом с которым ему довелось как-то занимать место на каком-то званом обеде или ужине. Впрочем, оба гостя полностью сходились в том мнении, что провозглашенный госпожой Карин Ван Моурик курс на максимальное культурное сближение России и Германии на фоне напряженности в политике, должен быть расширен и стать курсом на максимальное сближение России со всей Европой. Далее вновь взял слово г-н Лукошков, и кратко упомянул о вкладе г-на Родзянко в организацию и проведение выставки к 400-летию Дома Романовых в Библиотеке Конгресса США, часть материалов для которой была предоставлена все тем же Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Чем конкретно занимается Палестинское Императорское Православное Общество, чье название оказалось так схоже с названиями масонских обществ и орденов прежних эпох, а главное, чем помогли и/или планируют они помогать фонду Нобеля и делу воспитания, наставничества и меценатства, начатому некогда Людвигом Нобелем и его сподвижниками – так и осталось для меня тайной.

двойной клик - редактировать изображение

Еще одним впечатляющим выступлением стала речь графа Петра Петровича Шереметева, архитектора, мецената, ректора Парижской русской консерватории имени С.В.Рахманинова, председателя президиума Международного совета российских соотечественников. Петр Петрович - кавалер Ордена Искусств и Литературы, кавалер Ордена Дружбы, кавалер золотой звезды ордена «Меценат столетия», потомок фельдмаршалов А.В.Суворова и М.В.Кутузова, чьей прапрапрабабушкой была Прасковья Ивановна Жемчугова, крепостная актриса, на которой некогда женился вельможный граф Николай Петрович Шереметев, заслуги этого дворянского рода знамениты и бесчисленны.

Начал он с того, что ( единственный из всех !) отдал дань уважения той, чей дух и образ до сих пор живет в стенах Культурного Центра на Невском, 65. «Дама талантов и искусств», - сказал Петр Петрович о Елене Васильевне Образцовой, - «я ей кланяюсь!». И отдал поклон в сторону портрета, висящего на стене над роялем.

«Говорить о культуре прошлого и будущего порознь нельзя, потому что они связаны» - это замечание графа Шереметева есть истина абсолютная, и это очень важно помнить, особенно сегодня. И хотя одним из главным лейтмотивов в выступлениях была старая как мир тема семнадцатого года, разделившего Россию царскую и Россию революционную, тем не менее, сколь ни были велики тогда потери, пора уже наконец-то признать, что начавшееся в девяностых культурное «обнуление», гигантскими темпами совершающее свой путь сейчас, прямо у нас на глазах – это «разлом» гораздо более глубокий, трагический и всеохватный. В начале 20 века «культурная утрата», понесенная Россией, в была скомпенсирована произошедшим параллельно «культурным обогащением» мира за ее пределами, что явилось естественным следствием русской эмиграции. К тому же, революционные солдаты и матросы оказались настолько прилежными учениками, что сегодня, оглядываясь назад, мы, как ни крути, а вынуждены признать, что такой же недостижимой для нас теперь вершиной стала и культура советской эпохи, пришедшая на смену утраченному в 1917-ом. И вновь это коснулось абсолютно всех сфер – образования, музыки, литературы, кинематографа, театра, оперы, балета, вплоть до таких простых, казалось бы, вопросов как воспитание детей и умения вести себя в обществе. И если понятие «честь» в 1917 году всего лишь поменяло «сопутствующее ему прилагательное», и из чести дворянской став честью рабочей, партийной, комсомольской, но оставшись при том - офицерской, солдатской, да и просто человеческой, то сегодня само это слово стало неупотребляемым, «неудобным», чуть ли не неприличным, и фактически - исчезло из лексикона.

двойной клик - редактировать изображение

Петр Петрович говорил о русской консерватории имени Рахманинова в Париже, бессменным руководителем которой он является уже много лет, говорил о тяжелом ее положении, о том, что она – небольшая, частная консерватория, дает такие знания, которые, по его словам, не в состоянии дать 20 имеющихся здесь же, в Париже, консерваторий муниципальных. Говорил о том, что никто им не помогает.

Нет голосов, говорил он, нет музыки, Да, она исчезает, вслед за литературой. Литература – самая сложная часть культуры, литература почти умерла сегодня. Самое сложное всегда умирает первым.

Может быть, поэтому так много было на мероприятии разговоров о прошлом. Но мы живем сегодня. Хватит вести прошлые войны - нужно двигаться дальше. Потому что на самом деле, голоса – есть. Так же как есть и композиторы, и художники. Так же, как поэты и писатели - в том самом, стародавнем, понимании этих слов. Не авторы – безликое словцо дня сегодняшнего, а именно, поэты и писатели. Есть достойные. Но они – творят в стол.

Потому что для того чтобы создать нечто действительно прекрасное нужны совершенно, категорически другие, просто-таки прямо противоположные человеческие качества, чем для пробивания себе дороги к зрителю или читателю.

Иногда мне сдается, что все профессиональные проблемы сегодняшних творцов культурных ценностей заключаются в том, насколько близки они риску «стать звездой». Чем выше риск, тем выше соблазн заниматься карьерой, а не творчеством, потому что если ты будешь заниматься творчеством, другие будут заниматься карьерой - и опередят тебя. «Вот когда я стану звездой, тогда я буду иметь много денег и времени и займусь, наконец, своим творчеством»… Очень похоже на фразу из моего любимого сериала «Сотня»: «Мы спрячем нашу человечность, потому что нам нужно выжить. А когда мы выживем – мы вернем ее себе».

Безусловно. Если будет что возвращать.

О чем-то в этом же роде попыталась сказать участникам встречи госпожа Барбара Дитрих, главный редактор журнала «Дипломатический мир», нарисовав краткими, жесткими фразами наше не столь отдаленное будущее, и определив его как производное сегодняшних тектонических сдвигов в политике, культуре, религии, как продукт замещения духовного материальным, а реального – виртуальным. Попыталась представить день сегодняшний как символ и образ мировой экологической катастрофы, затрагивающей самое святое в человеке, его внутреннюю суть, то, что когда-то «вырвало», «выщепило» его из мира животных и сделало существом мыслящим, способным к мечте и созиданию. Однако, к сожалению, выступление г-жи Дитрих не было включено в число запланированных, и она «не обладала статусом спикера» (как выразился г-н Лукошков), поэтому предоставить ей довольно времени для изложения ее взглядов он, к сожалению, не мог.

двойной клик - редактировать изображение

Выступление делегации от Международного Пушкинского Фонда, в лице ее вице-президента г-жи Оксаны Бого и пресс-атташе г-жи Янины Козари тоже внесло оживление в ряды собравшихся. Призыв к действию, в прозвучавших на заседании словах Марии-Мадлен Пушкиной-Дурново и Александра Александровича Пушкина: «История продолжается до тех пор, пока есть действие. Действуйте, несмотря ни на что!», наэлектризовал аудиторию настолько, что даже сорвал с места заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Ирину Евгеньевну Тайманову, которая стала предлагать свои идеи по «оздоровлению» ситуации в парижской консерватории, подведомственной Петру Петровичу Шереметеву и свои мысли по «культурному обмену» между этими учреждениями. Закончила она свое выступление призывом к молодежи, и к необходимости поиска волонтеров для помощи фонду в реализации его проектов.

Однако, самого что ни на есть главного – перечня или хотя бы упоминания о грядущих культурных проектах, подлежащих реализации или к ней предлагаемых - я так и не услышала. Так же как не увидела никаких признаков серьезной, полноценной дискуссии в том, что происходило на моих глазах.

Говорили о Фонде как о средстве и способе. Об идеях и руках, о волонтерах и проектах. Неизвестным, однако, осталось - есть ли какие-либо конкретные идеи для реализации их руками этих волонтеров. Помощников набрать можно, но ведь им надо дело дать. А вот с этим, как мне представляется, у Фонда есть затруднения. Фонд Людвига Нобеля – это организация благотворительная, меценатская. Премий ( в отличие от шведского своего аналога) Фонд не дает, а дает медали – за вклад и заслуги. В интернете можно найти список отмеченных медалями лауреатов, там практически все значимые люди нашей страны – и поэты, и художники, и артисты и политики и ученые. Но это ведь это снова - прошлое. Премии – за заслуги уже имеющиеся. А хочется-то вперед, в будущее.

Впрочем, возможно, после дискуссии, в кулуарах, в частных разговорах и были выработаны собравшимися какие-то планы и инициативы - но, увы, это осталось тайной.

И пока у Фонда Людвига Нобеля нет проектов, о которых имеет смысл говорить вслух, я хочу воспользоваться возможностью и предложить ему обратить внимание на ту самую организацию, в гостях у которой он был в этот раз - на Культурный Центр Елены Образцовой. Где подвижнически, неустанно, и абсолютно gratis трудится ее директор Ирина Алексеевна Чернова, похожая на добрую фею из сказки, улыбчивая, спокойная, всех гостеприимно принимающая, помогающая, проводящая, организовывающая, находящая для всех время неутомимая и всегда приветливая. Как ей это удается, я не постигаю - не иначе, как в ее личных сутках часов больше, чем в сутках у всех остальных.

двойной клик - редактировать изображение

Деятельность подведомственного ей Центра настолько разнообразна, что проще наверно сказать, что они не делают, чем перечислить то, чем здесь занимаются. Здесь есть, кажется, все виды культурных и просветительских мероприятий - и конкурсы ( и большие и малые), и творческие школы, и участие в выездных мероприятиях, форумах, конференциях, мастер-классах – и в России и за рубежом. Культурный центр активно сотрудничает с Академией певцов Мариинского театра. С 2013 года он стал пространством, где регулярно проводятся концерты, творческие вечера, музыкальные спектакли и выставки. Очень большая работа проводится с детьми, много детских образовательных проектов, в частности, в 2015 году был открыт детский музыкальный театр "Золотой ключик" и залы Культурного Центра стали его репетиционной площадкой. Юные таланты благодаря поддержке Культурного центра всегда обеспечены вершинами, которые нужно покорять и зрителями, перед которыми можно выступать.

Международный Пушкинский Фонд уже стал партнером Культурного Центра Елены Образцовой. И теперь, возможно, музыкальные вечера станут еще и музыкально-поэтическими, а может быть, здесь на Невском, 65, когда-нибудь возродится еще одно прекрасное наследие прошлых веков – литературный салон. Потому что вначале было Слово. И оно должно зазвучать вновь, чтобы не дать нашей цивилизации скатиться обратно – к наскальной живописи, языку жестов и возврату на деревья.

И может быть, вот с таких маленьких, вроде бы незаметных шажков, в нашем стремительно темнеющем мире, в дополнение к меценатству, возродится наконец-то и наставничество, напрочь убитое сегодня культом успешности и «крутизны», ибо наставничество – это то единственное, что может помочь выпестовать юный, неокрепший ( или созревший, но разуверившийся почему-либо в себе) талант, и дать ему крылья.

И собственно, ведь именно в этом, в наставничестве, и заключена та самая передача эстафеты от прошлого к будущему. Именно оно – ключ к преемственности и развитию, именно оно; и если будут у нас эти люди – мир не погаснет.

P.S. Дополнительную информацию о деятельности Культурного Центра можно найти здесь:

Детский музыкальный театр "Золотой ключик" ( общедоступная группа на Фейсбуке)

https://www.facebook.com/ElenaObraztsovaCulturalCentre/

https://www.facebook.com/ElenaObraztsovaCompetitionOfYoungOperaSingers/

1.0x