Сообщество «Учебный космос России» 03:20 10 апреля 2017

"Липецкий потоп" и космическая эра(Н.Ф.Фёдоров)

Липецкие дистанционные экспозиции МТОДУЗ (Москва - Троицк). Ко Дню Космонавтики.

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

«ЛИПЕЦКИЙ ПОТОП» И КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА

(Н.Ф. ФЁДОРОВ)-2

……………………………………………………………………………………………………….

Архивные «раскопки»… Библиографические «раскопки»… Источниковедческие разыскания… Раскрытие смысла того или иного псевдонима… Прояснение значения того или иного омонима, топонима, гидронима, астронима… «Земли родной минувшая судьба» в свете иных, принципиально новых обстоятельств, причинно-следственных коллизий…

Подобно доисторическим мамонтам, вымирает, сходит на-нет «краснокнижное» ныне племя краеведов, регионоведов, энциклопедистов. Донкихотствующими чудаками кажутся эти романтики-пассионарии, стемящиеся сохранить ускользающую, утрамбовываемую «смутным временем», легко ранимую память о минувшем.

Между тем, как говорится, пока ещё не вечер… Кое-что сохраняется, кое-что фиксируется… Даже к «космической теме» можно ещё нечто прибавить…

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

«Всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем… Жизнь, конечно, есть дар и напрасный, и случайный, нужно прибавить — и бесцельный, если только он не будет выкуплен трудом, объединённым в общей цели, — для человека дорого лишь то, что он сам выработал, приобрёл трудом…

…Дело заключается в том, чтобы найти, наконец, потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь сообразно с ней. И тогда сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица современной жизни...

…космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом…»

Н. Ф. Ф Ё Д О Р О В.

… К занимавшему скромную должность библиотекаря РУМЯНЦЕВСКОГО МУЗЕЯ (персонально именно к нему) время от времени наведывались лица наизнаменитейшие:

Достоевский, Соловьёв, Стасов, Толстой.

Вот и на этот раз великий старец из Ясной Поляны и Хамовников поджидал Николая Фёдоровича Фёдорова, чтобы совершить прогулку по набережной Москвы-реки.

Льва Николаевича интересовали годы фёдоровской жизни и работы в Липецке… В том же Липецке жил и работал в своё время Александр Михайлович Гренков (АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ)…

О п т и н а п у с т ы н ь…

А м в р о с и й О п т и н с к и й…

Лев Николаевич несколько раз посещал монастырь близ Козельска, вёл беседы с «великим старцем». «Когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», - признание автора «Воскресения», «Анны Карениной», «Войны и мира». Амвросий советовал знаменитому ходоку из Ясной Поляны искать, конечно же, совершенства, но не удаляться от церкви.

В миру - Александр Михайлович Гренков (1812-1891) – родился в селении Тамбовской епархии и округа Большая Липовица. Появившийся на свет в день памяти святого Александра Невского (шестой ребёнок в семье пономаря) будущий иеросхимонах, оптинский старец, духовный писатель в детстве и отрочестве основательно приобщился к книге, к уединенному душеполезному размышлению.

Аттестаты духовного училища, губернской семинарии задокументировали его прилежание, блестящие и изрядные успехи в российской грамматике, чистописании, истории, географии, арифметике, славянской грамматике, нотном пении, латинском, греческом, французском, еврейском, татарском языках.

Лев Николаевич Толстой, живо интересовавшийся биографией оптинского старца-подвижника и просветителя, узнает подробности быта и бытия Александра Гренкова. После семинарии тот учительствует в уездном Липецке (преподавателем греческого языка в духовном училище, также в семье помещика). Тогда же у него вызревает окончательное решение стать монахом. Примечательна такая биографо-психологическая подробность: в последнем классе семинарии Александр тяжело заболел; отчаявшийся отрок дал обет по выздоровлении постричься в монахи. Романтически-экзальтированный юноша, вступивший в «большую жизнь», не забывал об обете. Однажды, во время прогулки в живописных окрестностях Липецка, у истока родникового ручья, Александру

послышались-почудились несущие судьбоносную весть слова: «Хвалите Бога, любите

Бога…». За советом и напутствием Александр обратился к затворнику Иллариону, келья которого находилась в Троекурове ( кстати, это совсем близко от Астапова). Затворник Илларион ( Мефодий Фокин, 1595-1853) сыграл значительную роль в судьбе преподавателя Липецкого духовного училища, обратившегося к нему за поддержкой. «Иди в Оптину пустынь, и будешь опытен», - эти слова старца Иллариона определили окончательный жизненный выбор Александра Гренкова, будущего оптинского подвижника.

А.Г. Достоевская вспоминает, как Фёдор Михайлович, похоронив своего младшего сына Алёшу, испытывал жгучую потребность в нравственно-психологической поддержке; он отпавляется в Оптину пустынь, к старцу Амвросию, из общения с которым «вынес глубокое и проникновенное впечатление». Посещение Оптиной пустыни, общение и беседы с Амвросием приглушили неутешное горе, боль утраты, «выпрямили», уврачевали, вдохновили. Полученные духовно-нравственные импульсы определили дальнейший творческий поиск автора гениального философско-психологического эпоса.

Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» человеколюбчески-трогательно поддерживает мудрым словом безутешную мать, оплакивающую любимое дитя. Исследователи справедливо полагают, что в уста своего персонажа Достоевский вложил слова, сказанные ему самому в Оптиной пустыне преподобным Амвросием. В образе старца Зосимы современники угадали портретное (внешнее, но больше внутреннее) сходство с Амвросием Оптинским: «Это был невысокий, сгорбленный человечек с очень слабыми ногами, всего только шестидесяти лет, но казавшийся от болезни гораздо старше, по крайней мере, лет на десять. Всё лицо его, впрочем, очень сухонькое, было усеяно мелкими морщинками, особенно было много их около глаз. Глаза же были небольшие, из светлых, быстрые и блестящие, вроде как бы две блестящие точки. Седенькие волосики сохранились лишь на висках, бородка была крошечная и реденькая, клином, а губы, часто усмехавшиеся, тоненькие, как две бечёвочки. Нос не то чтобы длинный, а востренький, точно у птички.Он так много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрёл прозорливость уж столь сильную, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему мог угадать, с чем тот пришёл, что ему нужно и даже какого рода мучения терзают его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким сознанием тайны его, прежде чем тот молвил слово».

… Льву НиколаевичуТолстому, готовившему и издававшему книги для народного и детского чтения, были близки нравственно-просветительские афористические высказывания Амвросия Оптинского, излагавшего важные истины доходчиво (нередко пословично-рифмовано): «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно»: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо»; «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение». Нравственно-духовные ценности воплощены в афористике старца Амвросия просто, доходчиво, весомо: «Мы должны жить так, как колесо вертится – чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» преподобный ответствовал: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других всё хорошее».

…В 1884 году по благословению старца Амвросия в 12-ти верстах от Оптиной пустыни основана женская Казанская пустынь, монахиней которой была Мария Николаевна – сестра великого писателя…

…………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:

ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828-15.12.1903), религиозный мыслитель, представитель русского космизма. Незаконный сын князя П. И. Гагарина; был учителем в провинции, затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского музея. Вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на книги и идеи, поэтому свои работы не публиковал.

Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул утопическую идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции — преодоление смерти, воскрешение умерших поколений, “патрофикация” (воскрешение отцов), достижение всеобщего бессмертия. Нужно обратить вспять, считал Федоров, ложную направленность человека к рождению детей, которая ведет только к дурной множественности и дурной бесконечности. Дети, получая жизнь от отцов, должны воскресить, заново “родить” своих отцов. Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие было задумано Федоровым как “общее дело” человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, поэтому христианскую идею личного спасения он как еретик считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения.

Биографические материалы:

Фролов И.Т. Русский религиозный мыслитель (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Семенова С.Г. Незаконнорожденный сын князя П. И. Гагарина (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).

Семёнова С. Г. Родоначальник традиции русского космизма (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Шубаро О.В. Представитель религиозно-философского направления космизма (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Родоначальник философии космизма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Зеньковский В.В. Получивший фамилию от крестного отца (Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001).

Зеньковский В.В. Философ (Большая энциклопедия русского народа)

…………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

«ПОЧЁТНЫЕ ГУСИ» ЦИВИЛИЗАЦИИ

…Уникальны факты отнюдь не «местного» значения. Вот, например, не лишённые прямо-таки детективной, приключенческой неожиданности данные о так называемом «липецком потопе». Известно, что заседания литературного кружка «Арзамас» (1815-1818) своеобразно «протоколировались; при этом летоисчисление велось от «Липецкого потопа»… Почему Арзамас? Почему Липецк? Почему «липецкий потоп»? Что такое «арзамасские гуси»? И кто такие «почётные гуси»?

Ритуал заседаний «Арзамаса» иронично-пародиен. Каждый участник имел псевдоним-прозвание. Василий Жуковский, который почти неизменно секретарствовал на почтеннейшем действе, именовался СВЕТЛАНОЙ; Константин Батюшков – СВЕРЧКОМ; Пётр Вяземский – АСМОДЕЕМ; Александр Тургенев – ЗОЛОТОЙ АРФОЙ; Степан Жихарев – ГРОМОБОЕМ; Василий Львович Пушкин – «ВОТ, Я ВАС». Юного Александра Пушкина нарекли СВЕРЧКОМ.

Из издания в издание кочует констатация о том, что якобы лишь единственный участник литературного братства, а именно Николай Михайлович Карамзин, не имел шутливо-интригующего прозвища. На самом деле Карамзин имел статус «почётного гуся». К ПОЧЁТНЫМ ГУСЯМ относили, кроме почтеннейшего Карамзина, ещё несколько наипочтеннейших персон, а именно: князя Г.И. Гагарина, И.И. Дмитриева, Ю.А. Нелединско-Милецкого, князя А.Н. Салтыкова.

В ритуал заседаний входило неизменное поедание «арзамасского гуся», жареного гуся.

Строгие рамки регламента не позволяют более подробно представить

весьма любопытные материалы. Напомню, что возникновение «Арзамаса» связано с бурной реакцией на комедию А.А. Шаховского «Урок кокеткам, или липецкие воды», где князь Шаховской с едкой пародийностью избрал прототипа для своего героя не кого-нибудь, а «балладника» Жуковского. Десять лет назад, в 1805-ом, князь Шаховской памфлетно-карикатурно «ославил» Карамзина в ирои-героической поэме «Расхищенные шубы или комедия «Новый Стерн».

Итак, Липецк…Герой комедии Шаховского изрекает: «Однако мне сестра писала с восхищеньем, что воды жизнь дают, что Липецк рай земной». Князь Холмский с театральной живостью и красноречием подтверждает: «Я признаюсь вам: Липецк – рай земной! Любезность жителей и прелести природы…».

«Липецкая тема» звучит у Карамзина…

……Заслуживают введения в научный обиход, исследовательский оборот факты из «Писем с Липецких вод» П.Вяземского (журнал «Русский Музеум», 1815, № «), «Письмо к новейшему Аристофану» Д. Дашкова (из «Сына Отечества»), «Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей» Д. Блудова (племянника Державина), мемуары Ф. Вигеля.

Региональные источники раскрывают философско-психологическую, обстановку, цивилизационно-культурологическую атмосферу остроумия, искрометных импровизаций, публицистических «извержений», полемических баталий «сочленов» знаменитого литературного содружества, разместившихся в «ковчеге Арзамаса, дабы спастись в нем от Липецкого потопа».

(продолжение следует)

1.0x