Сообщество «Салон» 00:00 11 апреля 2013

Любовь двух кротов

Срав­нить об­ра­зы, сы­г­ран­ные Ти­мом Ро­том и Вла­ди­ми­ром Маш­ко­вым ("Оли­гарх). Тем бо­лее что и сам Бе­ре­зов­ский мельк­нёт на эк­ра­не бли­же к кон­цу, ил­лю­с­т­ри­руя соб­ст­вен­ным ви­дом бри­тан­скую по­ли­ти­че­с­кую ми­лость к вра­гам Крем­ля. И в дан­ном слу­чае по­беж­да­ет не ре­а­лизм, а ак­ту­аль­ность

"Мё­би­ус" (Фран­ция, Бель­гия, Люк­сем­бург, 2013, ре­жис­сёр — Эрик Ро­шан, в ро­лях: Жан Дю­жар­ден, Се­силь Де Франс, Тим Рот, Джон Линч, Вла­ди­мир Мень­шов,Алек­сей Гор­бу­нов, Эми­ли Де­кенн, Дми­т­рий На­за­ров, Бран­ка Ка­тич, Мак­сим Ви­тор­ган, Дин Кон­стан­тин, Эрик Вьел­лар).

Фильм, в на­зва­нии ко­то­ро­го есть на­мёк на пет­лю Мё­би­у­са (са­мое про­стое по­яс­не­ние это­го тер­ми­на — ме­с­то, где вре­мя и про­ст­ран­ст­во ока­зы­ва­ет­ся за­мк­ну­то), из­на­чаль­но обе­ща­ет зри­те­лю не­сколь­ко иные сю­жет­ные го­ри­зон­ты. Но фран­цуз­ский ре­жис­сёр Эрик Ро­шан за­хо­тел со­здать все­го лишь ре­а­ли­с­тич­ную шпи­он­скую ме­ло­дра­му — жанр, ис­чез­нув­ший с эк­ра­нов ки­но­те­а­т­ров ещё в 50-е. Но да­же эта по­пыт­ка ре­а­ни­ма­ции дав­но по­за­бы­то­го сти­ля во вре­ме­на ги­пер­ак­тив­ных экшн-по­ста­но­вок на ту же те­му не ста­ла бы по­во­дом для этой ста­тьи, ес­ли бы не со­бы­тия, не­дав­но про­изо­шед­шие в Лон­до­не.
В Мо­на­ко — раз­гар крас­ной жа­ры. ФСБ пы­та­ет­ся "де­лать под­коп" под за­вид­но вли­я­ю­ще­го на Кремль рус­ско­го оли­гар­ха Ива­на Рос­тов­ско­го (Тим Рот) име­ю­ще­го там банк. Их цель — вы­ве­с­ти под­ле­ца-ма­хи­на­то­ра на чи­с­тую во­ду и от­дать под суд. Ру­ко­во­дит опе­ра­ци­ей став­лен­ник Рос­тов­ско­го, бу­ду­щий гла­ва ФСБ су­ро­вый ге­не­рал Чер­ка­шин (Вла­ди­мир Мень­шов). Имен­но он да­ёт цен­ные ука­за­ния ха­риз­ма­тич­но­му аген­ту Ге­ор­гию Лю­бо­ву — ко­до­вая клич­ка, Мо­и­сей, (Жан Дю­жар­ден), ко­то­рый вы­да­ёт се­бя за ка­над­ско­го пи­са­те­ля.
В том же Мо­на­ко в ок­ру­же­ние Рос­тов­ско­го вти­ра­ет­ся ге­ни­аль­ный фи­нан­со­вый ана­ли­тик Элис (Се­силь Де Франс), ко­то­рую вы­сла­ли из США в свя­зи с её де­я­тель­но­с­тью — на­шу­мев­шим бан­крот­ст­вом бан­ка "Ле­ман Бра­зерс". ЦРУ обе­ща­ло де­вуш­ке об­рат­ный би­лет до­мой, ес­ли она вы­пол­нит за­да­ние по сбо­ру ком­про­ма­та на рус­ско­го оли­гар­ха. Элис и не по­до­зре­ва­ет, что глав­ная цель аме­ри­кан­ской раз­вед­ки — Лю­бов и его по­сле­ду­ю­щая вер­бов­ка. Од­наж­ды Элис и Мо­и­сей встре­ча­ют­ся в клу­бе и сра­зу же при­сту­па­ют к ак­тив­ным дей­ст­ви­ям. У них слу­ча­ет­ся боль­шая лю­бовь. Как и сле­до­ва­ло, по­сле жар­ких объ­я­тий Элис вы­ло­жи­ла рус­ским про Рос­тов­ско­го всё. И мил­ли­он­щик был вы­нуж­ден сбе­жать в Лон­дон от пу­тин­ско­го пре­сле­до­ва­ния, где при­нял­ся об­ли­чать Кремль и тра­вить сво­их вра­гов по­ло­ни­ем.
Сам факт, что от­лич­ный ха­рак­тер­ный ак­тёр Тим Рот вы­сту­пил в об­ра­зе, скро­ен­ном из двух глав­ных фи­гур рус­ско­го за­ру­бе­жья — Бе­ре­зов­ско­го и Аб­ра­мо­ви­ча (вну­т­рен­не изо­б­ра­жал пер­во­го, внеш­не вто­ро­го), за­став­ля­ет за­ду­мать­ся о тон­ком рас­чё­те, хи­т­ром за­мыс­ле. Со вре­мён са­ти­ри­че­с­кой ко­ме­дии "Рус­ские идут" (1966), со­здан­ной, что­бы окон­ча­тель­но сбро­сить со сче­тов ре­аль­но­с­ти идею мак­кар­тиз­ма, на­ши со­оте­че­ст­вен­ни­ки не пред­ста­ва­ли на за­гра­нич­ном эк­ра­не "нор­маль­ны­ми людь­ми". Бо­лее то­го. Ес­ли рань­ше над об­ра­зом рус­ско­го в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ви­та­ли при­зра­ки "вод­ки с хво­с­том се­лёд­ки" и иных про­яв­ле­ний за­га­доч­ной ду­ши, то в "Мё­би­у­се" впер­вые мы мо­жем на­блю­дать, как в за­пад­ном ки­но мо­де­ли­ру­ет­ся об­раз по­ло­жи­тель­но­го фсбэш­ни­ка — до­тя­ну­лась и ту­да твёр­дая ру­ка пре­зи­ден­та? И слу­хи, что в со­зда­нии филь­ма ак­тив­но, в том чис­ле фи­нан­со­во, по­уча­ст­во­ва­ло ве­дом­ст­во ФСБ, уже не ка­жут­ся столь не­воз­мож­ны­ми — осо­бен­но ес­ли учесть пре­це­дент Де­пар­дье. Хо­тя и вод­ка, и се­лёд­ка и — в пря­мом смыс­ле сло­ва — ак­цен­ти­ро­ван­ный на­ци­о­наль­ный мат — при­сут­ст­ву­ют то­же. Ни­что че­ло­ве­че­с­кое ге­ро­ям не чуж­до. Тем бо­лее, что в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­ст­ве рус­ских иг­ра­ют из­ве­ст­ные рос­сий­ские ак­тё­ры. Сре­ди пер­со­на­жей фи­гу­ри­ру­ет че­ло­век по фа­ми­лии Соб­чак. Иг­ра­ет его Мак­сим Ви­тор­ган, ко­то­рый в фе­в­ра­ле стал офи­ци­аль­ным му­жем Ксе­нии Соб­чак. Про­стое сов­па­де­ние? Толь­ко не в шпи­он­ском ки­но, вся суть ко­то­ро­го сво­дит­ся к ди­а­ме­т­раль­но об­рат­но­му.
Но при всей кра­соч­но­с­ти изо­б­ра­же­ния рус­ско­го мен­та­ли­те­та вся эта ис­то­рия рас­ска­зы­ва­ет­ся на пол­ней­шем умо­по­мра­чи­тель­ном се­рь­ё­зе. Иро­нии нет, как нет ни ма­лей­шей по­пыт­ки при­дать филь­му то­ли­ку эле­мен­тар­ной иг­ри­во­с­ти, свой­ст­вен­ной жа­н­ру. Иг­ри­во­с­ти, ко­то­рой сов­сем не­дав­но не из­бе­жал да­же се­рь­ёз­ный бон­дов­ский "Ко­ор­ди­на­ты Скай­фолл".
И те, и дру­гие пред­ста­ви­те­ли шпи­он­ских про­фес­сий раз­ных стран про­сто че­ст­но де­ла­ют своё де­ло. Ак­тёр Дю­жар­ден, про­сла­вив­ший­ся сво­ей ро­лью в на­шу­мев­шем ос­ка­ро­нос­ном "Ар­ти­с­те", не­смо­т­ря на оби­лие та­ту­и­ро­вок кри­ми­наль­ной юно­с­ти, ко­то­рые во­лей сце­на­ри­с­тов до­ста­лись его ге­рою, слиш­ком мя­гок и ин­тел­ли­ген­тен для ро­ли жё­ст­ко­го ма­те­ро­го раз­вед­чи­ка. Но имен­но этот факт де­ла­ет "Мё­би­у­са" ин­те­рес­ным для жен­ской ау­ди­то­рии. Лю­бов­ная ли­ния, ко­то­рая ред­ко в шпи­он­ских лен­тах за­ни­ма­ет цен­т­раль­ное ме­с­то, здесь рас­цве­та­ет и пуль­си­ру­ет эро­ти­че­с­ки­ми кра­с­ка­ми. Ба­рыш­ням, ко­то­рые за­сы­па­ли на тон­чай­шем глу­бо­ком филь­ме "Шпи­он, вый­ди вон!" ак­ку­рат по­сле мо­мен­та, как с эк­ра­на ис­че­за­ла ли­ния Свет­ла­ны Ход­чен­ко­вой и То­ма Хар­ди, здесь мо­гут на­сла­дить­ся ме­ло­дра­мой вплоть до фи­на­ла — не за­бы­вай­те, что это ки­но "ну, чи­с­то фран­цуз­ское". Тем же по­клон­ни­кам жа­н­ра, для ко­то­рых эта­ло­ном до сих пор вы­сту­па­ет Джон Ле Кар­ре, ос­та­нет­ся толь­ко кон­спи­ро­ло­ги­че­с­ки ис­сле­до­вать связь меж­ду "Мё­би­у­сом" и жиз­нью-смер­тью ре­аль­но­го рос­сий­ско­го оли­гар­ха, ос­та­вив­ше­го на ор­би­те по­всед­нев­но­с­ти яр­кий пуль­си­ру­ю­щий свет. Срав­нить об­ра­зы, сы­г­ран­ные Ти­мом Ро­том и Вла­ди­ми­ром Маш­ко­вым ("Оли­гарх). Тем бо­лее что и сам Бе­ре­зов­ский мельк­нёт на эк­ра­не бли­же к кон­цу, ил­лю­с­т­ри­руя соб­ст­вен­ным ви­дом бри­тан­скую по­ли­ти­че­с­кую ми­лость к вра­гам Крем­ля. И в дан­ном слу­чае по­беж­да­ет не ре­а­лизм, а ак­ту­аль­ность.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x