пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Сегодня 20 июля 2025
Сообщество «Учебный космос России» 07:02 28 декабря 2017

"Лёгкое дыхание": к добру или к худу?!..

"Лёгкое дыхание": к добру или худу?!..

В А С И Л И Й Ш А Х О В

«Лёгкое дыхание»: к добру или худу?

……………………………………………..

— Я в одной папиной книге, — у него много старинных смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, чёрные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — чёрные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округлённая икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Лёгкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?

Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.

Иван Алексеевич Б у н и н. «Лёгкое дыхание».

…Левитовский рассказ «Сапожник Шкурлан»(1863) с «ТЕМОЙ СЕВАСТОПОЛЯ». Шесть могучих сыновей вырастил Шкурлан. В тяжелую годину, «КАК РАЗ ПЕРЕД СЕВАСТОПОЛЕМ», решил он«ребят в солдаты отдать всех до одного человека, потому враг на нас идет многочисленный». Защита Севастополя стоила жизни сыновьям сапожника. Тяжело переживает старик потерю: «А горе у него, должно быть, в самом деле велико было, потому истинно, что всеми своими кровями кричал Шкурлан по ночам и будил нас… Будил нас теми своими криками страшными, как голос доможила, когда он «к худу» вещает…


1.

«Нацеленные», «заточенные» названия сочинений Александра Андреевича П р о х а н о в а… «Господин Гексоген», «Гимны русской победы», «Марши русской победы», «Поступь русской победы», «Коды русской победы», «Псалмы русской победы», «600 лет после битвы», «Ядерный щит», «Семикнижие»… Вошли в контекст и «движущуюся панораму» отечественной истории его: «Красно-коричневый», «Горящие сады», «Иду в путь мой», «Неопалимый цвет», «Красный сок на снегу», «Кочующая роза», «Сон о Кабуле», «Чеченский блюз», «Гибель городов»…

Прохановская публицистика… Она заслуживает особого разговора… Вот и очередные его жанры… «Русская литература встаёт из гроба»… «Лёгкое дыхание»…

«П о т р е в о ж е н н а я т е н ь» Ивана Алексеевича Бунина… Бунинский философско-психологический шедевр – «Лёгкое дыхание»…

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

Иван Бунин

Лёгкое дыхание

На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый, гладкий.

Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, ещё далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста.

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская.

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама? Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам. В четырнадцать лет у неё, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых ещё никогда не выразило человеческое слово; в пятнадцать она слыла уже красавицей. Как тщательно причёсывались некоторые её подруги, как чистоплотны были, как следили за своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась — ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена. Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз… Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как её

………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

…Ксения Собчак вышла из Кремля и бросилась в Москва-реку недалеко от Каменного моста. Она легла на дно, затаилась и стала дышать. Её никто не мог найти. И только Людмила Нарусова, мама Ксении Собчак, знала, в каком месте Москва-реки притаилась её дочь. Потому что Ксения Собчак, лёжа на дне, пускала маленькие пузыри.

…………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

2.

«Опять всем нутром своим ощутил я эту самую Русь…

…опять сильно чувствовал, как огромна, дика,

пустынна, сложна, ужасна и хороша она…»

Иван Б У Н И Н.

…В освобожденном Париже на спектакле русского театра Бунин оказался рядом с офицером советской военной миссии. В антракте молодой подполковник встал и сказал: «Кажется, я имею честь сидеть рядом с Иваном Алексеевичем Буниным?» Поднявшись с юношеской стремительностью Бунин ответил: «А я имею еще большую честь сидеть рядом с офицером нашей великой армии»…

Близкие к Бунину люди вспоминают, как Иван Алексеевич «п е р е ж и в а л» за судьбу русской миссии, когда Иосиф Виссарионович Сталин летал в Тегеран…

***

В памятной книге «Липчане – Великой Победе» (1995) был опубликован цикл моих очерков и эссе «С ВЕРШИН ИСТОРИИ СМОТРЯТ НА ТЕБЯ…», где анализировались дневниковые записи И.А. Бунина 1941 – 1945 годов.

Бунин, его жизненная и творческая позиция в 1941 – 1945 годах… «Везде тревога: Германия хочет напасть на Россию?.. В городе купили швейцарские газеты: «отношения между Германией и Россией вступили в особо острую фазу». Неужели дело идет всерьез?!.» (21. 06. 1941).

Архивы, библиографические разыскания позволяют воссоздать атмосферу, обстановку, быт и бытие тех далеких лет. Бунинская дневниковая запись в первый день войны с фашистами: «22.06.41. 2 часа дня. С новой страницы пишу продолжение этого дня – великое событие – Германия нынче утром объявила войну России – и финны и румыны уже «вторглись» в «пределы» ее…Побежал в столовую к радио – да! Взволновались мы ужасно… Тихий, мутный день, вся долина в белом легком тумане. Да, теперь действительно так: или пан или пропал».

О родине издалека; эпистолярные и дневниковые свидетельства отношения Бунина к России, русской культуре. 24 июня Иван Алексеевич сообщает о чтении сочинений АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА Л Е В И Т О В А. Факт во многом примечательный. «Бывшего города Доброго пономаря Ивана сын» А.И. Левитов – один из самых р у с с к и х писателей. Бунин настоятельно требовал возвратить наследие Левитова в историю отечественной словесности. Напомним бунинское: «Теперь о Левитове никто не знает, не помнит, а он был когда-то в первых рядах русской литературы и был не случайно, а с полным основанием…».

Россия в огне пожарищ… Лютый ворог вторгся в родные пределы… Иван Бунин читает Левитова, его «Степные очерки», лирическую «музыкальную» прозу о России, Подстепье, родных Бунину воронежско-орловских, рязанско-тамбовских, тульско-липецких местах, русском крестьянине, «загадках русской души». Бунин думает о чудовищном натиске неприятеля, алчущего пересилить русскую силу. Уроки истории… Левитовский рассказ «Сапожник Шкурлан»(1863) с «ТЕМОЙ СЕВАСТОПОЛЯ». Шесть могучих сыновей вырастил Шкурлан. В тяжелую годину, «КАК РАЗ ПЕРЕД СЕВАСТОПОЛЕМ», решил он«ребят в солдаты отдать всех до одного человека, потому враг на нас идет многочисленный». Защита Севастополя стоила жизни сыновьям сапожника. Тяжело переживает старик потерю: «А горе у него, должно быть, в самом деле велико было, потому истинно, что всеми своими кровями кричал Шкурлан по ночам и будил нас… Будил нас теми своими криками страшными, как голос доможила, когда он «к худу» вещает…».

Далеко-далеко на Востоке – Россия. Родное Подстепье. Погосты. Волнистые от бугорков могильных пустоши. Не раз кровью умывалась Россия…

…В освобожденном Париже на спектакле русского театра Бунин оказался рядом с офицером советской военной миссии. В антракте молодой подполковник встал и сказал: «Кажется, я имею честь сидеть рядом с Иваном Алексеевичем Буниным?» Поднявшись с юношеской стремительностью Бунин ответил: «А я имею еще большую честь сидеть рядом с офицером нашей великой армии»…

***

3.

Современные исследователи, осмысливая сущность новаторства, характер отношения к наследию прошлого, затрагивали важные идейно-эстетические категории (народное и национальное, народное и классовое, национальное и интернациональное, классовое и общечеловеческое, объективное и субъективное, современное и вечное (А.Метченко. Кровное, завоеванное; Н.Гончаренко. О прогрессе искусства; Л. Арутюнов. Взаимодействие литератур и проблемы новаторства; Э. Беллар. Преемственность в развитии культуры). Преемственность есть объективная закономерность развития общества и природы. Общие моменты эволюции распространяются и на литературу, развитие которой имеет свою специфику. Литература - особая сфера духовной творческой деятельности общества. С одной стороны, литература «отлична» от философии, науки, искусства, с другой же - литература «сопряжена» с ними, так как литература пользуется всеми их средствами (понятиями, символами, образами, метром, эвфонией) (Н.Конрад. Запад и Восток. Изд. 2-е, М., 1972, с. 426).

Определяя и осмысливая принципы изучения литературных традиций, В.М. Жирмунский предложил вести исследование в трех «руслах»: сравнение историко-генетическое (рассмотрение сходных явлений как результата их родства по происхождению и последующих исторически обусловленных расхождений); сравнение историко-типологическое (мотивация сходства генетически не связанных явлений сходными условиями общественного развития); установление международных культурных взаимодействий (В.Жирмунский. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. - Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике, М., 1960). А. Бушмин в книге «Преемственность в развитии литературы» (1975) исследует закономерности, приводящие к взаимодействиям, сочетаниям, скрещиваниям, приводящим к появлению «перекрестных» форм; при этом «контактные связи» не исключают контрастных )зачастую полемических, конфликтных, «спорных» форм). Анализ и исследовательский синтез, обобщение дают возможность обнаружить и осмыслить функциональную многосторонность такого рода подобных (идейных, художественных, формально-содержательных) «контактов», вычленить и прокомментировать такие аспекты, как философско-эстетический, идейно-нравственный, проблемно-тематический, формально-стилистический и другие.

В «Автобиографических заметках» (1915) И.А. Бунин обращается к именам, фактам, событиям, явлениям, в русле которых мужало и совершенствовалось его природное дарование: «Писал я в отрочестве сперва легко, так как подражал то одному, то другому,- больше всего Лермонтову, отчасти Пушкину, которому подражал даже в почерке, потом, в силу потребности высказать уже кое-что свое, - чаще всего любовное, - труднее…».

(1Х, 259). «С и л а п о т р е б н о с т и в ы с к а з а т ь у ж е к о е - ч т о с в о ё» - неодолимая сила самовыражения, творческая сила пробуждения самосознания; эта сила - в основе новых художественных «завязей», в основе обретения с в о е г о голоса, с в о е й манеры, с в о е г о стиля, самобытной индивидуальности. Бунин выделяет особо п у ш к и н с к о е влияние(«Потом пришла н а с т о я щ а я л ю б о в ь к П у ш к и н у») (1Х, 259). И.С. Соколов-Микитов (один из «лириков в прозе»), прослеживая истоки бунинской «неповторимости», художественной индивидуальности, писал, что «творчество Бунина несомненно вытекает из пушкинского чистейшего родника». Обращаясь к примеру Бунина, Соколов-Микитов убеждается многократно, что действие «пушкинского чистейшего родника» позволяло сохранить должный уровень и должное качество искусства ХХ века, которое часто замутнялось чуждыми привнесениями. Пушкинский нравственный идеал, который поддерживали гуманисты последующих поколений ( и Бунин в их числе), формировал жизненную позицию русского человека( «В писаниях своих Бунин не лгал, так же как не лгали Толстой, Пушкин, Гоголь»). Соколов-Микитов говорит о своем восприятии бунинской «Жизни Арсеньева», автобиографический герой которого находился под воздействием гения Пушкина(«Пушкин был для меня в ту пору подлинной частью моей души…»).

«С Пушкина началась моя привязанность к книге, пробудилась неусыпная стасть к чтению»,- констатирует герой эссе «Книга в моей жизни». Прослеживая «земледельческую» традицию, связанную с «поэзией земледельческого труда» («крестьянская ладная работа, священное отношение к настоящему хлебу, к земле») автор ХХ века заявляет: «Это был тот мир, в котором я жил и родился, это была Россия, которую знал Пушкин, знал Толстой» (И.Соколов-Микитов. Давние встречи. Л., «Советский писатель», с. 31, 36, 222, 7).

В газете «Возрождение»(Париж, 1926, № 373, 10 июня) напечатано бунинское эссе «Думая о Пушкине». Фрагмент этого эссе вошёл (в переработанном, «переплавленном» виде) в восьмую главу третьей книги «Жизни Арсеньева»). Размышляя над вопросом анкеты(«Каково ваше отношение к Пушкину», «прошли ли вы через подражание ему», «каково было вообще его воздействие на вас»), Иван Алексеевич замечает: «Вообще давно дивлюсь: откуда такой интерес к Пушкину в последние десятилетия, что общего с Пушкиным у «новой» русской литературы, - можно ли представить себе что-нибудь более противоположное, чем она - и Пушкин, то есть воплощение простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса?..» (1Х,454).

Вопросы анкеты всколыхнули воспоминания, разбередили душу («…долго сидел, вспоминал, думал. И о Пушкине, и о былой, пушкинской России, и о себе, о своем прошлом…»). Подражание классику («в самой ранней молодости подражал даже в почерке») уступило место более зрелому, глубинному, охватывающему всю натуру( «…уже не подражания, а просто желание, которое страстно испытывал много, много раз в жизни, желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, свободное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых (пушкинских каких-то) настроений, что бог порою давал в жизни») (1Х, 455).

Бунин вспоминает о лете в псковских лесах(«…и соприсутствие Пушкина не оставляет меня ни днем, ни ночью, и я пишу стихи с утра до ночи, с таким чувством, точно все написанное я смренно слагаю к его стопам, в страхе своей недостойности и перед ним, и перед всем тем, что породило нас…» (1Х, 455).

Одно из ярких воспоминаний связано с «орловской усадьбой» («Помню так, точно это было вчера»). Иван Алексеевич п е р е ч и т ы в а е т «Повести Белкина» («…так волнуюсь от их прелести и желания тотчас написать что-нибудь старинное, пушкинских времен…»). Психологическое состояние творческого порыва («…прыгаю в окно, в сад и долго, долго лежу в траве, в страхе и радости ожидая того, что должно выйти из той напряженной, беспорядочной, нелепой и восторженной работы, которой полно сердце и воображение, и чувствуя бесконечное счастье от принадлежности всего моего существа к этому летнему деревенскому дню, к этому саду, ко всему этому родному миру моих отцов и дедов и всех их далеких дней, пушкинских дней…» (1Х, 456). Тогда, в орловской усадьбе, пушкинская проза, его «Повести Белкина» побудили Бунина воссоздать один из эпизодов жизни «пушкинской России» («Вот этот дом сто лет тому назад…»; «Дедушка в молодости»).

«Когда он вошел в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? -размышляет автор эссе «Думая о Пушкине». - Когда я узнал и полюбил ее небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной и так о с о б е н н о (выделено Буниным - Н.З.) - с самого начала моей жизни…» (1Х, 456). В тех же «Автобиографических заметках» Бунин говорит (с добродушной иронией в адрес себя - тогда отрока): «Самому мне, кажется, и в голову не приходило быть меньше Пушкина, Лермонтова, - благо лермонтовское Кропотово было в двадцати пяти верстах от нас…»(1Х, 259).

В книге 4-ой «Жизни Арсеньева» действие происхотит в тех (под лермонтовским Кропотовом) местах; автобиографический герой-повествователь «много времени проводил на деревне, по избам, много охотился». Однажды он «проехал Шипово, потом выехал в ту самую Кропотовку». «Давно необитаемая мелкопоместная усадьба», «небольшой старый дом»: «Я сидел и, как всегда, когда попадал в Кропотовку, смотрел и думал: да ужели это правда, что вот в этом самом доме бывал в детстве Лермонтов, что почти всю жизнь прожил тут его родной отец?»

Далекое-близкое, заветное, священное, врачующее, родное(«Да, вот Кропотовка, этот забытый дом, на который я никогда не могу смотреть без каких-то бесконечно-грустных и неизъяснимых чувств…». З а п у с т е н и е. Угасание дорогих, гостеприимных некогда о ч а г о в. Разорение мелкопоместных г н ё з д. «Бесконечно-грустные и неизъяснимые чувства» - в бунинских «Антоновских яблоках», «Суходоле», «Пустоши».

Липецкие краеведы многое сделали, чтобы ввести в научный обиход материалы, связанные с А р с е н ь е в ы м и, Л е р м о н т о в ы м и, «тропами», ведущими к отцу, матери М.Ю.Лермонтова. Сошлёмся на публикации «Липецкого энциклопедического словаря», «Липецкой энциклопедии», альманахи, книги, брошюры, сборники: «Кропотово», «Родное и близкое», «Родная культура», «И звезда с звездою говорит. М.Ю.Лермонтов и Липецкий край». Эти материалы позволяют по-новому взглянуть на проблемы автобиографизма, прообразов, прототипов лермонтовских героев («Кругом родные всё места…»).

Арсеньев-Бунин «сближает» лермонтовскую судьбу со своей судьбой («Вот бедная колыбель его, наша общая с ним, вот его начальные дни, младенческая душа, «желанием чудным полна»; «…и первые стихи, столь же, как и мои, беспомощные…»). Центральный герой «Жизни Арсеньева», чувствуя своё «родство» с обитателями Кропотова, стремится постичь тайну явления гения, разгадать загадку появления шедевров искусства: «А потом что? А потом вдруг «Демон», «Мцыри», «Тамань», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…». Как связать с этой Кропотовкой все то, что есть Лермонтов?..». Психология искусства. «Диалектика души». Глубины, истоки, обретение истины(«Я подумал: что такое Лермонтов? - и увидел сперва два тома его сочинений, увидел его портрет, странное молодое лицо с неподвижными темными глазами, потом стал видеть стихотворение за стихотворением и не только внешнюю форму их, но и картины, с ними связанными…». «З е м н ы е д н и Лермонтова» ассоциируются в поэтическом воображении главного героя «Жизни Арсеньева» со снежной вершиной Казбека, Дарьяльским ущельем, «неведомой» ему «светлой долиной» Грузии, где шумят, «обнявшись, точно две сестры, струи Арагвы и Куры». Растревоженное ретроспективными ассоциациями воображение повествователя пластически осязаемо видит облачную ночь и хижину в Тамани, дымную морскую синеву с белеющим вдали одиноким парусом, молодую ярко-зеленую чинару у «сказочного» Черного моря. Итоговые раздумья-обобщения Арсеньева-Бунина: «Какая жизнь! Какая судьба! Всего двадцать семь лет, но каких бесконечно-богатых и прекрасных, вплоть до самого последнего дня, до того темного вечера на глухой дороге у подошвы Машука, когда, как из пушки, грянул из огромного старинного пистолета выстрел какого-то Мартынова и «Лермонтов упал, как будто подкошенный…». Волнение, «светлая печаль» автора «Жизни Арсеньева» («Я подумал все это с такой остротой чувств и воображения, и у меня вдруг занялось сердце таким восторгом и завистью… Я думал о том и на другой день, возвратившись домой…».

Высоко ценимый Буниным ( как находящийся в «первых рядах русской литературы») Александр Левитов помещает своих героев в «лермонтовский» духовно-художественный «контекст»; его юные степняки-черноземцы очарованы «мрачно-величавым унынием Лермонтова». Критик А.Скабичевский сообщает о сохранившихся левитовских «выписках» из Лермонтова; одна из подобных выписок - цитирование о «посохе дорожном»(«Глупец! Где посох твой дорожный…»). Лермонтовский мотив «дорожного посоха», тема путника-странника прозвучат в бунинском «Перевале» («И, скрепивши сердце, опять б р а л я в р у к и с в о й с т р а н н и ч е с к и й п о с о х.А подъемы к новому счастью были высоки и трудны, ночь, туман и буря встречали меня на высоте, жуткое одиночество охватывало на перевалах... Но - идем, идем!» (т.2, с. 9). Н.Златовратский, говоря об духовных и эстетических пристрастиях Левитова, воспроизводит слова одной из бесед с автором «Степных очерков»: «А ведь какие силы были… Вот Лермонтов… Силища!…»(«Воспоминания», М., Гослитиздат, 1956, с.»93). В левитовском «Петербургском случае» обращение к «лермонтовской теме» позволяет усилить психологическую характеристику «героя времени».

«Мрачно-величавое уныние Лермонтова» сменялось в читательских пристрастиях левитовских разночинцев-народников «мучительной прелестью Пушкина», влекло их к «великим тайнам гоголевского смеха». Из «гоголевской шинели» «выходят» левитовские «заступники земледельческого народа». Герой «Петербургского случая» Померанцев беседует со своим «двойником» о Гоголе: «А то у нас, Ваня… Гоголь был… Околеть можно от этого горького смеха, от этого смертного уныния. «Смехом моим горьким посмеюся!» - написали на его могиле. Славный девиз! Вот герб!». Беседа Померанцева со своим «двойником» (самим собой в детстве, отрочестве) - одна из психологических «кульминаций» философского очерка Левитова: «Как это, Ваня? «Русь! Русь! Вижу тебя из моего прекрасного далека!».. Он дал нам нравы! Или не то что дал, а научил нас подмечать в людях настоящие нравы. Это основатель русской литературы».

В «Автобиографических заметках»(1915) есть бунинская памятная запись: «Помню, как поразил меня рассказ моего воспитателя о Гоголе, - он однажды видел его, - вскоре после того, как я впервые прочел «Страшную месть», самый ритм которой всегда волновал меня необыкновенно» (1Х,259). «С а м ы й р и т м к о т о р о й (гоголевской повести - Н.З.) в с е г д а в о л н о в а л м е н я н е о б ы к н о в е н н о» - важное замечание Бунина, имеющее прямое отношение к поэтике ритмически организованной, «музыкальной» прозы.

4.

«Лёгкое дыхание» А.А. Проханова

Ксения Собчак увидела, как такса, принадлежащая Дмитрию Рогозину, уходит под воду и там дышит. Ксения Собчак сказала, что и она может дышать под водой. Она заказала большой стеклянный сосуд, наполнила его водой, погрузилась в него и стала дышать.

Она дышала под водой, это увидел Александр Невзоров и сказал, что и он так может. Он залез в стеклянный сосуд, где сидела Ксения Собчак, и начал дышать под водой. Но у него не получилось, потому что у него засорился нос. Александр Невзоров стал захлёбываться и вылез из сосуда. А Ксения Собчак продолжала дышать.

Это увидел Станислав Белковский и заявил, что и он так умеет. Залез в стеклянный сосуд к Ксении Собчак и стал дышать. Но ему не хватило воздуха, он начал захлёбываться и вылез из сосуда обратно. А Ксения Собчак продолжала дышать.

Владимир Жириновский, увидев, что Ксения Собчак дышит под водой, сказал, что в этом нет ничего удивительного, и он так может. Залез к Ксении Собчак в стеклянный сосуд и стал дышать. Но у него не получилось, он стал захлёбываться и вылез из воды на воздух. А Ксения Собчак продолжала дышать.

Это увидел Сергей Миронов. В прошлом он был десантник, и всё ему было нипочём. Он сказал, что и он так может. Залез в стеклянный сосуд к Ксении Собчак и стал дышать. Но не выдержал и выбрался обратно на воздух. А Ксения Собчак продолжала дышать.

Скоро к ней под воду залез Борис Титов. Попробовал дышать, но захлебнулся и выскочил наружу.

5.

ЯВЛЕНИЕ РУССКОМУ НАРОДУ ПАВЛА ГРУДИНИНА

Очередь дошла до кандидата в президенты от коммунистов. Им был не Геннадий Зюганов, а Павел Грудинин, директор подмосковного совхоза. Он появился в водолазном костюме. В этом костюме залез в стеклянный сосуд Ксении Собчак и стал дышать. Он дышал легко, свободно. Через трубки, которыми был оснащён водолазный костюм, ему дышалось очень хорошо. Он дышал так долго, что Ксения Собчак не выдержала и выскочила из воды. А он остался в водолазном костюме и дышал ещё несколько суток.

Ксения Собчак не знала, что в подмосковном совхозе каждый год проходят состязания под девизом "Лёгкое дыхание", когда все члены совхоза надевают водолазные костюмы и дышат под водой. Это были наработки советских времён.

Огорчённая Ксения Собчак подала жалобу в Центризбирком Элле Памфиловой, жалуясь, что со стороны коммунистов нарушена состязательность. Однако Элла Памфилова отвергла жалобу, сказав, что в законе о выборах не значится, каким способом нужно дышать под водой.

6.

ПРЕЗИДЕНТУ - ВЫБОРНАЯ «СЛЕЗОВНИЦА»-ЧЕЛОБИТНАЯ

Тогда Ксения Собчак пошла к президенту России Владимиру Владимировичу Путину и стала жаловаться ему на коммунистов, которые дышат под водой с помощью трубок, вмонтированных в водолазный костюм. А она, Ксения Собчак, дышит под водой без всяких трубок и вообще без костюма.

Президент Владимир Владимирович Путин выслушал её. Он помнил Ксению Собчак ещё маленькой девочкой и знал, что её отец Анатолий Собчак и мать Людмила Нарусова с самого детства учили Ксению Собчак дышать под водой. Они наполняли водой ванну, засовывали туда малютку Ксению и заставляли дышать. Ещё он знал, что Ксения Собчак родилась в воде, а именно — в проруби у Дворцового моста. В эту прорубь Людмила Нарусова, почувствовав предродовые схватки, погрузилась и родила там Ксению Собчак. И та с первых же мгновений начала дышать под водой.

Владимир Владимирович Путин стал утешать Ксению Собчак. Погладил её по голове и сказал: "Не огорчайся, у тебя всё ещё впереди. Если такса Рогозина научилась дышать под водой, так неужели тебе это не по плечу? Иди и пробуй ещё!"

Ксения Собчак вышла из Кремля и бросилась в Москва-реку недалеко от Каменного моста. Она легла на дно, затаилась и стала дышать. Её никто не мог найти. И только Людмила Нарусова, мама Ксении Собчак, знала, в каком месте Москва-реки притаилась её дочь. Потому что Ксения Собчак, лёжа на дне, пускала маленькие пузыри.

P.S. В 2018 году американцы собираются построить сверхтяжёлую ракету, способную выводить на геостационарные орбиты сотни тонн полезного груза. Американским налогоплательщикам объясняют, что ракета необходима для реализации лунного и марсианского проектов. На деле же эта ракета станет выводить в космос платформы с размещёнными на них боевыми лазерами. Эти лазеры со стопроцентной гарантией будут сбивать баллистические ракеты, запущенные с земли. Это обеспечит американцам абсолютное военное превосходство и поставит на колени все другие цивилизации мира. Каков русский ответ?

Мастерски выполненный рисунок Геннадия Животова и дополняет, и разъясняет, и мотивирует сюжетно-концептуальные коллизии прохановского «Лёгкого дыхания»…

(окончание следует)

1.0x