Авторский блог Валерий Розанов 09:39 25 декабря 2017

Любовь к Путину

Эта вот всенародная любовь, если начать анализировать ее химический состав, конечно, состоит из многих разных ингредиентов

Самое прекрасное чувство, которое может вызывать к себе правитель — это любовь. Нет ничего лучше и искренней всенародной любви к вождю. Неслучайно ее заслуживали только самые великие и справедливые лидеры.

В странах, где правитель — всего лишь очередной нанятый народом менеджер, который должен сделать свою работу и покинуть свой пост, когда придет время, никакой всенародной любви нет. Наоборот, вполне естественным образом, его уровень поддержки, когда он находится у власти, дай бог, дотягивает до 50%. Это нормально. Людям свойственно предъявлять претензии к обслуживающему персоналу и требовать максимального качества обслуживания за свои деньги — в данном случае налоги.
А что касается любви, то есть родители и дети, братья и сестры, мужья и жены, друзья и близкие. Вот кого надо любить. И только ели мы вводим в круг своих близких Правителя мы можем говорить о любви к главе государства.


Эта вот всенародная любовь, если начать анализировать ее химический состав, конечно, состоит из многих разных ингредиентов. Но в целом, в зависимости от близости к власти (которая всегда, когда имеет место всенародная любовь к вождю, означает близость к идеалам).
У людей, близких к власти, за любовью к вождю стоит не просто благодарность за все имеющемся блага и возможности — сам вождь отождествляется с этими благами и возможностями. Он, будучи практически богом на земле, как бы осеняет своей благодатью своих приближенных, тем самым делясь с ними своей божественной силой. Соответственно, чем ближе к нему человек, тем больше достается благодати, и тем более могущественным он себя ощущает. И дело тут не только в могуществе фактическом, связанном с положением в иерархии, но и в ощущении своего превосходства на каком-то высшем, метафизическом уровне, хотя второе, разумеется подкрепляется первым. На этом, возможно, и зиждется представление о сакральности власти.

Что касается большинства населения, до которого благодать доходит в гораздо меньших концентрациях, то его любовь — это, по сути, надежда. Вера как в самого вождя, так и надежда избежать опасности мира, от которых вождь защищает. Вера в вождя трансформируется в любовь с помощью защитных механизмов человеческой психики, потому что любить гораздо комфортнее, чем верить. А страх перед опасностями мира превращается в любовь к вождю в силу скрытой инфантильности и неготовности противостоять этим опасностям самому — нужен кто-то большой и сильный, кто защитит. Нужен «отец» — а поскольку речь идет не об отдельном человеке, а о народе — «отец нации». Кстати, оборотной стороной этого страха-любви является желание получить могущество через близость-благодать бога-вождя, перейдя из разряда «простых людей» в разряд полубогов — это отличный способ избавиться от страха перед опасностями мира, гораздо более легкий и приятный, чем принятие на себя ответственности за свою судьбу через обретение зрелости и внутреннего стержня. При этом гарантией могущества является все тот же вождь. Поэтому что «простые люди», что приближенные к власти в этой системе совершенно одинаковы в своей инфантильности и стремлении переложить бремя решений на руководство.


Задуматься о народной любви меня заставили кадры со Всероссийского форума добровольцев, на котором Владимир Путин обратился к собравшимся там молодым людям с риторическим вопросом: поддержат ли они его, в случае выдвижения кандидатом на пост президента Российской Федерации? С одной стороны, эта риторичность присутствует не только в данном вопросе, но и в самом выдвижении, да и в выборах вообще. Ответ на вопрос, который якобы ставят выборы в России, всегда заранее известен.

С другой стороны, вглядевшись в лица этих молодых людей, видишь подлинное чувство. Выборы у нас, может, и формальные, но любовь к нацлидеру — вполне искренняя. Людей заставляют собираться на путинги (я ни в коем случае не имею в виду сейчас форум добровольцев), но радость и воодушевление они там испытывают вполне настоящие. В этом состоит один из многих парадоксов.
Любовь к вождю — это симптом свободы. Но символом этой свободы является не только народ, но и сам вождь. У него много разных причин не выпускать власть из рук, но одна из них — это народная любовь. Она вселяет в него ощущения мессианства, заставляет поверить в то, что он не может просто так уйти и бросить народ на произвол судьбы.

доктор психологии Валерий Розанов

1.0x