Сообщество «Салон» 20:03 10 июня 2017

Леонид Утесов как родоначальник блатного шансона

Кто не знает Утесова? Его голос знаком миллионам граждан на всем просторе СНГ, узнаваем с первых слов! Ставим на патефон старую пластинку и слушаем.

С одесского кичмана
Бежали два уркана,
Бежали два уркана да на волю.
В вапняровской малине они остановились,
Они остановились отдохнуть.

Непривычный Утесов

Первая реакция – изумление и недоверие: это Утесов?! Да, это – Леонид Осипович Утесов, о котором все слышали, но знакомство с творчеством которого для большинства ограничивается неполным десятком песен, да и то, благодаря фильму «Веселые ребята».

Да, Утесов пел «У черного моря», «Мишку-одессита», «Марш веселых ребят», но первыми утесовскими шлягерами были песни совсем иного содержания. Пустим ленту кинохроники вспять и вернемся в Одессу 100-летней давности.

Я – Леня Утесов, оригинальный куплетист

Лазарь Вайнсбейн (Леонид Утесов) родился в многочисленной еврейской семье. Неизвестно, кем хотели видеть своего сына родители, но сам Лёдя (так называли его домашние) хотел быть только артистом. В 15 лет он уже играл на нескольких инструментах и пел. Пел всюду, где только можно – в синагоге, на свадьбах и просто на улице.

В 17 лет он стал артистом Кременчугского театра миниатюр, а к 20 он уже исколесил с театрами и балаганами всю Южную Украину. Чем же развлекал молодой Утесов своих слушателей? Куплетами на злобу дня, хитами одесских окраин - и все это сопровождалось пантомимой, шутками, отбиванием чечетки.

Чтобы представить, как это выглядело вживую – вспомните Бубу Касторского из «Неуловимых мстителей». Точно так же молодой Утесов отплясывал на деревянных мостках и напевал: «Я – Леня Утесов, оригинальный куплетист».

двойной клик - редактировать изображение

Портовые грузчики, рабочие доков и мастерских, уличные торговки, матросы, рыбаки, а также ворье и жулье – вот кто были самые первые слушатели и почитатели его таланта. Утесов пел для них и про них – «Гоп со смыком», «Мурка» и пр. «блатняк» были гвоздями его первых выступлений. И не только первых.

«С одесского кичмана»

В 1928 году Ленинградский театр сатиры поставил спектакль «Республика на колесах». Утесову в этом спектакле досталась роль пройдохи-уголовника Андрея Дудки. Для этого спектакля и именно «под Утесова» была написана песня «С одесского кичмана».

Успех песни был просто потрясающим. Где бы ни выступал Утесов, публика неизменно требовала «С одесского кичмана». В начале 30-х годов песню запретили к исполнению, как идеологически вредную, но ее все равно пела вся страна, а однажды легендарный блатняк прозвучал даже в Кремле.

«Кичман» в Кремле

В 1935 году в Георгиевском зале Кремля чествовали героев челюскинской эпопеи (по другой версии – папанинцев). Утесов спел «Полюшко-поле» и еще несколько идеологически выдержанных песен, джаз-оркестр сыграл фокстрот «Над волнами».

Во время перерыва между номерами за кулисами появился офицер с тремя ромбами в петлицах: «Товарищ Утесов, спойте «С одесского кичмана». «Не могу, - ответил Утесов. – Мне это петь категорически запрещено!» «Пойте, САМ просил!» Утесов спел. Полярники вопили от восторга. Трижды исполнил в тот вечер на бис Утесов запрещенный шлягер.

Через несколько дней Утесов встретил председателя реперткома и с издевкой сообщил ему, что на днях трижды исполнил «Кичман». Выслушав гневную тираду, что отныне он может считать себя безработным, да еще с волчьим билетом, Леонид Осипович уточнил, что пел по просьбе товарища Сталина, и в случае увольнения обратится непосредственно к нему с просьбой о трудоустройстве.

Понятно, что никто Утесова не уволил, а «Кичман» после этого концерта получил негласное право на эстрадную жизнь.

«Гоп со смыком»

Когда и откуда попала в репертуар Утесова эта песня – тайна, покрытая мраком. Сам Леонид Осипович воспоминаний об этом не оставил. Упоминаемый в первом куплете Подол (район г. Киева) дает основания предполагать, что песня родилась именно там. Киевский Подол – это то же, что Хитровка для Москвы, Молдаванка для Одессы и Лиговка для Питера – место, откуда выныривает на божий свет и где бесследно для полиции растворяется вся городская шпана и прочий уголовный элемент.

Скорее всего, Утесов обогатился этой песней в самом начале своей артистической карьеры. У слушателей всегда возникают вопрос о странном названии этой песни. Согласно одной из версий, Смык – была кличка знаменитого домушника, который ходил по свадьбам под видом музыканта, и когда гости и хозяева напивались что называется «в дым» и уже ни на что не реагировали, спокойно обчищал дом или квартиру.

Согласно другой версии название связано с разновидностью уличного грабежа. «Гоп со смыком» - это когда преступник внезапно нападает на жертву, ошеломляет ее, и, обчистив карманы или сдернув пальто, быстро убегает.

Какова бы ни была правда, но автор текста явно был близок к криминальному миру. Об этом свидетельствует со знанием дела перечисленный им набор воровского инструмента: фомка (воровской ломик), шпайер (револьвер), выдра (веревка).

«Как на Дерибасовской угол Ришельевской»

А вот этого не знает почти никто! Знаменитое «Оц-тоц-первертоц» было написано в 1917 году специально для «любимца Большой и Малой Арнаутских» Леонида Утесова и по его просьбе. Песня была частью музыкального юмористического спектакля «Одесские новости», в котором Утесов изображал уличного продавца газет. Одной из новостей, которую выкрикивал газетчик, и была сногсшибательная история бабушки-старушки.

У считающейся «народной» песни были вполне конкретные авторы: поэты Мирон Ямпольский, Яков Ядов и Яков Соснов. Но по праву в этом списке должен числиться и Леонид Утесов. Именно он пустил эту песню в массы, где она и благополучно живет уже почти 100 лет, и на покой уходить не собирается

«Мурка»

Знаменитую «Мурку» написал в 1921 году одесский поэт Яков Ядов. В первоначальном варианте в песне шла речь об обманутом муже, нашедшего свою жену в ресторане в компании некоего франта. Но, как это часто бывает, песня стала жить своей, неподвластной создателю жизнью. В ней появились блатные мотивы, воровская «малина», кожаная тужурка, наган и прочая одесская «романтика».

В годы НЭПа Утесов неоднократно исполнял «Мурку», и всегда с неизменным успехом. В начале 30-х гайки стали постепенно закручивать, репертуар утесовской «джаз-банды» начали чистить. Были вычеркнуты «С одесского кичмана», «Гоп со смыком», «Бублички», «Лимончики» и многие другие песни, «идеологически чуждые советскому строю». Пошла под нож и «Мурка».

Но уж больно хороша была мелодия, изумительна аранжировка! Жалко было отдавать «Мурочку» на заклание живодерам из Пролеткульта.

И тогда по просьбе Утесова к песне был написан абсолютно новый, нейтральный текст, который в числе прочих и подсунули цензорам из реперткома. Чиновники в тексте романса «У окошка» не заметили подвоха и допустили «романс» к исполнению. «Мурка» снова зазвучала с эстрады. Правда, с другими словами, но это никого не обманывало - это была все та же воровская «Мурка».

Первопроходец

По воспоминаниям современников, в репертуаре Утесова было много блатных песен. К сожалению, записи подавляющего большинства из них не сохранились по простой причине, что их никогда и не существовало. Даже то немногое, что мы имеем на сегодняшний день можно считать подарком судьбы и лично Леонида Осиповича.

Со временем ужесточались требования к репертуару, все меньше блатных песен звучало на концертах Утесова, и вскоре они пропали из репертуара певца совсем. Шансон ушел в подполье.

Сегодня в списке корифеев русского (блатного) шансона значатся Круг, Наговицын, Новиков, Вилли Токарев и многие другие. В свое время дань блатному жанру отдали Высоцкий и Розенбаум.

Нет в списке мэтров шансона фамилии Утесова. А ведь он первым со своим джаз-оркестром начал исполнять блатные хиты с эстрады, записывать их на грампластинки, которые расходились по всей советской России. Он легализовал шансон, заставил относиться к нему как культурному явлению, достойного внимания. Будем же ему благодарны за это.

Klim Podkova

Cообщество
«Салон»
19 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x